Дело № 2- 166/2014 22 января 2014 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кировский городской суд Ленинградской области
в составе председательствующего судьи Петровой Е.В.,
при секретаре Гирявенко Е.Н.,
с участием представителя истца Ханкишиевой Э.Н.,
представителя ответчика МУП «Центр ЖКХ» Перловой Е.В.,
представителя ответчика администрации МО Шлиссельбургское городское поселение МО Кировский муниципальный район Ленинградской области Кушаковской И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области к МУП «Центр ЖКХ», администрации МО Шлиссельбургское городское поселение МО Кировский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконным бездействия по устранению нарушений требований санитарного законодательства и обязании разработать проект санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области обратилось в суд с иском к МУП «Центр ЖКХ», администрации МО Шлиссельбургское городское поселение, указав, что постановлением главы администрации МО Шлиссельбургское поселение от 11.05.2011 №105 создано МУП «Центр ЖКХ» с целью управления жилищным фондом и его эксплуатации, предоставления населению услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. Постановлением администрации МО Шлиссельбургское поселение от 30.08.2011 № 225 МУП «Центр ЖКХ» переданы в хозяйственное ведение водонасосные станции, водопроводы, водопроводные сети, водоочистные сооружения. В нарушение СанПиН 2.1.4.1110-02 ответчиками не разработан проект санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначение, что может привести к возникновению инфекционных и неинфекционных заболеваний, т.е. существует угроза жизни и здоровья неопределенного круга граждан. Просит признать незаконным бездействие ответчиков по устранению нарушений требований санитарного законодательства и обязать их разработать проект санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
В судебном заседании представитель истца Ханкишиева Э.Н. исковые требования поддержала.
Представитель МУП «Центр ЖКХ» Перлова Е.В. возражала по поводу удовлетворения исковых требований, ссылаясь на отсутствие денежных средств.
Представитель администрации МО Шлиссельбургское городское поселение МО Кировский муниципальный район Ленинградской области Кушаковская И.Е. исковые требования не признала, указав, что обязанность по разработке спорного проекта лежит на МУП «Центр ЖКХ».
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее – Закон) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписания должностных лиц, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор.
Статьей 18 Закона определены санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, в частности: водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначение» определяет санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (далее – ЗСО) источников водоснабжения и водопровдов питьевого назначения (п. 1.2).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3).
ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п. 1.4).
ЗСО
организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (п.1.5).
Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода (п. 1.6).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено обязательное наличие проекта зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Постановлением главы администрации МО Шлиссельбургское городское поселение от 11.05.2011 № 105 создано МУП «Центр ЖКХ» в целях управления жилищным фондом и его эксплуатации, предоставления населению услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (л.д. 14).
Постановлением главы администрации МО Шлиссельбургское городское поселение от 30.08.2011 № 225 МУП «Центр ЖКХ» передано в хозяйственное ведение имущество, в том числе водопроводные сети, колодцы, канализационные коллекторы, уличная канализация, насосные станции г. Шлиссельбурга (л.д. 17-20).
Из устава МУП «Центр ЖКХ» следует, что предприятие самостоятельно осуществляет хозяйственную деятельность на основе переданного ему на праве хозяйственного ведения имущества (л.д. 23).
Поскольку ст. 11 Закона обязывает разработать проект юридическое лицо в соответствии с осуществляемой им деятельностью, а в данном споре деятельность по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства оказывает МУП «Центр ЖКХ», суд признает незаконным бездействие муниципального предприятия и обязывает его разработать проект ЗСО.
В иске к администрации МО Шлиссельбургское городское поселение суд отказывает, как заявленному к ненадлежащему ответчику, так как деятельность администрации непосредственно не связана с эксплуатацией источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Определяя срок исполнения решения, суд не может согласиться с требованиями истца о приведении решения к немедленному исполнению. И, учитывая специфику заключения муниципальными предприятиями контрактов, климатические условия, суд устанавливает срок исполнения решения до 01.06.2014.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с МУП «Центр ЖКХ» госпошлину в бюджет Кировского муниципального района Ленинградской области в размере 200 руб. 00 коп.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие МУП «Центр ЖКХ» по устранению нарушений требований санитарного законодательства и обязать МУП «Центр ЖКХ» в срок до 01.06.2014 разработать проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения в. г. Шлиссельбурге Кировского района Ленинградской области.
Взыскать с МУП «Центр ЖКХ» в бюджет Кировского муниципального района Ленинградской области госпошлину в размере 200 (двести) руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме посредством подачи лицами, участвующими в деле, апелляционной жалобы через Кировский городской суд.
Судья Е.В. Петрова