П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
28 декабря 2021 года г. Кинель Самарская область
Мировой судья судебного участка № 137 Кинельского судебного района Самарской области Богатырева О.В.,
с участием заместителя Кинельского межрайонного прокурора Анакина С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 5-589/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 КоАП РФ, в отношении МКП ЖКХ «Бобровское», расположенного по адресу: <АДРЕС>
У С Т А Н О В И Л:
14.12.2021 заместителем Кинельского межрайонного прокурора в отношении юридического лица - МКП ЖКХ «Бобровское» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 КоАП РФ, за нарушение требований законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов.
В судебное заседание представитель МКП ЖКХ «Бобровское» не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, с нарушением согласился. При указанных обстоятельствах дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
Изучив материалы административного дела, выслушав заключение прокурора, поддержавшего доводы постановления, просившего привлечь МКП ЖКХ «Бобровское» к административной ответственности, мировой судья приходит к следующему.
Статьей 9.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации) к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски и другие.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федераци
Перечисленные в статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.
В силу требований пункта 5 части 1 части 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Уставу муниципального образования к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Доступность зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения обеспечивается, в том числе путем организации выделения мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов к указанным выше зданиям, в которых размещена администрация поселения, исходя из перечисленных выше положений и фактических обстоятельств.
Положения пункта 5 части 1 статьи 15 Закона № 181-ФЗ предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. При этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда построен тот или иной объект.
На каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяются не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид». Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства.
В СП 113.13330-2012. Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-0-99*, утвержденного приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/9, дано определение стоянки автомобилей: «Стоянка автомобилей (автостоянка, паркинг, парковка, гараж, гараж-стоянка): Здание, сооружение (часть здания, сооружения), или специальная открытая площадка, предназначенная для хранения (стоянки) преимущественно легковых автомобилей и других мототранспортных средств (мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок, мопедов, скутеров), которые могут быть: встроенными, встроено-пристроенными, отдельно стоящими, пристроенными, подземными; наземными закрытого типа; плоскостными открытого типа; открытого типа; модульными быстровозводимыми; плавучими (дебаркадерными); механизированными; полумеханизированными; обвалованными; перехватывающими».
В соответствии с ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств табличку 8.17 «Инвалиды» применяют совместно со знаком 6.4 для указания, что стояночная площадка (или ее часть) отведена для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп или перевозящих таких инвалидов.
В соответствии с пунктом 1 Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения» вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности, горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения либо содержит иную информацию для участников дорожного движения.
Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Постоянная разметка имеет белый цвет, кроме линий 1.4, 1.10, 1.17 и 1.26 желтого цвета, временная - оранжевый цвет.
Горизонтальная разметка: 1.24.3 - дублирование дорожного знака «Инвалиды».
Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» установлено, что при разработке национального проекта в сфере жилья и городской среды необходимо обеспечить создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов.
Установлено, что в ходе проверки исполнения федерального законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности Муниципального казенного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Бобровское», проведенной 07.12.2021 Кинельской межрайонной прокуратурой, выявлено, что на парковке сквера по адресу ул. <АДРЕС>, п. <АДРЕС> с.п. <АДРЕС> отсутствуют дорожные знаки 6.4 «Парковка» совместно с табличкой 8.6.1-8.6.4 «Способ постановки транспортного средства на стоянку», отсутствуют дорожные знаки 6.4 «Парковка» совместно с табличкой 8.17 «Инвалиды».
Отсутствие или ненадлежащие оснащение организованного места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов у здания сельской администрации в соответствии с ГОСТ 52289-2019 ограничивает доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, что существенно ограничивает и нарушает их права, предусмотренные статьями 6, 7, 17, 39 Конституции Российской Федерации, исходя их которых, инвалиды имеют равные права и свободы с остальными гражданами, что в последствии влечет за собой негативные последствия для исполнения целей и задач, установленных национальным проектом «Жилье и городская среда».
В соответствии с уставом МКП ЖКХ «Бобровское», утвержденным постановлением администрации с.п. <АДРЕС> от <ДАТА9> <НОМЕР>, учреждение осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах с.п. <АДРЕС> район <АДРЕС> области и обеспечивает функционирование парковок (парковочных мест).
Постановлением главы с.п. <АДРЕС> район <АДРЕС> области от <ДАТА10> <НОМЕР> «О назначении на должность» <ФИО1> назначен <ОБЕЗЛИЧЕНО>
Таким образом, юридическим лицом - МКП ЖКХ «Бобровское» совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 9.13 КоАП РФ, выразившееся в бездействии по исполнению требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
Обстоятельства совершения МКП ЖКХ «Бобровское» административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, подтверждаются материалами дела об административном правонарушении: постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, решением о проведении проверки, актом проверки с фотоматериалами, постановлением о назначении на должность.
Собранные по делу доказательства являются допустимыми, относимыми и в своей совокупности достаточными для вывода о виновности МКП ЖКХ «Бобровское» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, не имеется.
При назначении наказания суд учитывает следующее.
В силу ст.3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, вынесенная в письменной форме.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Частью 1 ст.4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 ст.4.1.1 КоАП РФ установлен перечень административных правонарушений, за совершение которых наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение, к числу которых не относится административное правонарушение, предусмотренное ст.9.13 КоАП РФ.
МКП ЖКХ «Бобровское» является юридическим лицом, правонарушение совершено впервые и не повлекло последствий, указанных в ч.2 ст.3.4 КоАП РФ.
С учетом приведенных обстоятельств мировой судья приходит к выводу о возможности замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение в соответствии с ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
Юридическое лицо - МКП ЖКХ «Бобровское» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде предупреждения.
На постановление может быть подана жалоба в Кинельский районный суд Самарской области через мирового судью в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Мировой судья О.В. Богатырева