Решение по делу № 5-390/2019 от 09.10.2019

63MS0112-01-2019-003028-19

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

09 октября 2019 года г.о. Тольятти Мировой судья судебного участка № 112 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области Гусева О.М., расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Белорусская, 16, каб. 113, рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении № 5-390/2019 в отношении индивидуального предпринимателя Чумакова Евгения Владимировича, <ДАТА2> рождения, уроженца г. Тольятти, Куйбышевской области, работающего ИП, зарегистрированного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. <АДРЕС>, гражданина РФ,

в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ,

установил:

На основании распоряжения начальника Саратовской ГИПН о проведении плановой выездной проверки № 30-19-04/15/212 от 22.08.2019, в период времени с 16.09.2019 по 23.09.2019 проведена проверка ИП Чумакова Е.В. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ), к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом относятся, в том числе организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения). Права и обязанности, возложенные Федеральным законом № 115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. В проверяемый период (с 01.01.2018 по 15.09.2019) ИП Чумаков Е.В. в рамках зарегистрированных видов деятельности участвовал в сделках скупки, купли-продажи ювелирных изделий и лома таких изделий, а именно в территориально-обособленном подразделении по месту нахождения Предпринимателя осуществляется комиссионная торговля ювелирными изделиями и скупка таких изделий. Учитывая вышесказанное, на ИП Чумакова Е.В. распространяются требования Федерального закона № 115-ФЗ. При проведении проверки ИП Чумакова Е.В. были выявлены нарушения требований: - Федерального закона № 115-ФЗ; - Постановления Правительства РФ от 29.05.2014 № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»; (далее - постановление Правительства № 492); - Постановления Правительства РФ от 19 марта 2014 г. № 209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям» (далее - постановление Правительства № 209); - «Требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», утвержденные приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 ноября 2018 г. № 366 (далее -приказ Росфинмониторинга № 366); - «Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденное приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 г. № 203 (далее - приказ Росфинмониторинга № 203). В акте проверки ИП Чумакова Е.В. от 23.09.2019 № 30-19-04/05-119 (и приложенных материалах) зафиксированы следующие нарушения обязательных требований законодательства РФ: 1. В нарушение требований пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ до начала настоящей проверки у ИП Чумакова Е.В. отсутствовали правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. Вышеуказанное свидетельствует о том, что длительное время Предпринимателем не были определены внутренние организационные меры в целях ПОД/ФТ, которые определяются Правилами внутреннего контроля. 2. В нарушение требований пункта 2 постановления Правительства № 492 и пункта 10 приказа Росфинмониторинга № 203 ИП Чумаков Е.В. до начала настоящей проверки не проходил однократное обучение в целях ПОД/ФТ в форме целевого инструктажа. Вышеуказанное свидетельствует о том, что у ИП Чумакова Е.В., как хозяйствующего субъекта, осуществляющего скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, длительное время не была организована система внутреннего контроля, т.к. ИП Чумаков Е.В. не соответствовал предъявляемым квалификационным требованиям и соответственно не мог исполнять функции ответственного сотрудника надлежащим образом. 3. В нарушение требований пункта 37 приказа Росфинмониторинга № 366 ИП Чумаковым Е.В. при оформлении скупочных квитанций и договоров комиссии не осуществляется анкетирование клиентов - физических лиц. 4. В нарушение требований нл1. 9, 19, 25 приказа Росфинмониторинга № 366 ИП Чумаков Е.В. при проведении операций купли-продажи, скупки ювелирных изделий, либо лома таких изделий, не проводит должным образом идентификацию своих клиентов, а именно: - не проводит проверку наличия/отсутствия в отношении клиента, сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму; - не определяет принадлежность клиента к иностранному публичному должностному лицу; - не проводит оценку и присвоение клиенту степени (уровня) риска; - не устанавливает в отношении клиента сведения о гражданстве, дате рождения, реквизитов документа, удостоверяющего личность (паспорта), адрес места жительства (регистрации) или места пребывания. Так ИП Чумаков Е.В. при проведении перечисленных операций вместо данных удостоверения личности документально были зафиксированы данные водительских удостоверений клиентов. 5. В нарушение требований п. 6 приказа Росфинмониторинга № 366 при оформлении операций комиссионной торговли и скупки ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также лома таких изделий, ИП Чумаковым Е.В. в целях подтверждения достоверности сведений, полученных при идентификации клиентов (физических лиц), не проверяет сведения об утерянных, недействительных паспортах и паспортах умерших физических лиц. 6. В нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, подпункта «г» пункта 4 Постановления Правительства № 209 ИП Чумаковым Е.В. не проводились проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. А также не было направлено ни одного сообщения о результатах такой проверки. Тогда как в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации (индивидуальные предприниматели) не реже чем один раз в три месяца обязаны проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган. 7. В нарушение статьи 3 Федерального закона № 115-ФЗ ИП Чумаков ЕВ. не прошел регистрацию Личного кабинета на Портале Росфинмониторинга, таким образом, не имеет возможности представлять сообщения и проводить идентификацию в полном объеме. В судебном заседании Чумаков Е.В. вину в совершении административного правонарушения признал, пояснил, что все допущенные им нарушения позднее были устранены, он прошел соответствующее обучение, зарегистрировался на официальном сайте Финмониторинга для осуществления проверки клиентов. При данных обстоятельствах, суд находит установленным факт наличия в действиях Чумакова Е.В. нарушения в виде неисполнения законодательства Российской Федерации в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствамиили иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, то есть административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 ч.1 КоАП РФ.

Вина Чумакова Е.В. в совершенном административном правонарушении подтверждается протоколом об административном правонарушении от 23.09.2019 г.; актом проверки № 30-19-04/05-119, выпиской из ЕГРИП, уведомлением о постановке на специальный учет юридического лица или индивидуального предпринимателя, правилами внутреннего контроля. Согласно п.1 примечания к ст. 15.27 КоАП РФ, за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. В силу санкции ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ, совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (ч.2 ст. 3.4 КоАП РФ). В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса (ч.3 ст. 3.4 КоАП РФ). При назначении административного наказания мировой судья учитывает характер совершенного Чумаковым Е.В. административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, факт совершения вменяемого правонарушения впервые, а также действия, направленные на устранение выявленных нарушений, такие как прохождение обучения в форме целевого инструктажа по программе: организация процесса противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, что подтверждается выданным ему ООО консалтинговой компанией «<ОБЕЗЛИЧЕНО>Часть 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ не относит состав административного правонарушения по ч. 1 ст. 15.27. в качестве исключения, при котором замена штрафа на предупреждение недопустима.

На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9-29.11. ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ

постановил:

Признать индивидуального предпринимателя - Чумакова Евгения Владимировича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде предупреждения. Постановление может быть обжаловано в Центральный районный суд г. Тольятти Самарской областив течение десяти суток со дня получения копии постановления.

  Мировой судья                                                                                    О.М. Гусева