Решение по делу № 5-565/2017 от 07.11.2017

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Тольятти 07 ноября 2017 года И.о. мирового судьи судебного участка № 109 Комсомольского судебного района г.Тольятти Самарской области мировой судья судебного участка № 107 Комсомольского судебного района г.Тольятти Самарской области Лопатина В.В.,при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении <НОМЕР> в отношении Голованова <ФИО1>, <ДАТА2> рождения, по ч. 2 ст.12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

<ДАТА1> в отношении Голованова <ФИО1> мировому судье судебного участка <НОМЕР> Комсомольского судебного района г. <АДРЕС>         области поступил протокол <НОМЕР> об административном правонарушении, согласно которому <ДАТА3> час. <ФИО2> на улице <АДРЕС> совершил нарушение п.п.2.5 ПДД РФ, т.е. управлял т/с оставил место ДТП в нарушении ПДД участником которого он являлся, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.12.27 КоАП РФ.

В ходе изучения административного материала выявлены ряд недостатков, не позволяющих объективно и полно рассмотреть дело об административном правонарушении.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ событие административного правонарушения относится к обстоятельствам, подлежащим установлению по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие  события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

По смыслу нормативных положений, закрепленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным

документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.

Правила оформления названного документа указаны в частях 2, 5 статьи 28.2  КоАП РФ.

В порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола и иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении (п.п. 3 и 5 ст. 29.1 КоАП РФ)

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, судьей при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.

В соответствии с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Согласно абзаца 11 пункта 1.2 Правил дорожного движения дорожно- транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Пунктом 2.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, установлено, в частности, что при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции. Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции от 9 февраля 2012 года) действия водителя, оставившего в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Установление факта дорожно-транспортного происшествия, за оставление места которого внарушение Правил дорожного движения, предусмотрена административная ответственность, в соответствии с п. 2 ст. 26.1 КоАП РФ входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении. Между тем протокол об административном правонарушении, составленный в отношении Голованова А.А. по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ не содержит надлежащего описания события административного правонарушения, поскольку из описанного в протоколе существа правонарушения не представляется возможным установить, событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, повреждены ли транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб, сведений о втором участнике дорожно-транспортного происшествия (автомобиле) ни в протоколе, ни в приложенном административном материале не содержится.

Отсутствие данных обстоятельств свидетельствует о том, что событие в протоколе об административном правонарушении должным образом не описано, что противоречит требованиям ч.2 ст.28.2 КоАП РФ. Указанный недостаток является существенным, поскольку он касается формулировки и объема обвинения. Кроме того, протокол об административном правонарушении и материалы, приложенные к нему не содержат сведений о наличии, отсутствии либо лишении права управления транспортными средствами Голованова А.А., что препятствует правильному назначению виновному меры административного наказания, поскольку санкция ч.2 ст.12.27 КоАП РФ предусматривает лишения права управления транспортным средством. Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 (ред. от 09.02.2012) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" назначение административного наказания ввиде лишения права управления транспортными средствами, исходя из положений статьи 3.8 КоАП РФ, возможно только лицам, имеющим такое право либо лишенным его в установленном законом порядке. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, перечисленных в главе 12 КоАП РФ, когда субъектом правонарушения является лицо, которое не получало право управления транспортными средствами либо его утратило на основании статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (за исключением случаев лишения права управления в предусмотренном законом порядке), необходимо учитывать, что санкция в виде лишения права управления транспортными средствами к данному лицу не может быть применена. В силу частей 1, 3 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. На момент составления протокола вступил в силу приказ МВД России от 23 сентября 2017 года N 664 "Об утверждении Административногорегламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения".

Из нового административного регламента исключены положения, предусматривающие при оформлении ДТП выдачу сотрудниками полиции участникам происшествия справки о ДТП.

То есть, при оформлении ДТП сотрудниками полиции оформляются исключительно процессуальные документы, предусмотренные законом. Это, в частности, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, либо протокол об административном правонарушении, либо постановление по делу об административном правонарушении. В первичном процессуальном документе должны кратко отражаться сведения, которые ранее содержались в справке о ДТП (сведения о транспортных средствах и их повреждениях, о страховых полисах ОСАГО, участниках происшествия).

Таких данных протокол об административном правонарушении не содержит и приложенные материалы.

Отмеченное обстоятельство лишает мирового судью, проверить обоснованность предъявленного обвинения в совершении административного правонарушения и принять правильное решение по делу.

В соответствии со ст. 29.6 КоАП РФ административные дела, влекущие административный арест, рассматриваются в день поступления протокола.

С учетом требований ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ о рассмотрении такого дела в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, наличие указанных выше нарушения и отсутствие необходимых сведений, следует рассматривать как иные обстоятельства, влекущие невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, за совершение которого санкцией ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного ареста.

Отложение рассмотрения дел об административных правонарушениях данной категории, административным законодательством не предусмотрено. Продление сокращенных сроков рассмотрения дел недопустимо.

Изложенное свидетельствует о том, что в связи с неправильным составлением протокола и оформления других материалов дела, неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, при разрешении данного дела об административном правонарушении не смогут быть выполнены в полном объеме требования ст.

24.1 и ст. 26.1 КоАП РФ, что повлечет нарушение права <ОБЕЗЛИЧЕНО> справедливое судебное разбирательство.

При таким обстоятельствах, суд приходит к выводу, что протокол <НОМЕР> от <ДАТА3> об административном правонарушении и приложенные материалы на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, необходимо вернуть в орган составивший протокол об административном правонарушении в виду неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, мировой судья,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Возвратить протокол <НОМЕР> об административном правонарушении от <ДАТА3> в отношении Голованова <ФИО1> по ч.2 ст. 12.27 КоАП РФ, и приложенные материалы в орган, составивший протокол - в ГИБДД У МВД РФ по <АДРЕС>.

Определение может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, а также опротестовано прокурором по правилам ст. ст. 30.1 - 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

<ОБЕЗЛИЧЕНО>

Мировой судья                                                              В.В. Лопатина