ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<ДАТА1> г. <АДРЕС>
Мировой судья судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> судебного района г. <АДРЕС> области <ФИО1>, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении <НОМЕР> в отношении <ФИО2> по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
<ДАТА2> в отношении <ФИО2> составлен протокол <НОМЕР> об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
В ходе изучения административного материала в порядке п.п. 3 и 5 ст. 29.1 КоАП РФ и с учетом ст. 26.1 КоАП РФ выявлен ряд недостатков, не позволяющих объективно и полно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Установление лица, совершившего противоправное действие (бездействие), за которое КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в соответствии с п. 2 ст. 26.1 КоАП РФ входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении. При этом сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу, указываются как в протоколе (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ), так и в постановлении по делу об административном правонарушении (п. 3 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ).
Содержание протокола об административном правонарушении с очевидностью свидетельствует о том, что он составлен в отношении физического лица, которое не принимало участие при составлении протокола об административном правонарушении. Документов, подтверждающих идентификационные данные лица, в отношении которого он составлен, материалы не содержат.
Таким образом, мировой судья исходит из того, что протокол составлен в отношении лица, личность которого не установлена.
Отмеченное обстоятельство лишает мирового судью возможности установить все юридически значимые обстоятельства, проверить обоснованность предъявленного физическому лицу обвинения в совершении административного правонарушения и принять правильное решение по делу, что является основанием в силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ для возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Из руководящих разъяснений Верховного Суда РФ, а именно п. 23.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА3> N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Постановлении Верховного Суда РФ от <ДАТА4> N 60-АД15-3 во взаимосвязи со ст. 29.6 КоАП РФ следует, что стадии подготовки к рассмотрению дела и рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, осуществляются в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела и только в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ, (п. 23.4 введен Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА5> N 40).
То есть законом установлен сокращенный срок для рассмотрения административных дел данного вида.
В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <ДАТА6> N 52 "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях" указано, что продление сокращенных сроков рассмотрения дел недопустимо. Данное постановление является официальным легальным толкованием закона.
При решении вопроса о назначении виновному лицу административного наказания конкретного вида и размера необходимо иметь в виду, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административный арест за совершение административного правонарушения, назначается с учетом требований статьи 3.9 КоАП РФ, а также характера совершенного административного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и иных обстоятельств дела, когда применение иного, более мягкого административного наказания из числа предусмотренных санкцией подлежащей применению статьи (ее части) не будет отвечать задачам законодательства об административных правонарушениях и целям административного наказания.
Решение о назначении обязательных работ может быть принято судом только в присутствии привлекаемого к административной ответственности лица. Запрета назначать обязательные работы лицам, не оплатившим административный штраф, закон не содержит.
При этом следует учитывать, что законодателем установлен запрет на назначение отдельным категориям лиц административного наказания в виде административного ареста, а также обязательных работ (часть 2 статьи 3.9 и часть 3 статьи 3.13 КоАП РФ).
В отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу. При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
Согласно правовой позиции, выраженной в абз. 2 п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА7> N 52 "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях" судья вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица при соблюдении следующих условий: у судьи имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела, в том числе посредством СМС-сообщения в случае его согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату; по данному делу присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, не является обязательным и не было признано судом обязательным (часть 3 статьи 25.1 КоАП РФ); этим лицом не заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения (абзац второй пункта 14 Постановления).
Кроме того, установленные судебным ведомством электронные шаблоны статистической отчетности автоматически исходят из возможного применения к правонарушителям санкции в виде административного ареста и обязательных работ, соответственно, указание в шаблоне на то, что дело об административном правонарушении не было рассмотрено в установленный законом срок, то есть в день получения административного материала, ведет к фиксации дела как рассмотренного с нарушением сроков, что влияет на оценку качества работы судьи.
Отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, документов устанавливающих его личность, сведений для оперативного извещения лица, привлекаемого к административной ответственности (согласие на смс-оповещение, номер телефона, электронная почта), сведений для установления всех обстоятельств для дела, входящих в предмет доказывания, следует рассматривать как иные обстоятельства, влекущие невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, за совершение которого санкцией ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного ареста.
Изложенное свидетельствует о том, что указанные недостатки являются существенными, в связи с неполнотой представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, при разрешении данного дела об административном правонарушении не смогут быть выполнены в полном объеме требования ст. 24.1 и ст. 26.1 КоАП РФ, что повлечет нарушение права <ФИО2> на справедливое судебное разбирательство.
При изложенных обстоятельствах протокол об административном правонарушении с иными материалами дела подлежит возвращению в административную комиссию <АДРЕС> района городского округа <АДРЕС> на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить протокол <НОМЕР> и приложенные материалы в отношении <ФИО2> по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в административную комиссию <АДРЕС> района городского округа <АДРЕС>.
Определение может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, а также опротестовано прокурором по правилам ст. ст. 30.1 - 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Мировой судья подпись <ФИО1>
Копия верна
Мировой судья <ФИО1>