Решение по делу № 5-724/2021 от 21.10.2021

                                                                                                                                                         № 5-724/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

       21 октября 2021 года город Сызрань<АДРЕС>

         Мировой судья судебного участка № 158 Сызранского судебного района Самарской области Храмайкова Т.Ю., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении Макарова Владимира Александровича, <ДАТА> рождения, уроженца <АДРЕС> области, зарегистрированного  по адресу: <АДРЕС>, проживающего по адресу: <АДРЕС> по ст.  12.26 ч.1  КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

            Мировому судье поступил протокол об административном  правонарушении в отношении Макарова В.А.,  в  котором указано, что <ДАТА3> в 23-45  часов   он, управляя транспортным средством (мотоблоком Нева М5-2) на ул. <АДРЕС>, 108 пгт. <АДРЕС> района <АДРЕС> области,  не выполнил законное требование сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.  В действиях Макарова В.А. признаки уголовно-наказуемого деяния отсутствуют.

            Действия Макарова В.А. квалифицированы по ст.12.26 ч.1 КоАП РФ - невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния

В судебное заседание Макаров В.А. не явился,   о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

            В соответствии с п.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела.   

Изучив материалы дела, мировой судья установил, что вина Макарова В.А. в совершении административного правонарушения нашла свое подтверждение. 

В соответствии с ч.1 ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Согласно п.2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от <ДАТА4> <НОМЕР>, водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Из материалов дела усматривается, что <ДАТА5> в 23 часов 55 минут инспектором ДПС <ФИО1> в отношении Макарова В.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ. Согласно указанному протоколу <ДАТА5> в 23 часа 45 минут на ул. <АДРЕС>, 108 пгт. <АДРЕС> района водитель Макаров В.А. управлял мотоблоком Нева М5-2 с признаками опьянения. В нарушение пункта 2.3.2 ПДД законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения Макаров В.А. не выполнил.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или Законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, его виновность в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Исходя из положений пункта 2.3.2 ПДД и диспозиции части 1 статьи 12.26 КоАП РФ, субъектом административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, является водитель.

В соответствии с пунктом 1.2 ПДД, статьей 2 Федерального закона от <ДАТА6> <НОМЕР> «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от <ДАТА6> <НОМЕР>) водителем признается лицо, управляющее каким-либо транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством).

Транспортным средством является устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Механическим транспортным средством является транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

В силу примечания к статье 12.1 КоАП РФ под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

Обязательным условием правильной квалификации действий (бездействия) лица по части 1 статьи 12.26 КоАП РФ является установление законности требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, предъявленного к водителю транспортного средства.

Согласно пункту 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от <ДАТА7> <НОМЕР>, в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, должны быть зарегистрированы механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы.

Постановлением Правительства РФ от <ДАТА8> <НОМЕР> утверждены Правила государственной регистрации самоходных машин и других видов техники.

В соответствии с п. 1 указанных Правил они определяют порядок государственной регистрации самоходных машин (тракторов, самоходных дорожно-строительных машин, коммунальных, сельскохозяйственных машин, внедорожных автомототранспортных средств и других наземных безрельсовых механических транспортных средств, имеющих двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт (за исключением наземных самоходных устройств категории "L", "M", "N" на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них, а также прицепов (полуприцепов) к ним и транспортных средств, самоходных машин, военной, специальной и других видов техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, опытных (испытательных) образцов вооружения, военной и специальной техники, в том числе относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами к продукции военного назначения), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники), и других видов техники (прицепов (полуприцепов) самоходных машин), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники) (далее - техника).

Согласно п. 2 тех же Правил государственная регистрация техники осуществляется в целях государственного учета техники и допуска ее к эксплуатации.

Из п. 6 упомянутых Правил следует, что для государственной регистрации техники представляется, в частности, паспорт техники или выписка из электронного паспорта техники со статусом «действующий» в системе электронных паспортов самоходной машины и других видов техники.

Таким образом, государственной регистрации подлежит только та техника, на которую оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники).

В силу п. 1.3 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденного Госстандартом РФ <ДАТА9>, Минсельхозпродом РФ <ДАТА10>, зарегистрированного в Минюсте РФ <ДАТА11> <НОМЕР>, паспорт самоходной машины и других видов техники выдается на тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно - строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров, а также прицепы и полуприцепы к этим машинам, подлежащие регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

В соответствии с письмом Госинспекции Гостехнадзора <АДРЕС> района , г. <АДРЕС> и г. <АДРЕС> от <ДАТА12> <НОМЕР>, исходя из приведенных выше норм законодательства, мотоблок Нева регистрации в органах гостехнадзора не подлежит.

Порядок допуска граждан к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) органами гостехнадзора установлен Правилами допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденными постановлением Правительства РФ от <ДАТА13> <НОМЕР>.

Согласно данным Правилам и Инструкции о порядке их применения, утвержденной Приказом Минсельхозпрода России от <ДАТА14> <НОМЕР>, под самоходными машинами понимаются мототранспортные средства, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования (внедорожные мотосредства), тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров, не относящееся к автомототранспортным средствам.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 19 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза классификация товаров осуществляется в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.

Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым (ввезенным) на таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (решение Совета Евразийской экономической комиссии от <ДАТА15> <НОМЕР>).

На основании абзаца 1 пункта 1 статьи 22 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза Коллегия Евразийской экономической комиссии приняла решение о классификации мотоблоков (мотокультиваторов) в подсубпозиции 8701 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от <ДАТА16> <НОМЕР>).

В данном Решении поясняется, что мотоблок (мотокультиватор) представляет собой устройство с возможностью крепления навесного и (или) прицепного оборудования, управляемое рядом идущим водителем при помощи рулевого устройства в виде двух рукояток, с одной ведущей осью, двигателем внутреннего сгорания, конструктивные особенности которого предусматривают возможность установки на ведущую ось рабочих органов (фрез) для обработки почвы или колес, имеющее тягово-сцепное устройство, и (или) приспособления для крепления навесного оборудования, и шкив или вал отбора мощности.

В соответствии с Единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от <ДАТА15> <НОМЕР>, в субпозиции 8701 10 000 0 указаны тракторы одноосные. Вместе с тем понятие «мотоблок» отсутствует.

Таким образом, включение мотоблока (мотокультиватора) в субпозицию 8701 10 000 0 вызвано его специфической конструкцией и необходимостью применения соответствующих мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.

При этом изложенное не придает мотоблоку (мотокультиватор) характеристики транспортного средства.

Кроме того, для применения Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии <НОМЕР> от <ДАТА16> необходимы конструктивные особенности и функциональные возможности рассматриваемого мотоблока, которые в рамках настоящего дела должностным лицом не устанавливались, в материалах дела эти данные отсутствуют.

Таким образом, к транспортным средствам, подлежащим государственной регистрации, мотоблок не относится, самоходной машиной, на управление которой предоставляется специальное право, не является и, исходя из понятия, сформулированного в примечании к статье 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к другим статьям главы 12 названного Кодекса, транспортным средством признано быть не может.

В соответствии с п. 1 Правил учета дорожно-транспортных происшествий они устанавливают единый порядок учета дорожно-транспортных происшествий на всей территории Российской Федерации.

Согласно п. 2 указанных Правил в них используется следующее понятие «транспортное средство» - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (устройство на колесном ходу категории L, M, N, O, велосипед с двигателем, мотонарты, трамвай, троллейбус, трактор, самоходная машина, мотоблок, а также гужевой транспорт, за исключением вьючных и верховых животных).

Таким образом, используемое в Правилах учета дорожно-транспортных происшествий понятие «транспортное средство» шире, чем понятие транспортного средства, предусмотренное примечанием к ст. 12.1 КоАП РФ для целей главы 12 КоАП РФ, в том числе ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, в соответствии с которым транспортное средство должно иметь не только двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом более 50 кубических сантиметров, но и максимальную конструктивную скорость более 50 километров в час, или подлежать государственной регистрации, либо на управление им в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения необходимо предоставление специального права.

Изложенное в настоящем решении согласуется с правовым подходом, сформулированным Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении от <ДАТА17> <НОМЕР>.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Часть 3 статьи 1.5 КоАП РФ предусматривает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Собранные доказательства не могут быть признаны достаточными для обоснования вывода о наличии в деянии Макарова В.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ, поскольку представленными доказательствами достоверно не подтверждено отнесение средства передвижения, которым управлял Макаров В.А., к транспортным средствам применительно к требованиям приведенных выше правовых норм, подлежащим государственной регистрации, или на управление которым предоставляется специальное право. Сведения, подтверждающие данный факт, в материалах дела отсутствуют.

Согласно ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению, если отсутствует состава административного правонарушения

На основании вышеизложенного мировой судья приходит к выводу, что в представленных суду материалах нет достоверных сведений указывающих, что в действиях Макарова В.А. имеется состав вмененного ему административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 24.5 ч. 1 п. 2, 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья

постановил:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Макарова Владимира Александровича за отсутствием состава административного правонарушения в его действиях.

Постановление  может  быть  обжаловано в Сызранский районный суд Самарской области  в  течение 10  суток через мирового судью.

Мировой судья