Решение по делу № 5-523/2016 от 20.09.2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении <НОМЕР>

22 сентября 2016 года с. Красный Яр Мировой судья судебного участка №144 Красноярского судебного района Самарской области Мартынова Н.В. (446370 Самарская область, Красноярский район, село Красный Яр, улица Кооперативная, дом 107), с участием законных представителей юридического лица Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская психиатрическая больница» - Шкуропат В.Н. и Глуховой С.Н., действующих на основании доверенности, старшего инспектора отдела надзорной деятельности - государственного инспектора муниципальных районов Красноярский и Елховский по пожарному надзору Киселева А.Г., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская психиатрическая больница» (далее - ГБУЗ «Самарская психиатрическаябольница»), юридический адрес : <АДРЕС>, ОГРН <НОМЕР>, ИНН <НОМЕР>,

УСТАНОВИЛ:

  Из протокола <НОМЕР> об административном правонарушении от <ДАТА2>, составленного Государственным инспектором муниципальных районов Красноярский и Елховский по пожарному надзору - начальником ОНД муниципальных районов Красноярский и Елховский Самарской области Киселевым А.Г. следует, что при проведении внеплановой выездной проверки отделом надзорной деятельности муниципальных районов Красноярский и Елховский Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская психиатрическаябольница» было установлено, что в период с <ДАТА3> по <ДАТА4> отделом надзора деятельности профилактической работы муниципальных районов Красноярский и Елховский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России  по Самарской области на основании (согласно) распоряжения от <ДАТА5> за <НОМЕР> была проведена внеплановая выездная проверка в отношении  Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская психиатрическая больница» по адресу: <АДРЕС><АДРЕС>.

В ходе данной проверки было выявлен факт невыполнения предписания органа государственного контроля (надзора), а именно:  предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от <ДАТА6> за <НОМЕР>,   срок исполнения истек - <ДАТА7>

Указанными действиями юридическое лицо ГБУЗ «Самарская психиатрическая больница» совершило невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, то есть административное правонарушение, предусмотренное частью 13 статьи 19.5  КоАП РФ.

В судебном заседании старший  инспектор отдела надзорной деятельности - государственный инспектор муниципальных районов Красноярский и Елховский по пожарному надзору Киселев А.Г., поддержал обстоятельства , изложенные в протоколе об административном правонарушении и пояснил, что  протокол об административном правонарушении по части 13 статьи 19.5 КоАП РФ  составлен в отношении юридического лица - ГБУЗ «Самарская психиатрическая больница», поскольку данное Учреждение вышеуказанными зданиями   владеет на праве оперативного управления и несет ответственность за соблюдений требований пожарной безопасности. Здания отделения <НОМЕР> расположенные по адресу: <АДРЕС> <АДРЕС>   являются деревянными,  введены в эксплуатацию <ДАТА> годах.  Не исполнение обязательных требований пожарной безопасности может привести к чрезвычайному происшествию. Нарушение несет угрозу жизни и здоровью людей.

 В судебном заседании  законные представители юридического лица -  Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская психиатрическая больница» Глухова С.Н. и Шкуропат В.Н.,действующие на основании доверенностей, пояснили, что с протоколом об административном правонарушении они не согласны, считают, что в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку для того, чтобы  исполнить указанный  пункт предписания  необходимо провести работы по реконструкции. Выполнение данного пункта предписания требуют больших финансовых затрат. Средства  для устранения вышеуказанного нарушения пожарной безопасности ГБУЗ «Самарская психиатрическая больница» запрашивает с 2008года,  поскольку учреждение является государственным бюджетным учреждением, однако до настоящего времени  вопрос строительства новых корпусов для ГБУЗ «Самарская психиатрическая больница» не разрешен.  В настоящее время  с министерством здравоохранения Самарской области согласована передачав безвозмездное пользование ГБУЗ «Самарская психиатрическая больница» нежилых помещений в здании ГБУЗ СО «Елховская ЦРБ», «Алексеевская ЦРБ» и «Кинельская ЦБГиР». Повлиять или ускорить процесс по устранению этого недостатка, как и устранить его самостоятельно, у ГБУЗ «Самарская психиатрическая  больница» нет возможности. Деятельность Учреждения осуществляется как за счет  средств бюджета, так и за счет средств, поступающих от оказания платных услуг. Однако этих денег не достаточно для устранения выявленных нарушений. Кроме того,  учитывая, что спорные здания были введены в эксплуатацию  <ДАТА> годах, т.е.  до введения в действие Федерального закона «О пожарной безопасности»,  в связи с чем подлежит применению  часть 4 статьи 4 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»  согласно которой, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию до вступления в силу соответствующих положений   настоящего ФЗ, применяют ранее  действующие требования. Также просили отметить, что  Учреждением принимаются все возможные меры по реализации противопожарных мероприятий соответствующих действующему законодательству, а именно: два раза в год проводится противопожарный инструктаж с работниками объекта в рамках проведения мероприятий по контролю; производится практическая обработка планов эвакуации людей из здания в случае возникновения пожара; производится обработка деревянных конструкций противопожарным составом; обслуживание пожарных гидрантов; регулярное обслуживание установленной системы противопожарной сигнализации, системы оповещения. Считают, что вышеуказанные действия свидетельствуют о степени заботливости  и осмотрительности учреждения при выполнении норм противопожарной безопасности. Доводы о том, что нарушение несет угрозу жизни и здоровью людей не  соответствуют действительности.

Выслушав пояснения представителей юридического лица Глуховой С.Н.и Шкуропат В.Н., старшего инспектора отдела надзорной деятельности - государственного инспектора муниципальных районов Красноярский и Елховский по пожарному надзору Киселева А.Г., исследовавматериалы дела об административном правонарушении, мировой судья приходит к следующему.

Из Устава ГБУЗ «Самарская психиатрическая больница» следует, что Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Самарская психиатрическая больница» является юридическим лицом. Деятельность учреждения регламентируется законодательством Российской Федерации в Самарской области, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации , приказами министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, распоряжениями министерства здравоохранения и социального развития Самарской областии Уставом. 

В соответствии с Уставом ГБУЗ «Самарская психиатрическая больница» имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, круглую печать со своим наименованием и наименованием вышестоящего органа управления здравоохранения, бланки, фирменную символику, лицевые счета, открытые в структурном подразделении министерства управления финансами Самарской области, ответственном за казначейское исполнение бюджета и находится в распоряжении министерства здравоохранения и социального развития Самарской области.  

Учредителем  Учреждения является Самарская область. Полномочия учредителя от имени Самарской области осуществляет министерство здравоохранения и социального развития Самарской области и министерства имущественных отношений Самарской области. Имущество Учреждения является собственностью Самарскойобласти.

Учреждение обладает имуществом , закрепленным за ним собственником на праве оперативного управления, осуществляет права владения, пользования и распоряжения им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества.

Учреждение отвечает по своим  обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств.

Собственник имущества Учреждения не несет  ответственности по обязательствам Учреждения.

Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за Учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

Целью деятельности Учреждения является обеспечение прав граждан на специализированную медицинскую помощь.    Деятельность  Учреждения осуществляется как за счет  средств бюджета, так и за счет средств, поступающих от оказания платных услуг (работ), а также иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. 

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании <ДАТА6>  начальником  отделения отдела надзорной деятельности м.р. <АДРЕС> и Елховский управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Самарской области - государственным инспектором м.р. Красноярский и Елховский по пожарному надзору <ФИО1>, в адрес ГБУЗ «Самарская психиатрическая больница» было выдано предписание<НОМЕР> об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, которым предписано: в срок до <ДАТА8>  устранить  выявленное нарушение - размещение  психиатрического пансионата в здании ниже чем  3 степени огнестойкости по адресу: <АДРЕС> область, <АДРЕС> 

Данное предписание было получено лично заместителем главного врача Шкуропат В.Н. и не обжаловалось.

При проведении внеплановой выездной проверки отделом надзорной деятельности  муниципальных районов Красноярский и Елховский Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская психиатрическая больница» было установлено, что в период с <ДАТА3> по <ДАТА4> отделом надзора деятельности профилактической работы муниципальных районов Красноярский и Елховский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России  по Самарской области на основании (согласно) распоряжения от <ДАТА5> за <НОМЕР> и определения  от <ДАТА4>,  была проведена внеплановая выездная проверка в отношении  Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская психиатрическая больница» по адресу: <АДРЕС><АДРЕС>.

В ходе данной проверки было выявлен факт невыполнения предписания органа государственного контроля (надзора), а именно:  предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от <ДАТА6> за <НОМЕР>,   срок исполнения истек - <ДАТА8>, о чем был составлен Акт.

По результатам проверки в отношении юридического лица был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ.

Факт совершения юридическим лицом  административного правонарушения подтверждается совокупностью  исследованных  в судебном заседании доказательств: протокола <НОМЕР> об административном правонарушении от <ДАТА2> (л.д. 5-6);  копии предписания <НОМЕР> от <ДАТА6> (л.д. 17);  акта проверки, органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя <НОМЕР> от <ДАТА4> (л.д. 10); распоряжения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от <ДАТА5> <НОМЕР> (л.д. 13-14); определения  от <ДАТА4> (л.д.9); копией уведомления о проведении внеплановой выездной проверки от <ДАТА5> <НОМЕР> (л.д. 15. )

Частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.

Состав указанного административного правонарушения формальный, является оконченным по факту невыполнения  предписания в установленный в нем срок.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Представленные по делу доказательства являются достаточными и допустимыми для установления вины юридического лица - ГБУЗ «Самарская психиатрическаябольница» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.

Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом - ГБУЗ «Самарская психиатрическаябольница» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению предписания по устранению выявленных нарушений.

Доводы представителей юридического лица о том, что  в действиях юридического лица  отсутствует вина в совершении данного административного правонарушения, так как учреждение является  бюджетной организацией, в связи с чем  указанные в предписании нарушения требований пожарной безопасности устранены быть не могли по причине отсутствия должного денежного финансирования, суд  находит не в полной мере обоснованными, поскольку  Учреждение имеет иные источники финансирования, например, средства, полученные при осуществлении иной приносящей доход деятельности от физических лиц , юридических лиц, которые также могут быть расходованы на мероприятия по обеспечению пожарной безопасности .

В соответствии со ст.ст. 37, 38 Федерального закона от <ДАТА9> <НОМЕР> (ред. от <ДАТА10>)  ФЗ «О пожарной безопасности» устранение указанных в предписании обязательных требований пожарной безопасности в установленный срок является обязательным для руководителей организаций, должностных лиц, юридических лиц и граждан, на которых возложена в соответствии с  законодательством Российской Федерации обязанность по их устранению.  Отсутствие финансирования со стороны собственника имущества, не свидетельствует об отсутствии вины Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская психиатрическая больница», поскольку на основании положений КоАП РФ ссылка на отсутствие денежных средств на проведение указанных в предписании мероприятий не предусматриваетосвобождение   от административной ответственности юридических лиц, финансируемых из бюджета.

Таким образом, данных, подтверждающих, что юридическое лицо предприняло все меры для выполнения предписания  в суд не представлено. В связи с чем, оснований для прекращения производства по делу в отношении юридического лица в связи с отсутствием состава административного правонарушения, у мирового судьи не имеется. 

Совершенное юридическим лицом правонарушение к малозначительному не относится, поскольку невыполнение правил пожарной безопасности может привести к массовой гибели людей в случае возможного возгорания  в помещении  больницы.

Суд не принимает доводы представителей юридического лица о том, что  спорные здания были введены в эксплуатацию  <ДАТА> годах, т.е.  до введения в действие Федерального закона «О пожарной безопасности»,  в связи с чем подлежит применению  часть 4 статьи 4 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»  согласно которой, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию до вступления в силу соответствующих положений   настоящего ФЗ, применяют ранее  действующие требования, считая их надуманными,  поскольку  дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья  людей, в случае возникновения пожарной ситуации..

При определении вида и размера  административного наказания в соответствии со ст. 4.1 ч.3 КоАП РФ, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение юридического лица, а также то, что основной контингент ГБУЗ «Самарская психиатрическая больница»- инвалиды, в связи с этим в случае возникновения возгорания сохраняется опасность для жизни и здоровья пациентови сотрудников учреждения.

При назначении наказания суд учитывает, что юридическим лицом принимаются меры по реализации противопожарных мероприятий, а именно: два раза в год проводится противопожарный инструктаж с работниками объекта в рамках проведения мероприятий по контролю; производится практическая обработка планов эвакуации людей из здания в случае возникновения пожара; производится обработка деревянных конструкций противопожарным составом; обслуживание пожарных гидрантов; регулярное обслуживание установленной системы противопожарной сигнализации, системы оповещения. В настоящее время с министерством здравоохранения Самарской области согласована передача в безвозмездное пользование ГБУЗ «Самарская психиатрическая больница» нежилых помещенийв здании ГБУЗ СО «Елховская ЦРБ», «Алексеевская ЦРБ» и «Кинельская ЦБГиР» Вышеуказанные действия свидетельствуют о степени заботливости  и осмотрительности учреждения при выполнении норм противопожарной безопасности, в связи с чем мировой судья считает  возможным назначить юридическому лицу штраф в минимальном размере, предусмотренном  частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ. 

Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9-29.11 КоАП РФ,  мировой судья,

ПОСТАНОВИЛ:

           Признать юридическое лицо - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Самарская психиатрическая больница», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере     90 000 (Девяносто тысяч) рублей.

           Реквизиты для оплаты административного штрафа:

           Получатель: УФК по Самарской области (ГУ МЧС России по Самарской области) ИНН 6315800812 Р/с № 40101810200000010001 БИК 043601001 Код БК 177 1 16 27000 01 6000 140 КПП 631501001 ОКТМО 36 628 000 000 Денежные взыскания (штрафы) за нарушение Федерального закона «О пожарной безопасности» Квитанцию об оплате штрафа представить в мировой суд. Штраф подлежит уплате в течение шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу. Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа. Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток в Красноярский районный суд Самарской области через мирового судьи судебного участка № 144 Красноярского судебного района Самарской области со дня составления мотивированного постановления. Мировой судья Мартынова Н.В. Копия верна: Мировой судья-