2-348/2016 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Воркута |
11 февраля 2016 года |
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Екимовой Н.И., при секретаре судебного заседания Корзун В.Ю., с участием прокурора Рассказова Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Воркуты в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Республики Коми «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Воркуты», Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,
установил:
прокурор г.Воркуты обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности и профинансировать выполнения мероприятий, связанных с устранением нарушений требований пожарной безопасности, в котором просил обязать Государственное казенное учреждение Республики Коми «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Воркуты» (до переименования – ГБУ РК«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Воркуты» выполнить эвакуационные выходы со 2-го этажа здания непосредственно наружу, в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям в здании, расположенном по адресу: г. Воркута, ул.Московская, д. 10а, и обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (до переименования Министерство труда и социальной защиты Республики Коми) профинансировать выполнение мероприятий, связанных с устранением выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Исковые требования мотивированы тем, что при проведении Отделом надзорной деятельности г.Воркуты плановой выездной проверки в отношении ГКУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Воркуты» (далее – Учреждение) были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые до настоящего времени не устранены. Поскольку в Учреждении временно пребывают несовершеннолетние лица, нарушение требований законодательства о пожарной безопасности создает непосредственную опасность причинения вреда здоровью и угрозу жизни в случае пожара и может повлечь за собой тяжкие последствия.
В письменном отзыве Учреждение, не соглашаясь с исковыми требованиями, ссылается на то, что здание было введено в эксплуатацию до вступления в силу СНиП 21-01-97*, в связи с чем нормы, предписывающие наличие эвакуационных выходов, не являются обязательными для исполнения.
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (далее- Министерство) в письменном отзыве просило в удовлетворении требований отказать, поскольку применение более поздних норм является правом, а не обязанностью собственника, эксплуатирующего здание. Кроме того, в бюджете Республики Коми отсутствуют денежные средства на реконструкцию спорного объекта.
Прокурор в судебном заседании требования иска поддержала по доводам, изложенным в иске.
Ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, просили рассмотреть дело без их участия.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, рассмотрел дело при имеющееся явке.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статей 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
В пункте 3 статьи 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
В силу ст. 37 Федерального закона РФ от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" на предприятия, учреждения и организации возложена обязанность, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров; соблюдать требования пожарной безопасности; обучать своих работников мерам пожарной безопасности; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно п. 33 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями статьи 84 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
На основании статьи 17 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требованиями к обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения являются, в том числе расположение, габариты и протяженность путей эвакуации людей (в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) при возникновении пожара, обеспечение противодымной защиты путей эвакуации, характеристики пожарной опасности материалов отделки стен, полов и потолков на путях эвакуации, число, расположение и габариты эвакуационных выходов.
Как следует из материалов дела, ГКУ РК «СРЦН» г.Воркуты является специализированным государственным учреждением, предназначенным для временного проживания, социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет. Учредителем и собственником имущества Учреждения является Республика Коми. Полномочия и функции учредителя осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми. Здание, расположенное по адресу: г.Воркута, ул.Московская, д.10-А, находится в государственной собственности Республики Коми и в оперативном управлении Учреждения.
На основании распоряжения от 07.08.2012 ... в указанном выше здании 22.08.2012 была проведена плановая проверки соблюдения Учреждением установленных требований пожарной безопасности.
В ходе плановой проверки Отделом надзорной деятельности выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: п.33 ППР в РФ, пункта 6.13 СНиП 21-01-97* - не выполнены эвакуационные выходы со 2-го этажа здания непосредственно наружу, в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям.
По результатам проверки руководителю Учреждения было выдано предписание ... от 22.08.2012 об устранении выявленных нарушений в срок до 01.09.2013, за невыполнение которого, постановлением ОНД г.Воркуты от 24.04.2012 руководитель Учреждения была привлечена к административной ответственности по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.
16.09.2013 ОНД г.Воркуты на основании распоряжения от 06.09.2013 ... проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлены аналогичные нарушения требований пожарной безопасности, в связи с чем руководителю Учреждения выдано предписание об устранении нарушении в срок до 10.09.2014.
Постановлением мирового судьи Тундрового судебного участка г.Воркуты от 08.10.2013 и.о. директора Учреждения привлечена к административной ответственности по ч. 13 ст.19.5 КоАП РФ.
Аналогичные нарушения требований пожарной безопасности были выявлены в ходе внеплановой проверки 30.09.2014, по результатам которой руководителю выдано предписание об устранении нарушений в срок до 25.09.2015.
Постановлением ОНД г.Воркуты от 14.10.2014 ... руководитель Учреждения привлечена к административной ответственности по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи Северного судебного участка г.Воркуты от 17.10.2014 руководитель Учреждения привлечена к административной ответственности по ч.13 ст.19.5 КоАП РФ.
23.11.2015 ОНД г.Воркуты на основании распоряжения от 09.11.2015 ... проведена внеплановая проверка, в ходе которой выявлены аналогичные нарушения.
По результатам проверки руководителю Учреждения выдано предписание устранить нарушения в срок до 30.05.2016.
Постановлением ОНД г.Воркуты от 26.11.2015 ... руководитель Учреждения привлечена к административной ответственности по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи Тундрового судебного участка г.Воркуты от 25.12.2015 руководитель Учреждения привлечена к административной ответственности по ч.13 ст.19.5 КоАП РФ.
Законность вынесенных предписаний Учреждением не оспаривалась, постановления о привлечении руководителя к административной ответственности вступили в законную силу. Доказательств того, что выявленные нарушения устранены, а также их неустранимость в ходе рассмотрения дела не представлены.
Установленные должностным лицом органа государственного пожарного надзора обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами.
Поскольку помещение, расположенное по адресу: г.Воркута, ул.Московская. д.10А, находящееся в оперативном управлении Учреждения, на протяжении длительного периода времени используется для размещения социально значимого учреждения – «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Воркуты», а факт нарушения требований пожарной безопасности нашел своё подтверждение, исковые требования подлежат удовлетворению.
С учетом того, что контролирующим органом установлен срок устранения нарушений – 30.06.2016, суд приходит к выводу о необходимости устранения указанных недостатков в срок до 30.06.2016.
Довод ответчика о нераспространении норм СНиП 21-01-97 на спорное здание, поскольку оно построено в 1960 году, в то время как такие строительные нормы и правила приняты с 1997 года, является несостоятельным по следующим основаниям.
Из части 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) следует, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Вместе с тем материалы дела не содержат доказательств того, что Законом N 123-ФЗ установлены более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.
Суд полагает, что в данном случае имеет место угроза жизни и здоровью находящихся в Учреждении детей, а с учетом особой группы субъектов, на которые распространяется в данном случае противопожарные требования - несовершеннолетние дети, находящиеся в местах массового их скопления, находит, что такое нарушение приводит к недопустимому риску для их безопасности.
Разрешая вопрос о возложении на Министерство обязанности профинансировать выполнение мероприятий, связанных с устранением выявленных нарушений требований пожарной безопасности, суд исходит из следующего.
Учреждение по своей организационно-правовой форме является государственным казенным учреждением.
Согласно Уставу учреждения источниками финансового обеспечения учреждения являются субсидии, получаемые из республиканского бюджета Республики Коми (субсидии на выполнение государственного задания и субсидии на иные цели), иные источники, не запрещенные законодательством РФ. Учредителем и собственником имущества Учреждения является Министерство.
В соответствии с п.4 ст.123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Деятельность казенного учреждения обеспечивается за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, на основании которой казенное предприятие должно принять установленное в ней бюджетное обязательство и исполнить его (ст. 6, 161, 162 БК РФ).
Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации (ч.1 ст.221 БК РФ)
Финансирование Учреждения осуществляется Министерством, которое является главным распорядителем средств Республиканского бюджета.
В связи вышеизложенным исполнение требований пожарной безопасности является обязанностью не только Учреждения, но и Министерства как отраслевого органа.
Доводы Министерства о том, что в бюджете не предусмотрены денежные средства на указанные цели не могут быть приняты во внимание, поскольку фактически предписание надзорного органа не исполняется на протяжении 5 лет, а невыполнение требований пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровья несовершеннолетних.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора города Воркуты в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Государственное казенное учреждение Республики Коми «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Воркуты» устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, а именно: выполнить эвакуационные выходы со 2-го этажа здания непосредственно наружу, в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям в здании, расположенном по адресу: г. Воркута, ул.Московская, д. 10а, в срок до 30 мая 2016 года.
Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми профинансировать выполнение мероприятий, связанных с устранением выявленных нарушений требований пожарной безопасности, указанных Отделом надзорной деятельности г.Воркуты в предписании ... от 23.11.2015.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 12 февраля 2016 года.
Председательствующий |