Дело № 5-176/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
12 мая 2020 года г. Билибино
Мировой судья судьи судебного участка Билибинского района Чукотского автономного округа Чижов М.Б., при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район,
установил:
Как следует из протокола об административном правонарушении № 03 от 30 сентября 2020 года, составленного государственным инспектором Билибинского муниципального района, 28 апреля 2020г. в 16 час. 30 мин. юридическим лицом Администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район (далее Администрация) по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной в период с 06 апреля 2020г. по 28 апреля 2020 года не исполнено предписание №106/1/1 от 20.09.2019 года, срок которого истек 01.04.2020 года, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.12 ст.19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
Изучив протокол об административном правонарушении, а также приложенные к нему материалы, мировой судья пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В силу п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение, в том числе, о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Так, Администрации вменено невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
В протоколе об административном правонарушении №03 от 30 сентября 2020 г. отсутствует указание на место совершения административного правонарушения.
В силу ч.1 ст.29.2 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Согласно пп.3 п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
Таким образом, поскольку обязанность по исполнению законного предписания возложена на Администрацию муниципального образования Билибинский муниципальный район местом совершения настоящего административного правонарушения следует указывать юридический адрес, определяемый в соответствии со ст.57 ГК РФ.
Кроме того, согласно протоколу об административном правонарушении основанием для привлечения к Администрации к ответственности послужило невыполнение предписания <НОМЕР>. Однако в материалах настоящего дела указанное предписание отсутствует, документы, послужившие основанием для вынесения данного предписания в материалах, приложенных к протоколу об административном правонарушении, также отсутствуют.
При таких обстоятельствах, документов, свидетельствующих о том, что именно Администрация является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 КоАП РФ в материалах, приложенных к протоколу об административном правонарушении, не имеется.
Помимо изложенного, согласно протоколу об административном правонарушении, датой совершения вменяемого Администрации правонарушения должностным лицом указано: <ДАТА5> 16 часов 30 минут».
Однако, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от <ДАТА8> №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (п.14), невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Следовательно, административное правонарушение, выразившееся в неисполнении в срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, не является длящимся - датой и временем совершения названного правонарушения следует считать день, следующий за датой, когда лицо должно было выполнить возложенную обязанность.
Кроме того, в силу ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 26.2 КоАП РФ определено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Таким образом, КоАП РФ предусматривает необходимость принятия административным органом достаточных мер для извещения, привлекаемого к административной ответственности лица либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения лицу возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ.
В материалах дела об административном правонарушении имеется уведомление (исх. №32-07-3-1 от 28.04.2020г.) о составлении протокола об административном правонарушении, адресованное главе Администрации, согласно которому представителю юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении надлежит явиться в ОНД по Билибинскому муниципальному району в 15 часов 00 минут 30 августа 2020 года. Сам протокол об административном правонарушении в отношении Администрации датирован 30 сентября 2020 года.
Таким образом, сведений о надлежащем извещении, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении представителя Администрации, в материалах дела об административном правонарушении не имеется.
Таким образом, судом установлено, что протокол об административном правонарушении был составлен с нарушением ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, неполнота представленных материалов не позволяет суду сделать вывод о том, что протокол составлен в отношении надлежащего лица.
Указанные недостатки являются ненадлежащим оформлением протокола об административном правонарушении и других материалов дела, неполнотой представленных материалов, свидетельствуют о недостаточно полном изложении событий административного правонарушения, и ведущим к неопределенности в формулировке обвинения и нарушению права на защиту лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Мировой судья лишен возможности устранить эти недостатки при рассмотрении дела, т.к. в соответствии с принципами беспристрастности судей, состязательности и равноправия сторон суд не вправе формулировать обвинение в совершении административного правонарушения. Это является обязанностью должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ,
о п р е д е л и л :
Возвратить протокол №03 от 30 сентября 2020 г. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, и другие материалы дела в отношении юридического лица - Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район должностному лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении, для устранения недостатков перечисленных в настоящем определении. Определение может быть обжалованолицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 КоАП РФ, должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в Билибинский районный суд Чукотского автономного округа через мирового судью судебного участка Билибинского района в течение 10 суток со дня вручения или получения копии определения. Мировой судья (подпись) М.Б. Чижов Копияверна: Мировой судья М.Б. Чижов