Решение по делу № 5-211/2019 от 29.03.2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №5-211/2019

п. Безенчук                                                                                                              29 марта 2019 года

Мировой судья судебного участка № 125 Безенчукского судебного района Самарской области Руськина Е.Г.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 КоАП РФ, в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства Полуднякова Михаила Петровича, <ДАТА2> рождения, уроженца <ОБЕЗЛИЧЕНО>, зарегистрированного по адресу: <АДРЕС>, адрес КФХ: <АДРЕС>,

                                                          УСТАНОВИЛ:

26.02.2019 года начальником ГУ - УПФ РФ в Безенчукском районе <ФИО1> составлен протокол №077S20190000706 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ, в отношении главы КФХ Полуднякова М.П. в связи с нарушением срока представления Сведений о застрахованных лицах формы СЗВ-М (тип дополняющая) за ноябрь 2018 года в отношении одного застрахованного лица (<ФИО2>). Фактически отчет предоставлен в форме электронного документа 09.01.2019 года.

Полудняков М.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без его участия, вину признал, что подтверждается имеющейся в материалах дела телефонограммой, составленной помощником мирового судьи Назаровой Т.В.

Принимая во внимание вышеизложенное, мировой судья полагает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие привлекаемого к административной ответственности лица.

Изучив представленные материалы, мировой судья приходит  к следующему.

На основании ч.ч.1 и 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Из положений ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушений, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

            Согласно п.2.2 ст.11 ФЗ от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют сведения о каждом работающем у него застрахованном лице по форме «Сведения о застрахованных лицах» (форма СЗВ-М) ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом-месяцем на бумажном носителе, либо в форме электронного документа.

   Мировым судьей установлено и материалами дела подтверждается, что глава КФХ Полудняков М.П. представил с нарушением установленного законодательством РФ о страховых взносах срока расчет о застрахованных лицах формы СЗВ-М (тип дополняющая) за ноябрь 2018 года (в отношении 1-го застрахованного лица - <ФИО2>).

   Статьей 15.33.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Однако, как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 04.02.2019 N 8-П "По делу о проверке конституционности статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки У.М. Эркеновой", согласно части 5 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Обеспечивая соблюдение этого правила, данный Кодекс закрепляет, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при выявлении, в частности, наличия по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела (пункт 7 части 1 статьи 24.5).

Действующее правовое регулирование не содержит специальных норм, определяющих соотношение мер ответственности, предусмотренных частью третьей статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и статьей 15.33.2 КоАП Российской Федерации, применительно к ситуациям, когда нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований, связанных с представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, допущено индивидуальным предпринимателем. Как свидетельствует правоприменительная практика, не исключается привлечение к административной ответственности, установленной статьей 15.33.2 КоАП Российской Федерации, индивидуального предпринимателя, ранее уже привлеченного к ответственности по части третьей статьи 17 данного Федерального закона за несвоевременное или неполное (недостоверное) представление указанных сведений за тот же отчетный период (а равно наоборот: привлечение к ответственности по части третьей статьи 17 данного Федерального закона такого лица, уже привлеченного к ответственности по статье 15.33.2 КоАП Российской Федерации), - несмотря на то, что объективную сторону обоих составов правонарушений составляет одно деяние, совершенное при одних и тех же фактических обстоятельствах.

Подобный подход не только ведет к нарушению статьи 50 (часть 1) Конституции Российской Федерации, но и противоречит принципу равенства, провозглашенному в ее статье 19 (части 1 и 2), который выступает одним из конституционных критериев оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что соблюдение этого принципа, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (постановления от 16 июня 2006 года N 7-П, от 5 апреля 2007 года N 5-П, от 16 июля 2007 года N 12-П, от 26 февраля 2010 года N 4-П и др.). В конкретном деле заявительницы нарушение этого принципа заключается в том, что индивидуальный предприниматель ставится в худшее положение по сравнению с другими категориями страхователей (юридическими лицами и гражданами, осуществляющими прием на работу по трудовому договору, а также заключающими договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы), для которых в данном случае не возникает риск быть подвергнутым наказанию дважды.

Таким образом, статья 15.33.2 КоАП Российской Федерации не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 1), 50 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой данное законоположение по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, позволяет привлекать к административной ответственности как должностных лиц граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ранее привлеченных в связи с теми же обстоятельствами за то же правонарушающее деяние к ответственности, установленной частью третьей статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

  Как следует из материалов дела, решением начальника ГУ - УПФ РФ в м.р. Безенчукский Самарской области (межрайонное) Борисовой С.Н. №077S9190002941 от 26.02.2019 года Полудняков М.П. был привлечен к ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ, за непредставление в установленный срок Сведений о застрахованных лицах формы СЗВ-М (тип дополняющая) за ноябрь 2018 года в отношении одного застрахованного лица (<ФИО2>) к штрафу в размере 500 рублей.

  При таких обстоятельствах производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.10, 29.11 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

            Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном                    ст. 15.33.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства Полуднякова Михаила Петровича прекратить на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано  в Безенчукский районный суд Самарской области в течение 10 дней со дня получения копии постановления через мирового судью судебного участка №125 Безенчукского судебного района Самарскойобласти.

                 Мировой судья                                                                     Е.Г. Руськина