Дело № 5-11-538/2019 года П О С Т А Н О В Л Е Н И Е по делу об административном правонарушении г. Калач-на-Дону 29 ноября 2019 года Мировой судья судебного участка № 11 Волгоградской области Гасенина Н.А. рассмотрев 26 ноября 2019 года административный материал поступивший на судебный участок 11 ноября 2019 года в отношении: Самонина Анатолия Владимировича, родившегося  <ДАТА4> в г. <АДРЕС>,  зарегистрированного и проживающего по адресу: <АДРЕС> область  г. <АДРЕС>  ул   Революционная д 115,

привлекаемого к административной ответственности по ч.2. ст. 8.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

У С Т А Н О В И Л:

Самонин А.В. согласно протоколу об административном правонарушении № 36 от 02 ноября 2019 года, составленного старшим государственным лесным инспектором в калачёвском лесничестве Козлихиным А.В., привлекается к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Из протокола следует, что 02 ноября 2019 года в 16 часов 20 минут на территории Калачёвского участкового лесничества 02 ноября 2019года в 16 часов 20 минут в квартале К 69 выдел 38 ( защитные леса) Самонин А.В. с помощью бензопили БМ-5,5 « Могилев» осуществил спиливание ( вырубку) четырех сухостойных деревьев породы вяз диаметром 20 см, причинив тем самым ущерб государству на сумму 297 рублей 21 коп. Самонин А.В. в ходе рассмотрения административного материала вину признал в полном объеме, подтвердив обстоятельства изложенные в протоколе и просил не применять в отношении него конфискацию бензопили и автомобильного прицепа, пояснив, что данные предметы ис пользуются им в хозяйстве в других целях. Вину он осознал, правонарушение совершил впервые, раскаивается. Мировой судья выслушав Самонина А.В, свидетеля Байчуина С.В, исследовав материалы дела, мировой судья приходит к выводу о наличии в действиях Самонина А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.28 Кодекса РФ об административной ответственности. Согласно ч 1 , ч 3 ст 16 Лесного Кодекса Российской Федерации рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу). Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. Лесное законодательство содержит понятие выборочной санитарной рубки, которая проводится с целью улучшения санитарного состояния насаждений, при которой вырубаются сухостойные, усыхающие, поврежденные болезнями, заселенные вредителями, а также другие поврежденные деревья. Согласно ч 1 и ч 3 ст 30 Лесного Кодекса Российской Федерации граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Согласно пунктов 10, 11, 12 Правил санитарной безопасности в лесах, Утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 г. N 607 в случае гибели лесов или ухудшения их санитарного и лесопатологического состояния осуществляются меры санитарной безопасности в лесах, предусмотренные настоящими Правилами. В случае гибели лесов или ухудшения их санитарного и лесопатологического состояния вследствие чрезвычайных ситуаций природного и антропогенного характера ликвидация последствий таких чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и другими федеральными законами. Граждане и юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения погибших или поврежденных вредными организмами, иными природными и антропогенными воздействиями лесных насаждений обязаны в 5-дневный срок со дня обнаружения таких насаждений проинформировать об этом органы государственной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченные органы). Указанная информация является основанием для проведения лесопатологических обследований. Рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, уборка неликвидной древесины, рубка аварийных деревьев проводятся в соответствии с настоящими Правилами, а также утвержденными в установленном порядке правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах и правилами ухода за лесами. Согласно п 3 Правил заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474, граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений ( п 5 ) <1>. <1>. Согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22 ноября 2017 года № 626 « Об утверждении правил ухода за лесами» рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями, должны осуществляться для достижения следующих результатов, улучшение возрастной структуры и породного состава лесных насаждений, повышение качества и устойчивости лесных насаждений, сохранение и усиление защитных, водоохранных, санитарно-гигиенических свойств лесных насаждений, поддержание и восстановление биологического разнообразия лесов, повышение продуктивности насаждений (их ресурсного потенциала, сокращение сроков выращивания технически спелой древесины, рациональное использование ресурсов древесины. ( п 9) Указанные законоположения свидетельствуют о том, что выборочная санитарная рубка, как и все другие виды рубок, должна проводиться в установленном законом порядке. Следовательно, рубка подобного рода деревьев, проводимая в нарушении указанного порядка, должна расцениваться как незаконная . Мировым судьёй установлено, что 02 ноября 2019 года в 16 часов 20 минут на территории Калачёвского участкового лесничества 02 ноября 2019года в 16 часов 20 минут в квартале К 69 выдел 38 ( защитные леса) Самонин А.В. с помощью бензопили БМ-5,5 « Могилев» осуществлял спиливание ( вырубку) четырех сухостойных деревьев породы вяз диаметром 20 см, причинив тем самым ущерб государству на сумму 297 рублей 21 коп, при этом как установил мировой судья вырубка деревьев Самониным А.В проводилась без договора купли-продажи древесины, а также на участке не арендованным и не принадлежащем Самонину А.В. Таким образом, действия Самонина А.В по вырубке леса нельзя признать законным. Объективной стороной административного правонарушения предусмотренного ч 2 ст 8.28 КоАП ПФ является совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Согласно примечанию к статье 260 УК РФ уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений наступает при значительном размере, то есть если ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышает пять тысяч рублей. Размер ущерба причиненного Самониным А.В. на сумму 297 рублей 21 коп рассчитан на основании Методике, утвержденной Постановлением правительства Российской Федерации № 1730 от 29 декабря 2018 года. Таким образом деяние совершенное Самониным А.В. не содержит признаков уголовно наказуемого деяния. Мировой квалифицирует действия Самонина А.В. по ч 2 ст 28.8 КоАП РФ как незаконная рубка, совершенная с применением механизмов, автомототранспортных средств. Вина Самонина А.В. подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 36 от 02 ноября 2019 года согласно которому Самонин А.В. полностью согласился с обстоятельствами изложенными в нем, что подтверждается его подписью без каких-либо замечаний по его составлению, фототаблицей к протоколу, актом изъятия у Самонина А.В. предметов совершения административного правонарушения - бензопили БМ-5,5 « Могилев» и автомобильного прицепа, находящихся на складе « Калачёвское лесничество», протоколом о лесонарушении № 6 от 02 ноября 2019 года. Данные доказательства в своей совокупности и каждый в отдельности является допустимым доказательством по делу. Санкция ч 2 ст 28.8 КоАП РФ предусматривает наказание в виде штрафа с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой. Следует отметить, что конфискация как вид административного наказания и изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, различается по правовым последствиям. При применении судами конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения передаются в федеральную собственность или собственность субъекта РФ ( ч 1 ст 3.7 КоАП РФ) В случае осуществления судом изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожаются, вещи, не изъятые из оборота, подлежат возвращению собственнику, законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации ( ч 3 ст 3.7, пункты 1.2.2.1, ч 3 ст 29.10 КоАП РФ). Из разъяснений п 23.2 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 года « О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что в соответствии со статьями 3.2 и 3.7 КоАП РФ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания и может быть применена судьей при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания только в случае, если этот вид административного наказания предусмотрен санкцией соответствующей статьи (частью статьи) Особенной части КоАП РФ. При применении административного наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения надлежит учитывать положения части 4 статьи 3.7 КоАП РФ, в соответствии с которыми конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 КоАП РФ. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает конфискацию орудия совершения административного правонарушения в качестве одного из видов административного наказания, назначаемого судьей, и определяет ее как принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей; при этом не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их собственнику, а также изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению (пункт 4 части 1 статьи 3.2, части 1 и 3 статьи 3.7). Таким образом, в административном законодательстве (в отличие от уголовного и уголовно-процессуального законодательства) конфискация орудия совершения административного правонарушения как вид наказания не применяется лишь в случае, если соответствующее имущество находилось во владении правонарушителя незаконно; во всех остальных случаях предполагается, что орудие совершения административного правонарушения может быть конфисковано независимо от того, принадлежит оно правонарушителю на праве собственности или нет. Мировым судьёй установлено, что согласно документам по приобретению бензопили БМ-5,5 « Могилев» с помощью которой Самонин А.В осуществлял вырубку леса принадлежит ему. Из показаний самого Самонина А.В, а также допрошенного в судебном заседании свидетеля Байчурина С.В. установлено, что автомобильный прицеп с помощью которого осуществлялась вырубка лесных насаждений также принадлежит Самонину А.В. Таким образом, вышеуказанные орудия правонарушения принадлежат Самонину А.В, а потому подлежат конфискации в собственность государства. Вместе с тем, мировой судья приходит к выводу о назначении Самонину А.В. наказания в виде штрафа без конфискации орудий совершения административного правонарушения. Приходя к такому выводу мировой судья исходит из того, что бензопила, так же как и автомобильный прицеп используются Самониным А.В в хозяйстве, сам Самонин А.В. впервые привлекается к административной ответственности за нарушение Лесного законодательства, сумма ущерба причиненного государству является небольшим размером. При назначении наказания в виде штрафа мировой судья принимает во внимание характер совершенного административного правонарушения , наличие смягчающих административную ответственность обстоятельства Смягчающими административную ответственность обстоятельствами мировой судья признает признание вины, раскаяние, возмещение причиненного государству ущерба. Отягчающих административную ответственность обстоятельств мировым судьёй не установлено. При указанных обстоятельствах, мировой судья, с учётом данных о личности правонарушителя, полагает возможным назначить Самонину А.В. административное наказание, в соответствии с санкцией части 2 ст. 8.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде минимального размера административного штрафа с конфискацией продукции незаконного природопользования- фрагментов незаконно спиленных деревьев, без конфискации орудий совершения административного правонарушения. На основании изложенного, руководствуясь частью 2 ст. 8.37, ст. ст. 29.9 - 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья П О С Т А Н О В И Л: ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░. 8.28 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 000 (░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░ ░░-5,5 « ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░: ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░ ░\░ 04292005400), ░░░ 34421░03030, ░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░\░ 40101810300000010003, ░░░ 041806001, ░░░░░░░░ ░░░░░░░: ( 05311625071016000140) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░<░░░1>