Решение по делу № 5-1244/2019 от 02.12.2019

Дело № 5-1244/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ухта Республики Коми

02 декабря 2019 года

Мировой судья Чибьюского судебного участка г. Ухты РК Тарасов А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании поступивший из прокуратуры г. Ухты в отношении:

должностного лица - начальника Ухтинского городского отдела по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов Республики Коми - Толпекиной Галины Викторовны, <ОБЕЗЛИЧЕНО>,

материал об административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ,

установил:

В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.11.2019 указано, что в результате проведенной прокуратурой города Ухты проверки установлено нарушение должностным лицом - начальником Ухтинского городского отдела по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов Республики Коми (далее также - Отдел по охране окружающей среды) - Толпекиной Г.В. порядка рассмотрения обращения <ФИО1> в государственный орган, выразившееся в непредоставлении заявителю ответа по существу поставленных вопросов.

В судебном заседании помощник прокурора Филиппова Е.В. настаивала на привлечении должностного лица к административной ответственности по основаниям, изложенным в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, полагала, что оснований для освобождения от административной ответственности не имеется.

Толпекина Г.В. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признала, пояснив, что уведомление о рассмотрении дела об административном правонарушении по ст.5.59 КоАП РФ не получала, в ее адрес направлялось уведомление по ст.17.7 КоАП РФ. Процедура проведения работы по обращениям граждан о нарушении законодательства занимает достаточно длительное время. В данном случае проведение проверки было согласовано с руководством, 26.08.2019 внеплановая документарная проверка была начата. <ФИО1> в своем обращении просит провести проверку, но не просит представить ему результат проверки. На момент истечения срока предоставления заявителю ответа на его обращение (02.09.2019) проверка еще не закончилась, кроме того, работа по обращению гражданина о нарушении требований законодательства не завершается актом проверки, после этого выдается предписание, после чего лицо привлекается к административной ответственности. Было выдано предписание сроком исполнения до января 2020 года, потом снова будет производится проверка исполнения требований предписания. Оснований для продления сроков предоставления ответа на обращение <ФИО1> не было. С жалобами после получения ответа Государственного органа на неполноту ответа на его обращение <ФИО1> не обращался. В связи с чем, отсутствует событие административного правонарушения.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст.26.1 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Выяснение указанных в названной статье обстоятельств является обязанностью судьи.

Установление объективной стороны состава правонарушения, т.е. установление факта совершения лицом, в отношении которого ведется производство по делу, деяния, являющегося с точки зрения закона противоправным, влекущим установленную законом административную ответственность, имеет существенное значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.

Статьей 5.59 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).

В силу ч.1 ст.2 данного Федерального закона, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласно п.1 ст.4 Федерального закона N 59-ФЗ, обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

При этом п.п. 2, 3 данной статьи установлено, что предложением признается рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявлением - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

В соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона N 59-ФЗ, гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст.11 названного Федерального закона.

Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона № 59-ФЗ, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. Этот срок может быть продлен при условиях, названных в части 2 этой статьи.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч.1 ст.9 Федерального закона N 59-ФЗ).

Таким образом, исходя из норм Федерального закона №59-ФЗ, обращение гражданина должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, либо этот срок должен быть продлен с уведомлением о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

В соответствии с п.5 ст.4 Федерального закона № 59-ФЗ, под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

В связи с чем, в круг субъектов рассматриваемого правонарушения помимо должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, входят также должностные лица государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций.

Как следует из письменных материалов дела об административном правонарушении, в прокуратуру г. Ухты поступило обращение <ФИО1>, в котором последний сообщает, что руководство <ОБЕЗЛИЧЕНО> расположенного по адресу: <АДРЕС>, вывозит весь бытовой мусор из своего заведения в контейнеры близлежащих жилых домов, в связи с чем, просит провести проверку в отношении данного Общества.

В соответствии с положениями ч.2 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", указанное обращение было направлено для рассмотрения по подведомственности в Отдел по охране окружающей среды и получено им 05.08.2019.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 23.11.2015 № 195-к Толпекина Г.В. назначена на должность руководителя Отдел по охране окружающей среды.

Согласно должностному регламенту, утвержденному 09.01.2018, в должностные обязанности Толпекиной Г.В. входит, в том числе, разрешение обращений граждан (пп.3.2.1 должностного регламента).

02.09.2019 Толпекина Г.В. направила в адрес <ФИО1> и в адрес прокуратуры г. Ухты ответ на данное обращение, в котором разъяснила нормы действующего законодательства (ст.ст. 1 и 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления") регламентирующие порядок обращения с твердыми коммунальными отходами, и сообщила, что на основании решения министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми с 26.08.2019 по 20.09.2019 Отделом по охране окружающей среды будет проводится внеплановая документарная проверка в отношении юридического лица <ОБЕЗЛИЧЕНО> По результатам проверки при выявлении нарушений обязательных требований в адрес юридического лица будет направлено предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований и будут приняты меры для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Также в своем ответе Толпекина Г.В. сообщила, что информация о проведении и результатах внеплановой документарной проверки юридического лица <ОБЕЗЛИЧЕНО> будет размещена в сети Интернет на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Федеральной государственной информационной системе «Единый реестр проверок»; разъяснено, что, в соответствии с ч.4 ст.5 Федерального закона № 59-ФЗ, гражданин имеет право обратиться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрение обращения в установленном законом порядке.

В соответствии с ч.7 ст.11 Федерального закона N 59-ФЗ, в случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

Поскольку Толпекиной Г.В. был дан ответ по производимым действиям с указанием на даты проведения проверки, в дату ответа она не могла знать о результатах проверки, <ФИО1> вправе направить повторное обращение с просьбой дать ответ по результатам проведенной проверки.

При этом, суд считает необходимым учитывать, что для предоставления обратившемуся лицу ответа по существу поставленных в обращении вопросов, должностному лицу необходимо определить суть данного обращения.

Материалами дела установлено, что <ФИО1> обратился с заявлением, содержащим просьбу о проведении проверки в отношении <ОБЕЗЛИЧЕНО> которое было рассмотрено Толпекиной Г.В. в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 59-ФЗ.

Ответ Толпекиной Г.В. от 02.09.2019 содержит ответ на просьбу <ФИО1> в обращении о проведения проверки в отношении общества с указанием даты ее проведения.

Просьбы предоставить результат проведенной проверки обращение <ФИО1> не содержит. Кроме того, последний не лишен права направить соответствующее заявление о предоставлении ему результатов проведенной проверки после ее проведения. Доказательств того, что <ФИО1> не согласен с полученным ответом на свое обращение в части его неполноты материалы дела не содержат.

Содержание в ответе на обращение информации, о предоставлении которой не просит заявитель может быть обусловлено лишь инициативой органа, рассматривающего обращение, но не поставлено в обязанность Федеральным законом N 59-ФЗ. При этом, как верно указала Толпекина Г.В., действия Отдела по охране окружающей среды при выявлении нарушения требований действующего законодательства не оканчиваются проведением проверки и получением ее результатов, а преследуют цель устранение всяких нарушений закона и, в необходимых случаях, привлечением к установленной ответственности.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что нарушений требований Федерального закона N 59-ФЗ Толпекиной Г.В. допущено не было.

Исходя из положений 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дела.

Поскольку вина Толпекиной Г.В. при рассмотрении настоящего дела не установлена, суд приходит к выводу об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.5.59 КоАП.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

С учётом изложенного, исходя из приведенных выше положений закона производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ, подлежит прекращению, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ

постановил:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении  должностного лица - начальника Ухтинского городского отдела по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов Республики Коми - Толпекиной Галины Викторовны по ст.5.59 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Ухтинский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через мирового судью Чибьюского судебного участка г. Ухта Республики Коми.

Мировой судья                                                                              А.А. Тарасов

5-1244/2019

Категория:
Административные
Статус:
Постановление о прекращении производства по делу об АП
Ответчики
Толпекина Г. В.
Суд
Чибьюский судебный участок г. Ухты Республики Коми
Судья
Тарасов Алексей Александрович
Статьи

ст. 5.59

Дело на странице суда
chibiusky.komi.msudrf.ru
Подготовка к рассмотрению
29.11.2019Рассмотрение дела
02.12.2019Рассмотрение дела
02.12.2019Прекращение производства
18.12.2019Окончание производства
23.12.2019Сдача в архив
02.12.2019
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее