Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 октября 2015 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
Председательствующего судьи Галеевой Л.П.,
при секретаре Щепетовой Е.П.,
с участием
представителя истца ФИО2,
представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камчатского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному государственному унитарному предприятию «Национальные рыбные ресурсы» о возложении обязанности выполнить ремонт портового гидротехнического сооружения – южный причал,
УСТАНОВИЛ:
Камчатский транспортный прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» о возложении обязанности выполнить ремонт портового гидротехнического сооружения: Южный причал (№), расположенного по адресу: Сахалинская область, <адрес>, портпункт, а именно: восстановить грунтонепроницаемость шпунтовой стенки; восстановить подпорную стенку в районе открылка; выполнить ремонт надстройки; восстановить колесоотбойный брус в местах его отсутствия; навесить недостающие и отремонтировать дефектные отбойные приспособления; отремонтировать 4 дефектных лестницы-стремянки в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки исполнения ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» законодательства РФ об эксплуатации гидротехнических сооружений (причалов) установлено, что капитальный ремонт причала Южный (№), расположенного по адресу: Сахалинская область, <адрес>, портпункт, принадлежащего на праве хозяйственного ведения ФГУП «Национальные рыбные ресурсы», предприятием не проводится. По результатам проведенной проверки установлено, что, несмотря на наличие значительных повреждений отдельных конструктивных элементов причала и расчетный физический износ 15%, ремонтные работы на причале в необходимом объеме.
Полагая, что эксплуатация Южного причала без проведения ремонтно-восстановительных работ, создает реальную угрозу его разрушения, возникновения несчастных случаев с людьми и аварийных ситуаций на причале, что нарушает интересы Российской Федерации, как собственника причала, и права неопределённого круга лиц на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, на основании п. 1 ст. 4,, п.1 ч.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты», пунктов 12, 223, 224, 231 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, истец обратился с указанным иском в суд.
В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, требования уточнил, просил обязать ответчика ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» обеспечить выполнение ремонт портового гидротехнического сооружения – Южный причал (№), расположенного по адресу: Сахалинская область, <адрес>, портпункт, а именно: восстановить грунтонепроницаемость шпунтовой стенки; восстановить подпорную стенку в районе открылка; выполнить ремонт надстройки; отремонтировать 4 дефектных лестницы-стремянки. Исковые требования с учетом их уточнений поддержал в полном объеме и просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО3, действующая по доверенности, исковые требования не признала.
Суду пояснила, что причал Южный закреплен на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Нацрыбресурс» распоряжением ТУ Росимущества по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р. На момент передачи причала Южный предприятию какая-либо техническая эксплуатационная документация отсутствовала, в связи с чем, из-за отсутствия необходимых исходных технических данных для планирования ремонтных работ, проведение ремонтных работ не представляется возможным. С момента передачи Южного причала предприятие начало работы по восстановлению и получению технической и эксплуатационной документации. Необходимые работы по восстановлению причала Южный предприятием были выполнены в августе 2015 года, по остальным конструктивным элементам, требующим ремонта, ФГУП «Нацрыбресурсы» составляется план проведения ремонтных работ, которые планируются в годовом бюджете предприятия.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» причалы, расположенные на территории и (или) акватории морского порта, являются портовыми гидротехническими сооружениями.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ регламентировано, что операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов.
Техническим регламентом о безопасности объектов морского транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Технический регламент) установлены обязательные для соблюдения минимальные требования безопасности объектов морского транспорта, в том числе причалов.
Пунктом 12 Технического регламента установлено, что объекты морского транспорта и объекты инфраструктуры морского транспорта должны удовлетворять требованиям безопасности в течение всего периода их эксплуатации при условии выполнения приобретателем этих объектов требований, установленных технической документацией.
В соответствии с пп. «г», п. 184 Технического регламента обеспечение безопасности эксплуатации объектов инфраструктуры морского транспорта должно осуществляться на основе выполнения требований, в том числе по своевременному проведению в необходимых объемах ремонтно-восстановительных мероприятий.
Техническая эксплуатация объекта инфраструктуры морского транспорта должна обеспечивать безопасные условия для плавания, швартовки, стоянки и обработки судов, безопасность, сохранность и повышение долговечности объекта инфраструктуры морского транспорта при его взаимодействии с судами, работе оборудования и портовых транспортных средств, складировании грузов и воздействии гидрометеорологических факторов, а также неблагоприятных и опасных природных явлений гидрометеорологического характера (п. 186 Технического регламента).
Пунктом 189 Технического регламента установлено, что объект инфраструктуры морского транспорта не должен иметь повреждений, которые бы препятствовали его безопасной эксплуатации. Смещения и деформации объекта в период его эксплуатации не должны превышать допустимых значений, устанавливаемых проектом такого объекта. Величины предельных смещений и деформаций при отсутствии их в проекте устанавливаются аккредитованным испытательным центром и отражаются в техническом паспорте сооружения.
Для сохранения и восстановления технических и эксплуатационных характеристик объекта инфраструктуры морского транспорта, подвергшегося физическому износу в процессе его технической эксплуатации, следует планировать и реализовывать ремонтные работы (текущий и капитальный ремонт). К капитальному ремонту относятся работы, в процессе которых производится восстановление, замена или защита основных конструкций, обеспечивающих прочность, устойчивость и долговечность сооружения в целом или его частей. В зависимости от объема и состава работ капитальный ремонт может быть выборочным или комплексным.
Планирование ремонтных работ следует осуществлять на основе материалов технического надзора, осуществляемого эксплуатирующей организацией и аккредитованным испытательным центром. На основании периодических осмотров определяется перечень текущих ремонтных работ и эксплуатирующей организацией составляется годовой план текущего ремонта объекта инфраструктуры морского транспорта. План капитального ремонта такого объекта составляется после проведения обследования сооружения аккредитованным испытательным центром. В этот план включаются работы, указанные в извещении о необходимости выполнения ремонтных работ, а также капитальные работы, отмеченные в актах периодического осмотра. Материалы обследования и заключение о техническом состоянии сооружения должны быть в качестве исходных данных включены в состав технического задания на разработку проекта ремонта объекта инфраструктуры морского транспорта. Планирование и осуществление ремонтных работ осуществляется организацией, на которую это возложено договором, а при отсутствии договора - собственником портового сооружения (п. 223, 224 Технического регламента).
В соответствии с п. 231 Технического регламента ремонтные работы объекта инфраструктуры морского транспорта должны обеспечить восстановление технических и эксплуатационных характеристик, необходимую долговечность конструкции и безопасную эксплуатацию этого объекта. При расчетном физическом износе объекта инфраструктуры морского транспорта более 30 процентов необходимо провести его капитальный ремонт или реконструкцию.
В судебном заседании установлено, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права № <адрес>, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области ДД.ММ.ГГГГ, за ФГУП «Нацрыбресурс» зарегистрировано право хозяйственного ведения на гидротехническое сооружение – Южный причал (инв.№), расположенное по адресу: Сахалинская область, <адрес>, портпункт.
Фактическую эксплуатацию Южного причала осуществляет обособленное подразделение ответчика — Петропавловск-Камчатский филиал ФГУП «Нацрыбресурс» (далее - филиал), расположенный по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>.
Филиал в соответствии с п. 2.2.1, 2.2.7 Положения о Петропавловск- Камчатском филиале ФГУП «Нацрыбресурс» осуществляет от имени предприятия деятельность по безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений и других объектов портовой инфраструктуры; ремонт, реконструкцию и строительство зданий и сооружений производственного и социально-бытового назначения, гидротехнических сооружений и других портовых объектов.
По результатам технического освидетельствования, проведенного ОАО «ДНИИМФ» в июле 2014 года, установлено, что состояние Южного причала, расположенного в Морском терминале Северо-Курильск, следует признать годным к эксплуатации при условии изменения режима эксплуатации, требуется выполнение ремонтных работ. Физический износ конструкций сооружения составляет 15%.
Для восстановления и поддержания эксплуатационных свойств сооружения в удовлетворительном состоянии, необходимо произвести следующие ремонтные работы: восстановить грунтонепроницаемость шпунтовой стенки; восстановить подпорную стенку в районе открылка; выполнить ремонт надстройки; восстановить колесоотбойный брус в местах его отсутствия; навесить недостающие и отремонтировать дефектные отбойные приспособления; отремонтировать 4 дефектных лестницы-стремянки; при необходимости, произвести подчистку дна проектной отметки.
Как пояснили стороны в судебном заседании, ФГУП «Нацрыбресурс» в августе 2015 года выполнили такие ремонтные работы причала Южный как: восстановление колесоотбойного бруса в местах его отсутствия; навесили недостающие и отремонтированы дефектные отбойные приспособления; отремонтированы 4 дефектных лестницы-стремянки.
При таких обстоятельствах, учитывая назначение данного гидротехнического сооружения, суд соглашается с доводами прокурора о том, что эксплуатация причала с учётом вышеуказанных имеющих место в настоящее время нарушений действующего законодательства создает реальную угрозу его разрушения, возникновения несчастных случаев с людьми и аварийных ситуаций на объекте.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав является пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Камчатского транспортного прокурора с учетом их уточнений являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению в полном объёме.
Доводы представителя ответчика о том, что по факту проведения ремонтных работ по остальным конструктивным элементам, требующим ремонта причала Южный (№), расположенный по адресу: Сахалинская область, <адрес>, портпункт, составляется план проведения ремонтных работ, которые планируются в годовом бюджете предприятия, обстоятельства, установленные в судебном заседании не опровергают, в связи с чем, основанием для принятия иного решения не являются.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, устанавливает в нем срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, а также требования разумности, суд считает возможным установить ответчику срок для выполнения решения суда в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу статьи 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере, определённом подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, 6000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Камчатского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие «Национальные рыбные ресурсы» выполнить ремонт портового гидротехнического сооружения – южный причал (инвентарный №), расположенного по адресу: Сахалинская область, <адрес>, портопункт, а именно: восстановить грунтонепроницаемость шпунтовой стенки, восстановить подпорную стенку в районе открылка, выполнить ремонт надстройки, отремонтировать 4 дефектных лестницы-стремянки в течение двух лет со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Национальные рыбные ресурсы» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись Л.П. Галеева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись Л.П. Галеева
Копия верна.
Судья Л.П. Галеева