Дело № 3-21/2017
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Саранск 9 ноября 2017 г.
Верховный Суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего - судьи Елиной Т.А.,
при секретаре Крыловой Е.С.
с участием в деле:
истца – Архипова С.В.,
представителя истца – адвоката Решетниковой Ю.К., действующей на основании удостоверения № 117 от 27 декабря 2002 г. и ордера № 1384 от 5 июня 2017 г.,
представителя ответчика Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия - Крыловой Ю.А., действующей на основании доверенности № 8 от 29 апреля 2015 г.,
представителя ответчика Министерства внутренних дел по Республике Мордовия - Макшановой Н.А., действующей на основании доверенности № 40/34 от 1 июня 2017 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Архипова С.В. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия, Министерству внутренних дел по Республике Мордовия о признании недействительным отказа в назначении пенсии по выслуге лет, о возложении обязанности включить в выслугу лет для назначения пенсии периоды работы в комсомольском органе и учебы в высшем учебном заведении, назначить пенсию по выслуге лет со дня увольнения со службы,
установил:
Архипов С.В. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия (далее – Главное управление МЧС России по Республике Мордовия) о признании недействительным отказа в назначении пенсии по выслуге лет, о возложении обязанности включить в выслугу лет для назначения пенсии периоды работы в комсомольском органе, назначить пенсию по выслуге лет со дня увольнения со службы.
В обоснование исковых требований указал, что с 7 мая 1990 г. он проходил службу в органах внутренних дел на должностях среднего и старшего начальствующего состава, его стаж составляет 17 лет 2 месяца 24 дня. Уволен со службы 1 августа 2007 г. с должности начальника отделения государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Республике Мордовия в Кадошкинском районе по собственному желанию по достижению предельного возраста.
При увольнении ответчик не назначил ему пенсию по выслуге лет, не включив период его работы в комсомольских органах с 5 сентября 1989 г. по 4 мая 1990 г.
30 апреля 2017 г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему пенсии по выслуге лет, указывая, что на момент увольнения, с учетом периода работы в комсомольских органах и учебы на дневном отделении в высшем учебном заведении, а также периода его службы, стаж его работы составил более 20 лет, и он имел право на пенсию по выслуге лет.
Письмом ответчика - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия №37-1-44 от 5 мая 2017 г. в назначении пенсии по выслуге лет ему отказано, так как период его работы в комсомольских органах не подлежит включению в стаж службы в органах внутренних дел.
С данным отказом он не согласен, полагает, что в силу законодательства, действовавшего на момент его поступления на службу, время работы в комсомольских органах подлежало зачету в календарном порядке в выслугу лет, дающую право на пенсию лицам среднего и старшего начальствующего состава.
Просил суд признать недействительным отказ Главного управления МЧС России по Республике Мордовия в назначении ему пенсии по выслуге лет, изложенный в письме № 37-1-44 от 5 мая 2017 г.
Обязать Главное управление МЧС России по Республике Мордовия включить ему спорный период работы в комсомольских органах с 5 сентября 1989 г. по 4 мая 1990 г., в выслугу лет для назначения пенсии и назначить пенсию по выслуге лет со дня увольнения со службы с 1 августа 2007 г.
7 июля 2017 г. истец увеличил исковые требования и просил суд признать недействительным отказ Главного управления МЧС России по Республике Мордовия в назначении пенсии по выслуге лет, изложенный в письме № 37-1-44 от 5 мая 2017 г.
Обязать Главное управление МЧС России по Республике Мордовия включить ему в выслугу лет для назначения пенсии период работы в комсомольских органах с 5 сентября 1989 г. по 4 мая 1990 г. и период учебы в Мордовском ордена дружбы народов государственном университете им. Огарева с 1 сентября 1979 г. по 1 июня 1984 г.
Обязать Министерство внутренних дел по Республике Мордовия (далее – МВД по Республике Мордовия) назначить ему пенсию по выслуге лет со дня увольнения со службы с 1 августа 2007 г.
8 августа 2017 г. определением Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство внутренних дел по Республике Мордовия.
13 сентября 2017 г. определением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия гражданское дело передано для рассмотрения по подсудности в Верховный Суд Республики Мордовия, как связанное с государственной тайной.
В судебном заседании представитель истца – адвокат Решетникова Ю.К. заявила ходатайство о направлении гражданского дела для рассмотрения по подсудности в Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия, ссылаясь на то, что Инструкция о порядке зачёта в стаж службы в органах внутренних дел, времени работы в партийных, советских, профсоюзных, комсомольских органах, суде и прокуратуре, утверждённая приказом МВД СССР от 31 декабря 1974 г. № 01005, которая имеет гриф «секретно» не имеет значения для разрешения настоящего спора, поскольку требования истца основаны на Постановлении Совета Министров-Правительства РФ № 941 от 22 сентября 1993 г., Законе Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» и Положении о пенсионном обеспечении лиц начальствующего и рядового состава органов Министерства внутренних дел СССР и их семей, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 30 мая 1985 г. № 493 (подпункт «ж» пункт 43).
Представитель ответчика - Главного управления МЧС России по Республике Мордовия Крылова Ю.А., представитель ответчика – МВД по Республике Мордовия Макшанова Н.А. возражали против удовлетворения заявленного ходатайства.
В судебное заседание истец Архипов С.В. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, путём заблаговременного направления адресату по почте судебного извещения с уведомлением о вручении, о причинах неявки суд не известил, отложить разбирательство дела не просил.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие истца.
Выслушав мнение сторон, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (пункт 8).
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) (абзац первый пункта 9).
Пунктом 10 названного указа Президента Российской Федерации предписано, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
В свою очередь, Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, предусмотрено, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (пункт 10).
Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (пункт 11).
Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования. При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут (пункт 19).
Инструкция о порядке зачета в стаж службы в органах внутренних дел времени работы в партийных, советских, профсоюзных, комсомольских органах, суде и прокуратуре, утвержденная приказом МВД СССР от 31 декабря 1974 г. № 01005 содержит нормативные правовые положения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, и она подлежала регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Вместе с тем данные правила введения в действие нормативного правового акта не соблюдены, в силу чего Инструкция применению при рассмотрении возникшего спора не подлежит.
В силу пункта 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Пунктом 1 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что верховный суд республики рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» к государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Из искового заявления следует, что Архипов С.В. обращается в суд с исковыми требованиями о признании недействительным отказа в назначении пенсии по выслуге лет и о возложении обязанности включить в выслугу лет для назначения пенсии периоды работы в комсомольском органе и учебы в высшем учебном заведении, назначить пенсию по выслуге лет со дня увольнения со службы, то есть фактически истцом заявлен спор о признании за ним права на пенсионное обеспечение.
В соответствии со статьей 7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» сведения о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям, не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию.
В рассматриваемом случае возникший спор касается социальных выплат (пенсии), а такие сведения не могут относиться к сведениям, содержащим государственную тайну и оснований полагать, что дело подсудно верховному суду республики в качестве суда первой инстанции, не имеется.
Кроме того, представитель ответчика МВД по Республике Мордовия указывает на отсутствие оснований для применения положений Инструкции о порядке зачёта в стаж службы в органах внутренних дел, времени работы в партийных, советских, профсоюзных, комсомольских органах, суде и прокуратуре, утверждённой приказом МВД СССР от 31 декабря 1974 г. №01005 к истцу, как лицу, занимающему во время его службы в органах внутренних дел должность, не предусмотренную указанной Инструкцией.
Таким образом, заявленные истцом требования не подпадают под действие статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и к подсудности Верховного Суда Республики Мордовия, как суда первой инстанции.
В силу статьи 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданские дела, подведомственные судам, за исключением дел, предусмотренных статьями 23, 25, 26 и 27 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанций.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд передает дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.
На основании изложенного настоящее гражданское дело подлежит передаче для рассмотрения по существу в Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия, к компетенции которого оно отнесено законом.
Руководствуясь пунктом 3 части второй статьи 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
определил:
передать гражданское дело по иску Архипова С.В. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия, Министерству внутренних дел по Республике Мордовия о признании недействительным отказа в назначении пенсии по выслуге лет, о возложении обязанности включить в выслугу лет для назначения пенсии периоды работы в комсомольском органе и учебы в высшем учебном заведении, назначить пенсию по выслуге лет со дня увольнения со службы для рассмотрения по существу в Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия Т.А. Елина