Решение по делу № 5-423/2017 от 29.09.2017

Дело № 5-423/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

29 сентября 2017 года                                                                                                           с. Белозерское

Мировой судья судебного участка № 2 Белозерского судебного района Курганской области Самаева А.А. (Курганская область, Белозерский район, с. Белозерское, ул. Советская, 38), рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица:

Борисовой Е.Ю., <ДАТА2> рождения, уроженки р.п. <АДРЕС>, проживающей и зарегистрированной по адресу: ул. <АДРЕС>, <ОБЕЗЛИЧЕНО>, не привлекавшейся к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении № 93 от 28.08.2017 Борисова, используя для предпринимательской деятельности по оказанию платных услуг парикмахера помещения парикмахерской «Мебельный салон», находящейся по адресу: Курганская область, Белозерский район, с. Белозерское, ул. К. Маркса, д. 7, не исполнила в установленный срок до 22.07.2017 законное предписание и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области № 2-ИП от 15.06.2017 об устранении нарушений законодательства. А именно в установленном порядке не зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя, нарушив тем самым пункт 2 статьи 5, статьи 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В ходе рассмотрения дела Борисова с протоколом согласилась, вину признала, пояснив, что планирует зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, с заявлением о регистрации в установленный срок не обращалась, поскольку в тот месяц не работала.

Исследовав письменные материалы дела, мировой судья приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно письменным материалам дела, Борисовой 15.06.2017 выдано предписание № 2-ИП о необходимости в течение месяца со дня получения предписания подать заявление о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС России по г. Кургану.

Учитывая диспозицию части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора (контроля).

Законность заключается в том, что как государственный орган, так и должностное лицо, действующее от его имени, выдавшие предписание об устранении нарушений законодательства должны обладать компетенцией на проведение надзорных мероприятий. Помимо этого, законность предписания означает, что оно выдано в установленном законом порядке, без нарушений прав проверяемых субъектов.

Из предписаний абзаца третьего пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В силу требований пункта 1 статьи 23 ГК РФ у физического лица при осуществлении предпринимательской деятельности возникает обязанность зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 приведенной статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем (пункт 4 этой же нормы).

Абзацем четвертым пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них поименованным Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Из совокупного анализа приведенных правовых предписаний следует, что законодатель связывает необходимость регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя с осуществлением им предпринимательской деятельности, указанной в пункте 1 статьи 2 ГК РФ.

На основании пунктов 2, 5, 8 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 г. № 943-I «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам предоставлено право контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, требовать от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, нарушений, связанных с исчислением и уплатой других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, нарушений законодательства Российской Федерации, регулирующих предпринимательскую деятельность, а также контролировать выполнение таких требований, выносить решения о привлечении организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем предписание об устранении нарушений от 15.06.2017 № 2-ИП нельзя признать законным по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 34 Конституции России, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (пункт 1). Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 2).

В силу пункта 1 статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пункт 1 статьи 22.3 данного закона устанавливает, что государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности.

Таким образом, из буквального толкования норм пункта 1 статьи 22.1, пункта 1 статьи 22.3 от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» следует, что для принятия налоговым органом решений о регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, прекращении данного статуса и внесении соответствующих записей в ЕГРИП необходимо волеизъявление гражданина, выраженное в установленной законом форме с представлением предусмотренных законом документов.

При изложенных обстоятельствах, требование предписания № 2-ИП от 15.06.2017 о понуждении Борисовой зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, а именно в течение месяца со дня получения предписания подать заявление о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС России по г. Кургану, является незаконным. Поскольку нарушает основные начала гражданского законодательства, в силу которых недопустимо произвольное вмешательство кого-либо в частные дела, осуществление гражданских прав должно быть беспрепятственным, и, соответственно, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

В этой связи, невыполнение Борисовой в установленный срок предписания от 15.06.2017 не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Следовательно, производство по делу об административном правонарушении в отношении Борисовой подлежит прекращению ввиду отсутствия в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь, пунктом 2 части 1 статьи 24.5, статьями 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,  мировой судья

ПОСТАНОВИЛ: 

   Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Борисовой Е.Ю. ввиду отсутствия в ее действиях состава административного правонарушения.

Копию постановления вручить Борисовой Е.Ю. и направить в Межрайонную ИФНС России № 3 по Курганской области.

            Постановление может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня вручения или получения копии постановления в Белозерский районный суд Курганской области через мирового судью.

Мировой судья                                                                                                                                    А.А. Самаева