Дело № 5-371/2018ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
11 сентября 2018 года пгт.Тымовское Сахалинскойобласти
Мировой судья судебного участка № 15 Тымовского района Сахалинской области Григоренко Л.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора муниципального унитарного предприятия «Тепловик» Грудняк Василия Анатольевича, <ДАТА2> рождения, уроженца <АДРЕС> района <АДРЕС> области, зарегистрированного и проживающего по адресу: <АДРЕС> область, <АДРЕС>, улица <АДРЕС>, дом 20, квартира 22,
установил:
В соответствии с протоколом об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА3> Грудняк В.А., являясь должностным лицом, директором Муниципального унитарного предприятия «Тепловик» (далее по тексту, - МУП «Тепловик») не выполнил в установленный срок, до <ДАТА4>, законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушения законодательства. Административное правонарушение совершено по адресу: <АДРЕС> область, <АДРЕС>, улица <АДРЕС>, дом 8.
Дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, в соответствии с частью 2 статьей 25.1 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель Грудняка В.А. <ФИО1> в судебном заседании показала следующее. Часть пунктов предписания (2, 3, 4, 7) юридическое лицо не имело возможности исполнить самостоятельно, так как собственником земельных участков, отведенных под объекты водоканализационного хозяйства, и расположенных в <АДРЕС> и <АДРЕС> является КУМС «<АДРЕС> городской округ».
Станция биологической очистки БОС-1 передана МУП «Тепловик» без производства пуско-наладки технологического процесса биологической очистки сточных вод, а также с нарушением конструктивных проектных недоработок, которые до настоящего времени не устранены. Об указанных нарушениях собственник КУМС МО «<АДРЕС> городской округ», а также Министерство ЖКС <АДРЕС> области были оповещены своевременно.
По нарушениям, указанным в пункте 10 предписания, МУП «Тепловик» сообщало в письменном виде об их устранении в срок до <ДАТА5>, то есть до проведения внеплановой проверки (исх. 1646 от <ДАТА6>). Данное обращение представитель юридического лица расценивает как ходатайство о продлении срока исполнения предписания, которое должностным лицом по существу рассмотрено не было.
Остальные пункты предписания находит не основанными на законе, в связи с чем просит прекратить производство по делу.
Заслушав <ФИО1>, исследовав материалы дела, исхожу из следующего.
Согласно статье 3 Федерального закона от <ДАТА7> N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В статье 1 вышеназванного Закона государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы определены как нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В силу пункта 2 статьи 2 Закона, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу статьи 11 Закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <ДАТА8> N 18 введены в действие санитарные правила - СП 1.1.1058-01, согласно п. 1.5 которых, юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Согласно п. 2.1 - 2.4 Правил, производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <ДАТА9> N 100 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила СП 2.2.2.1327-03, согласно п. 1.1 которых, санитарно-эпидемиологические правила "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту разработаны в соответствии с Федеральным законом от <ДАТА7> N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА10> N 554 "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании". Согласно п. 1.2, 1.3, 2.13 Правил, настоящие Санитарные правила являются нормативно правовым документом, определяющим гигиенические требования по предотвращению воздействия на работающих вредных производственных факторов и охрану окружающей среды с целью улучшения условий труда и состояния здоровья работающих. Требования Санитарных правил являются обязательными при проектировании, внедрении в производство и осуществлении технологических процессов и эксплуатации производственного оборудования во всех отраслях промышленности (кроме горнорудной и угольной), транспорта, строительства и сельского хозяйства, для всех юридических и физических лиц, независимо от ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности. Рабочие и служащие, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <ДАТА11> N 27 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 1.2.2353-08 "Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности", согласно п. 1.5, 1.6, 3.6 которых Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику онкологической заболеваемости. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими деятельности обязаны проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия по обеспечению требований настоящих санитарных правил в целях профилактики онкологической заболеваемости. В рамках мероприятий социально-гигиенического мониторинга с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в канцерогеноопасных организациях проводится санитарно-гигиеническая паспортизация, по результатам которой формируется база данных о канцерогеноопасных организациях.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <ДАТА12> N 21 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений", которыми установлены допустимые микроклиматические условия на рабочих местах производственных помещений.
В соответствии с пунктом 122 Инструкции по санитарному содержанию помещений и оборудования производственных предприятий от <ДАТА13> <НОМЕР>, спецодежда работающих должна подвергаться своевременному ремонту и стирке, а в производствах, связанных с воздействием ядовитых радиоактивных и опасных по инфекциям продуктов - дегазации и дезинфекции, а защитная одежда - дезактивации и стирке.
Порядок выдачи, пользования и ухода за спецодеждой должен регулироваться специальной инструкцией в соответствии с особенностями производства.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от <ДАТА14> N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в частности, выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Как установлено в судебном заседании заместителем начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <АДРЕС> области в Александровск-Сахалинском, Тымовском и Ногликском районах <ФИО2>, на основании акта проверки <НОМЕР>, <ДАТА15> в адрес Муниципального унитарного предприятия «Тепловик» было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, со сроком его исполнения <ДАТА4>. Срок предписания юридическим лицом не продлевался.
Довод представителя МУП «Тепловик» о том, что информационное письмо, направленное юридическим лицом в адрес заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <АДРЕС> области в Александровск-Сахалинском, Тымовском и Ногликском районах (исх. <НОМЕР>) о выполнении ряда мероприятий во исполнение указанного предписания, свидетельствует об обращении с ходатайством о продлении срока его исполнения, является несостоятельным ввиду отсутствия такой просьбы по тексту, а также срока его направления.
<ДАТА3>, на основании распоряжения начальника руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <АДРЕС> области от <ДАТА17> <НОМЕР>, должностным лицом в отношении МУП «Тепловик» проведена проверка, в результате которой установлено, что предприятием в срок до <ДАТА4> предписание от <ДАТА15> выполнено не в полном объеме.
Так, согласно акта проверки <НОМЕР> от <ДАТА3>, МУП «Тепловик»: не обеспечены границы первого пояса подземных водозаборов в <АДРЕС> на расстоянии 30 метров от водозабора (пункты 2, 3); не восстановлено частично нарушенное ограждение территории первого пояса подземных водозаборов в <АДРЕС> (пункт 4); не обеспечены соответствующие очистка и обеззараживание сточных вод, опасных по эпидемиологическому критерию при сбросе в водоемы, в соответствии с требованиями санитарных норм (пункт 7); не проведен ремонт в производственных и бытовых помещениях гаража, отсутствует: обеспечение горячей водой для мытья рук, оборудование душа, организация стирки спецодежды для работающих (пункты 10, 13, 15); работники не обеспечены шкафами с двумя отделениями для верхней и спецодеждой на КНС, КОС, в бытовке слесарей АВР (водопровод) (пункт 13); не представлено документарное подтверждение (в т.ч. фотографии) организации стирки и дезинфекции спецодежды работников КНС, слесарей АВ (водопровод, канализация) (пункты 15, 16); не представлено документарное подтверждение (в т.ч. фотографии) обеспечения работающих с веществами, вызывающими раздражение кожи рук, профилактическими пастами и мазями (машинист (кочегар) котельной, слесаря и др.), дезинфицирующими средствами (работников КОС, БОС, КНС, слесаря АВР (канализация) (пункт 18); не предоставлены протокол измерений температуры воздуха в подразделениях УВКХ на рабочих местах машинистов насосных установок в помещении приемного бункера ниже уровня земли (КНС), операторов очистных сооружений (БОС) в помещении ТБО (для сброса крупных отходов), в производственном помещении и в приемном помещении, подтверждающий ее соответствие санитарным нормам (пункт 20); не организовано проведение паспортизации химических канцерогенных веществ, в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.2353-08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности» и методических указаний МУ 2.29.2493-09 по подразделениям с учетом всех канцерогенных веществ (в том числе бенз(а)пирена, минеральных масел, отработанных газов дизельных двигателей, сажи и т.д.) (пункт 23). На основании чего в отношении МУП «Тепловик» <ДАТА3> составлен протокол об административном правонарушении <НОМЕР>.
Оценивая довод представителя юридического лица о невозможности выполнения пункта 7 предписания, мировой судья исходит из следующего.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <ДАТА18> утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод», согласно пункту 4.1.1 которых в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 100, числа общих колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 500 и числа колифагов БОЕ/100 мл <= 100.
Как установлено в судебном заседании, при проведении проверки <ДАТА15>, в нарушении пункта 4.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод» сточные воды после очистки на блоке очистных сооружений (БОС) <АДРЕС>, на канализационных очистных сооружениях (КОС) железнодорожного городка сбрасываются в водные объекты без соответствующей очистки и обеззараживания. Выявленное нарушение МУП «Тепловик» было необходимо устранить в срок до <ДАТА4>.
Станция биологической очистки БОС-1 передана МУП «Тепловик» без производства пуско-наладки технологического процесса биологической очистки сточных вод, а также с нарушением конструктивных проектных недоработок, которые не устранены по настоящее время. Строительство объекта «Реконструкция водоотведения в <АДРЕС> не является завершенным, так как пуско-наладочные работы специализированной организацией не проводились, очистные сооружения собственником (КУМС «<АДРЕС> городской округ») переданы предприятию на праве хозяйственного ведения.
Довод представителя юридического лица о невозможности выполнения пунктов 2, 3, 4 предписания, связанных с обеспечением границ первого пояса подземных водозаборов в <АДРЕС> и <АДРЕС>, организации зоны санитарной охраны на скважине в <АДРЕС> и восстановлении частично нарушенного ограждения территории первого пояса подземных водозаборов <АДРЕС> и <АДРЕС>, в связи с тем, что указанные скважины являются собственностью КУМС МО «<АДРЕС> городской округ», является также состоятельным.
Так, из информационного письма Комитета по управлению муниципальной собственностью «<АДРЕС> городской округ» <НОМЕР> от <ДАТА19> усматривается, что на земельные участки, отведенные под объекты водоканализационного хозяйства, расположенные по адресам: <АДРЕС>, улица <АДРЕС>, 2А (кад.номер <НОМЕР>); <АДРЕС>, улица <АДРЕС>, 2В (кад.номер <НОМЕР>); <АДРЕС>, улица <АДРЕС> (кад.номер <НОМЕР>), зарегистрировано право муниципальной собственности и числятся в казне муниципального образования.
Указанное обстоятельство препятствовало МУП «Тепловик» выполнить пункты 2, 3, 4 предписания от <ДАТА15>.
В соответствии с пунктами 97 и 98 Инструкции по санитарному содержанию помещений и оборудования производственных предприятий от <ДАТА13> <НОМЕР>, на каждом предприятии должны быть оборудованы санитарно-бытовые помещения для работающих (умывальные, душевые, гардеробные или шкафы для одежды, уборные и пр.). Состав санитарно-бытовых помещений, а также их размеры и оборудование определяются характером производства и должны соответствовать требованиям СН 245-63. При этом, в инструкции не указано на необходимость обеспечения наличия на каждого работающего шкафов с двумя отделениями. Доказательств отсутствия гардеробных или шкафов для одежды для работающих на момент проверки в судебное заседание не представлено, ввиду чего мировой судья исключает из вмененного объема и данное нарушение.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что должностным лицом допущено невыполнение в установленный срок, до <ДАТА4>, законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушения законодательства, в части:
- не проведен ремонт в производственных и бытовых помещениях гаража, отсутствует: обеспечение горячей водой для мытья рук, оборудование душа, организация стирки спецодежды для работающих (пункты 10, 13, 15);
- не представлено документарное подтверждение (в т.ч. фотографии) организации стирки и дезинфекции спецодежды работников КНС, слесарей АВ (водопровод, канализация) (пункты 15, 16);
- не представлено документарное подтверждение (в т.ч. фотографии) обеспечения работающих с веществами, вызывающими раздражение кожи рук, профилактическими пастами и мазями (машинист (кочегар) котельной, слесаря и др.), дезинфицирующими средствами (работников КОС, БОС, КНС, слесаря АВР (канализация) (пункт 18);
- не предоставлены протокол измерений температуры воздуха в подразделениях УВКХ на рабочих местах машинистов насосных установок в помещении приемного бункера ниже уровня земли (КНС), операторов очистных сооружений (БОС) в помещении ТБО (для сброса крупных отходов), в производственном помещении и в приемном помещении, подтверждающий ее соответствие санитарным нормам, для подтверждения выполнения пункта 20 предписания;
- не организовано проведение паспортизации химических канцерогенных веществ, в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.2353-08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности» и методических указаний МУ 2.29.2493-09 по подразделениям с учетом всех канцерогенных веществ (в том числе бенз(а)пирена, минеральных масел, отработанных газов дизельных двигателей, сажи и т.д.) (пункт 23).
По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо указанных в статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА21> N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Таким образом, срок привлечения Грудняка В.А. к административной ответственности по настоящему делу истек <ДАТА4>.
В соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 24.5, ст.ст. 29.9, 29.10, ч. 1 ст. 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
постановил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░░ 19.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> <░░░░░> ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░22>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.<░░░3>