Решение
Именем Российской Федерации
г. Чехов Московской области ДД.ММ.ГГГГ
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Шахбанова А.А.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО4 городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ФИО4 муниципального района Московской области, ГБУЗ МО Чеховская «Центральная районная поликлиника» о понуждении к исполнению обязанности в натуре,
установил:
Истец предъявил в суд уточненный иск к ответчику, в котором просит обязать Администрацию Чеховского муниципального района не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу, оборудовать вход в здание поликлинического отделения, расположенного по адресу: МО, ФИО4 <адрес> пандусом с поручнем в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Представитель истца в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала и пояснила, что ФИО4 городской прокуратурой с привлечением специалистов Министерства социальной защиты населения <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов обеспечении беспрепятственного доступа к социальным объектам, расположенным на территории ФИО4 <адрес>.
Так, проверкой установлено, что органами местного самоуправления допускаются нарушения требований действующего законодательства при входе в здание амбулаторно-поликлинического отделения, расположенной по адресу: <адрес>.
В нарушение требований закона на указанном объекте инфраструктуры - поликлинического отделения, расположенной по адресу: <адрес>, ФИО4 <адрес> вход в здание не оборудован пандусом с поручнем, кнопкой вызова;
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещении (компенсации) ограничений жизнеспособности и направленных на создание им равных условий с другими гражданами возможностей участвовать в жизни общества (ст2 ФЗ №181-ФЗ от 24.11.1995г «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Поскольку при отсутствии соответствующего технического приспособления в указанном объекте лица, не имеющие возможности передвигаться самостоятельно, без помощи технических средств реабилитации инвалидов, лишены возможности в полной мере осуществлять свои права и законные интересы, нарушено гарантированное государством равенство прав и свобод человека и гражданина, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика – Администрации ФИО4 муниципального района <адрес> в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика – ГБУЗ «<адрес> поликлиника» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суд своевременно не известил и не просил о рассмотрении дела в их отсутствие.
3- лицо- представитель АГП Столбовая в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суд своевременно не известил и не просил о рассмотрении дела в их отсутствие.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, 3- лица.
Заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Совета депутатов <адрес> ФИО4 муниципального района от 04.03.2014г. № «О ликвидации Администрации <адрес>» принято решение о ликвидации Администрации <адрес> и создании ликвидационной комиссии по ликвидации Администрации <адрес>.
В силу положений ст. 45 ГПК РФ Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Как установлено, судом Чеховской городской прокуратурой с привлечением специалистов Министерства социальной защиты населения Московской области в 17.09.2014 года проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов обеспечении беспрепятственного доступа к социальным объектам, расположенным на территории Чеховского района.
Так, проверкой установлено, что органами местного самоуправления допускаются нарушения требований действующего законодательства при входе в здание амбулаторно-поликлинического отделения, расположенной по адресу: <адрес>.
Согласно ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995г «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для свободного доступа к объекта социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям; для беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортным коммуникациями, средствами связи и информации.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Согласно ст.2 указанного Закона Московской области объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться, в частности, такими специальными приспособлениями и оборудованием, как пандусы и поручни у лестниц при входах в здания, пандусы при входах в здания.В силу ст. 16 указанного Федерального закона юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.3.28, 3.29 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» ширина проступей лестниц должна быть не менее 0,3 м, а высота подъема ступеней - не более 0,15 м. Уклоны лестниц должны быть не более 1:2.
Максимальная высота одного подъема пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы.
В соответствии со ст. 1 Закона Московской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной транспортной и инженерной инфраструктур в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № объекты торговли, а также прилегающие к ним территории и площадки, относятся к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов. Состояние объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области должно обеспечивать свободный доступ к ним инвалидов, удовлетворять их потребность в беспрепятственном передвижении в Московской области, а также соответствовать нормам и правилам, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Пандусы и поручни у лестниц при входах в здания входят в перечень специальных приспособлений и оборудования для оснащения указанных объектов в <адрес> (ст.2 Закона МО № от 28.11.2001г).
В нарушение указанных требований закона на указанном объекте инфраструктуры - поликлинического отделения, расположенной по адресу: <адрес> вход в здание не оборудован пандусом с поручнем, кнопкой вызова;
Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещении (компенсации) ограничений жизнеспособности и направленных на создание им равных условий с другими гражданами возможностей участвовать в жизни общества (ст2 ФЗ №181-ФЗ от 24.11.1995г «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
К доводам представителя Администрации Чеховского муниципального района Московской области о том, что они не являются надлежащими ответчиками по настоящему делу суд относится критически, поскольку в силу абз. 3 ч. 1 и ч. 2 ст. 3 Закона Московской области от 22 октября 2009 г. N 121/2009-03 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области" к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе и объекты образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения.
Состояние объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области должно обеспечивать свободный доступ к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, удовлетворять их потребность в беспрепятственном передвижении в Московской области, а также соответствовать нормам и правилам, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Таким образом, законодательством Московской области публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, именно на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, с учетом изложенных норм действующего законодательства суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку при отсутствии соответствующего технического приспособления в указанном объекте лица, не имеющие возможности передвигаться самостоятельно, без помощи технических средств реабилитации инвалидов, лишены возможности в полной мере осуществлять свои права и законные интересы, нарушено гарантированное государством равенство прав и свобод человека и гражданина (ч.2. ст. 19 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995г «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.ст. 1,2 Закона Московской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области» №26/153 от 28.11.2001г. и руководствуясь ст.ст. 167, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования – Чеховского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Чеховского муниципального района Московской области, ГБУЗ МО Чеховская «Центральная районная поликлиника» о понуждении к исполнению обязанности в натуре - удовлетворить.
Обязать Администрацию Чеховского муниципального района не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу, оборудовать вход в здание поликлинического отделения, расположенного по адресу: <адрес> пандусом с поручнем в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: /подпись/ А.А. Шахбанов
Копия верна.
Оригинал решения находится в Чеховском городском суде Московской области в деле № №
Судья: А.А. Шахбанов