ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении протокола об административном правонарушении и других
материалов дела должностному лицу, составившему протокол
село <АДРЕС> области <ДАТА1>
И.о. мирового судьи судебного участка <НОМЕР> <ФИО1> судебного района <АДРЕС> области мировой судья судебного участка <НОМЕР> <ФИО1> судебного района <АДРЕС> области <ФИО2>, рассмотрев протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 20.8 КоАП Российской Федерации, в отношении <ФИО3>,
УСТАНОВИЛ:
<ДАТА2> и.о. мирового судьи судебного участка <НОМЕР> <ФИО1> судебного района <АДРЕС> области мировому судье судебного участка <НОМЕР> <ФИО1> судебного района <АДРЕС> области поступил протокол 14 <НОМЕР> от <ДАТА3> об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 20.8 КоАП Российской Федерации, в отношении <ФИО3>.
Согласно указанному протоколу об административном правонарушении <ФИО3> <ДАТА4> совершил незаконные приобретение и хранение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия, а именно: гладкоствольного охотничьего огнестрельного ружья модели ИЖ-58 16 калибра, <НОМЕР> КА 0996 и гладкоствольного охотничьего огнестрельного ружья модели ИЖ-18 16 калибра, <НОМЕР> Г 60744 1965 года, в связи с чем в отношении <ФИО3>а <ДАТА3> составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 20.8 КоАП Российской Федерации.
Частью 6 ст. 20.8 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за незаконные приобретение, продажу, передачу, хранение, перевозку или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения.
В соответствии со статьей 4.5 КоАП Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Из изложенного следует, что трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности <ФИО3>а подлежит исчислению с момента обнаружения и изъятия <ДАТА4> сотрудниками полиции гладкоствольного охотничьего огнестрельного ружья модели ИЖ-58 16 калибра, <НОМЕР> КА 0996 и гладкоствольного охотничьего огнестрельного ружья модели ИЖ-18 16 калибра, <НОМЕР> Г 60744 1965 года.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП Российской Федерации, по данному делу об административном правонарушении истек <ДАТА5>
Вместе с тем, протокол об административном правонарушении в отношении <ФИО3>а составлен <ДАТА3>, направлен должностным лицом и поступил мировому судье <ДАТА2>, то есть по истечении срока давности привлечения к административной ответственности <ФИО3>а.
Так же следует отметить, что приложенные к протоколу об административном правонарушении: рапорт об обнаружении признаков преступления и постановление о выделении в отдельное производство материалов проверки для дополнительной проверки дознавателем ОД МО МВД России <ФИО5> И.А. Карауловой не подписаны, большая часть прилагаемых к протоколу документов выполнена в форме светокопий.
Наряду с изложенным, КоАП Российской Федерации предусматривает сокращенные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, за совершение которых установлено административное наказание в виде административного ареста.
В силу части 4 статьи 29.6 КоАП Российской Федерации дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Кроме того, согласно части 3 статьи 25.1 КоАП Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 20.8 КоАП Российской Федерации, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным, поскольку за это правонарушение может быть назначено административное наказание в виде ареста.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 23.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА6> N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, согласно части 3 статьи 25.1 КоАП Российской Федерации должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу.
При изложенных обстоятельствах подготовка к рассмотрению дела и рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, осуществляются в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела и только в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Следовательно, судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, на стадии подготовки к рассмотрению дела вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных КоАП Российской Федерации.
Отсутствие такого лица в судебном заседании относится к иным обстоятельствам, влекущим невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, за совершение которого санкцией соответствующей статьи (части статьи) Особенной части КоАП Российской Федерации предусмотрено административное наказание в виде административного ареста.
Отложение рассмотрения дел об административных правонарушениях данной категории в связи с недоставлением лица, в отношении которого ведется производство по делу, административным законодательством не предусмотрено. Продление сокращенных сроков рассмотрения дел недопустимо.
Вместе с этим, должностные лица органов внутренних дел (полиции) при выявлении административных правонарушений, по делам о которых они составляют протоколы, в силу пункта 1 части 1 статьи 27.3 КоАП Российской Федерации обладают компетенцией произвести административное задержание, когда это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
При изложенных обстоятельствах самостоятельным основанием для возвращения протокола об административном правонарушении является и недоставление в судебное заседание лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем назначение административного наказания в виде административного ареста.
В соответствии со ст. 28.9 КоАП Российской Федерации при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 КоАП Российской Федерации, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, не передают дело на рассмотрение судье, а выносят постановление о прекращении производства по делу.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
При указанных обстоятельствах должностному лицу ОП <НОМЕР> 46 МО МВД России «<ФИО1> по данному делу об административном правонарушении надлежало принять решение в соответствии со ст. 28.9 КоАП Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4.5, 29.4, 28.9, 29.12 КоАП Российской Федерации,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Возвратить протокол 14 <НОМЕР> об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 ст. 20.8 КоАП Российской Федерации, составленный <ДАТА3> в отношении <ФИО3>, с приложенными к нему документами, должностному лицу, составившему протокол, для принятия решения в соответствии с требованиями ст. 28.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Мировой судья <ФИО2>