дело 5-1482/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Сыктывкар 02 ноября 2018 года
Мировой судья Димитровского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми, Калмыков В.Э., рассмотрев в помещении судебного участка, расположенного по адресу: г. Сыктывкар, ул. Кирова, 45, дело об административном правонарушении в отношении
Палевой Елены Евгеньевны, <ДАТА2> рождения, уроженки <ОБЕЗЛИЧЕНО>
которой разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ о том, что он вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом, участвовать в рассмотрении дела, в т.ч. при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства,
привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
Согласно протокола об административном правонарушении, Палева Е.Е., являясь специалистом в ГУ РК «Кардиологический диспансер» в нарушение требований пункта 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ не своевременно представила сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ - СТАЖ за 2017 год по сроку представления не позднее <ДАТА3>, сведения представлены <ДАТА4>
В судебное заседание представитель административного органа Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонного) извещенный надлежащим образом не явился, суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя административного органа.
Представитель Палевой Е.Е.-Нанинец А.Л., обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, оспаривает, вину не признал, показав, что сведения о застрахованных лицах были направлены в адрес Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре Республики Коми <ДАТА5>, т.е. в срок, согласно протокола контроля отчетности за <ДАТА3> при приеме были обработаны файлы, статус протокола отрицательный, время отправки протокола 21 час. 20мин. 51 сек., т.е. за пределами рабочего времени учреждения, при этом пенсионным фондом не указана причина, не принятия сведений. Повторно сведения были направлены <ДАТА6>, кроме того решением Арбитражного суда Республики Коми от <ДАТА7> признаны недействительным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в связи с чем просит прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Суд, выслушав представителя лица в отношении которой ведется производство по делу, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Палева Е.Е., являясь должностным лицом ответственным за предоставление сведений о страховом стаже застрахованных лиц, сведения, о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 в УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми направила <ДАТА5>, сведения были получены <ДАТА3> в 06:45:48, согласно протоколу контроля отчетности, статус протокола отрицательный, данные о результатах контроля в 21:20:51 <ДАТА3> были направлены отправителю.
<ДАТА6> сведения о застрахованных лицах по требуемой форме повторно направлены в адрес пенсионного фонда.
Как установлено, судом, по факту несвоевременного предоставления сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Кардиологический диспансер» решением УПФР в г.Сыктывкаре Республики Коми привлечено к ответственности за совершение правонарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
На решение пенсионного фонда Государственным бюджетным учреждением Республики Коми «Кардиологический диспансер» была подана жалоба, решением Арбитражного суда Республики Коми от <ДАТА8> признано недействительным решение УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми о привлечении страхователя к ответственности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, указанного Федерального закона, Федерального закона от 19.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» и Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.Как следует из пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции, действующей в спорный период, страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из решения Арбитражного суда Республики Коми, причиной непринятия сведений пенсионным фондом, послужил факт неверного указания страхователем в графе 8 раздела 5 формы ОДВ-1, которая является неотъемлемой частью формы СЗВ-СТАЖ, кода «особые условия труда» в отношении застрахованных лиц, занятых на видах работ, перечисленных в п.п.2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, который указывается в графе 9 раздела 3 сведений по форме СЗВ-СТАЖ. В нарушение Порядка заполнения сведений о застрахованных лицах вместо кода «особые условия труда» «27-1», «27-2», учреждение указало код «условия досрочного назначения» «27-ГД», «27-ГДХР».
Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 2 статьи 8 закона № 27-ФЗ).
Постановлением Правления ПФР от 11.01.2017 № 3п утверждены, в том числе, форма СЗВ-СТАЖ «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц», форма ОДВ-1 «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета», а также Порядок их заполнения, Формат сведений.
Порядок и особенности обмена документами в электронной форме по телекоммуникационным каналам в системе органов Пенсионного фонда определен Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации, распоряжением которого № 190р от 11.10.2007 утверждены Технология, Регламент и Протокол обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации (СЭД ПФР), а также Регламент обеспечения безопасности информации при защищенном обмене электронными документами в СЭД ПФР по телекоммуникационным каналам связи.
Абзацами 5, 6 раздела 7 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.10.2007 № 190р «О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании» (далее - Распоряжение № 190р) установлено, что после подготовки сведений о застрахованных лицах в требуемом формате подписывает их ЭЦП и в зашифрованном виде отправляет в орган Пенсионного фонда РФ, при этом отправленные сведения считаются представленными своевременно, если дата их доставки в территориальный орган Пенсионного фонда РФ будет не позднее срока, установленного действующим законодательством Российской Федерации. Факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с "Протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации", факт приема документов органом Пенсионного фонда РФ - соответствующим протоколом контроля, подтверждающего правильность формы представления документа (формат) и подлинность ЭЦП на документе.
В течение 2 рабочих дней с момента отправки документа Абонент получает квитанцию о его доставке в орган ПФР и сохраняет ее.
В течение 4 рабочих дней с момента отправки сведений получает в зашифрованном виде протокол контроля сведений о застрахованных лицах, подписанный ЭЦП органа ПФР.
В силу абзаца 10 пункта 7 Распоряжения № 190р в случае, если в протоколе содержится информация о том, что сведения о застрахованных лицах не прошли контроль, то страхователь устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру представления сведений.
Пунктом 32 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной Приказом Минтруда России от <ДАТА15> <НОМЕР> (далее - Инструкция <НОМЕР>), также предусмотрено, что датой представления индивидуальных сведений в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, доставка и прием документов, направленных в электронном виде, их проверка - это разные процедуры, которые фиксируются каждая на своем этапе, между каждым этапом имеется временной промежуток, который составляет несколько дней. Также Распоряжением предусмотрена возможность устранения выявленных протоколом контроля ошибок и представление повторных сведений, срок представления повторных сведений не установлен.
В соответствии с абзацем 13 раздела 2 Распоряжения № 190р квитанция является документом, подписанным электронной цифровой подписью участника СЭД ПФР, который свидетельствует о том, что информация доставлена (не доставлена) до получателя.
Протокол контроля сведений о застрахованных лицах - электронный документ, содержащий информацию о результатах проверки сведений о застрахованных лицах программными модулями, установленными в органе ПФР, подписанный ЭЦП органа ПФР и ЭЦП страхователя. Протокол, содержащий сообщение об отсутствии ошибок в переданных сведениях, является подтверждением факта представления сведений в территориальный орган ПФР (абзац 19 раздела 2 распоряжения № 190р).
Следовательно, факт направления документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с "Протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации".
Протокол является документом, подтверждающим факт проверки уже представленных сведений о застрахованных лицах.
Согласно Информации Пенсионного Фонда Российской Федерации о порядке передачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи, основанной на распоряжении № 190р, факт представления отчетности в электронном виде подтверждается соответствующей квитанцией и Протоколом проверки отчетности.
При этом отправленная отчетность считается представленной своевременно, если дата ее доставки в территориальный орган ПФР будет не позднее срока, установленного действующим законодательством Российской Федерации.
Из представленных в материалы дела документа о подтверждении получения от <ДАТА3>, усматривается, что необходимые сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год первоначально направлены учреждением <ДАТА5>, доставлены в ОПФР и получены последним <ДАТА3>, то есть в установленный законом срок, обработаны и не приняты ответчиком.
Непринятие УПФР сведений в связи с наличием ошибок в заполнении формы и указанием ошибочных сведений в отношении отдельных застрахованных лиц, первоначально представленных страхователем и содержащих ошибки, не может являться основанием для признания сведений в отношении всех застрахованных лиц не представленными.
С <ДАТА16> частью 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В соответствии с пунктом 37 Инструкции № 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность устранения ошибок в представленных страхователем индивидуальных сведениях, в том числе, по форме и формату, путем направления уведомления в адрес страхователя и представление последним индивидуальных сведений повторно, что не может квалифицироваться как несвоевременное представление сведений.
Суд считает, что наличие ошибок в своевременно представленных сведениях не является само по себе основанием считать их не представленными в установленный срок, а также не свидетельствует о наличии события правонарушения, так как законом не предусмотрена ответственность за представление сведений (расчетов), содержащих ошибочные сведения, а также не предусмотрена ответственность за несвоевременность представления повторных сведений.
Напротив, материалы дела свидетельствуют о том, что сведения были получены, проверены и неприняты по причинам отражения в них неверных сведений в отношении конкретных застрахованных лиц, которые могли быть исправлены и уточнены с учетом положений статьи 15 Закона № 27-ФЗ, Инструкции № 766н и абзаца 10 пункта 7 Распоряжения № 190р.
Надлежащие доказательства, свидетельствующие о несоответствии переданных сведений форме и формату, вследствие чего сведения не могли быть получены органом пенсионного фонда, в материалах дела отсутствуют. Нарушение Порядка заполнения сведений о застрахованных лицах, не свидетельствует о несоответствие сведений формату, утвержденному Постановлением Правления ПФР от 11.01.2017 № 3п. Из таблицы 16 Приложения 6 к указанному Постановлению Правления ПФР от 11.01.2017 № 3п следует, что указанные значения относятся к принимаемым.
Ни законом № 27-ФЗ, ни Распоряжением № 190р не предусмотрены основания для отказа в приеме сведений, в том числе, по причине несоответствия их порядку заполнения.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии расчета установлен в пункте 24 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательнее пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.10.2012 № 329н (далее - Административный регламент № 329н), который может быть применен к рассматриваемым правоотношениям.
К таким основаниям относятся: отсутствие печати в расчете, представленном плательщиком страховых взносов - юридическим лицом; отсутствие подписи на документах (усиленной квалифицированной электронной подписи); несоответствие расчета, представленного заявителем, форме расчета, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, и (или) противоречие между сведениями, содержащимися в документах, представленных заявителем; отсутствие или ненадлежащее оформление документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя; наличие ошибок на магнитном носителе информации; отсутствие файла расчета на магнитном носителе информации.
Пунктом 50 Административного регламента № 329н также предусмотрено, что прием расчета, представленного по телекоммуникационным каналам связи, и выполнение проверок файла расчета на наличие ошибок, определяющихся при проверке программным комплексом, и корректность электронной подписи осуществляются автоматически соответствующим программным обеспечением, осуществляющим прием расчета по телекоммуникационным каналам связи.
В случае если проверка файла расчета завершилась успешно, не позднее одного рабочего дня приема и регистрации расчета в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации заявителю направляется уведомление о приеме расчета.
В случае если при проверке в файле расчета присутствуют неустранимые ошибки и замечания либо файл расчета не прошел форматно-логический контроль, не позднее одного рабочего дня после приема и регистрации расчета в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации заявителю направляется уведомление о невозможности принятия расчета и ее причинах.
Доказательства наличия неустранимых ошибок, доказательства того, что сведения не прошли форматно-логический контроль, а равно доказательства направления заявителю уведомления о невозможности принятия сведений и о причинах такого непринятия отсутствуют.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное, несут руководители и другие работники организации, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Оценив имеющиеся доказательства и нормы действующего законодательства, принимая во внимание решение Арбитражного суда Республики Коми от <ДАТА7> года, мировой судья приходит к выводу об отсутствии в действиях Палевой Е.Е. состава административного правонарушения.
В силу п.2 ч. 1ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, в отношении Палевой Елены Евгеньевны в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня вручения его копии.
Мировой судья В.Э. Калмыков