Судья Малова Н.Б. №33-4430/2016
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 ноября 2016 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.,
судей Стыцюн С.А., Степановой Т.Г.
при секретаре Чесноковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 15.09.2016 по иску Сердюк М. А. к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок о признании решения незаконным, предоставлении земельного участка в собственность.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иск предъявлен по тем основаниям, что Сердюк М.А. (...) обратилась в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (далее в т.ч. Комитет) с заявлением о предоставлении ее многодетной семье для индивидуального жилищного строительства земельного участка в кадастровом квартале (...) ((.....), пересечение улиц (.....)), площадью (...) кв.м, с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Решением Комитета от (...) отказано в утверждении схемы расположения земельного участка. В обоснование отказа указано, что в границах испрашиваемого земельного участка проходят инженерные сети, а именно: водопровод, дренаж, теплотрасса, в том числе находятся камеры теплотрассы и дренажные колодцы, электрические кабеля. Полагая свое право нарушенным, указывает, что ст.38 Правил землепользования и застройки г.Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 №26/38-771, п.5.3.2 Свода правил по проектированию и строительству СП 30-102-99 "Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства" предусмотрены минимальные отступы от границ земельных участков: от красных линий улиц – 5 м, а также предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. В СНиП 2.07.01-89. "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" приведены соответствующие нормативы: расстояния от подземных сетей до фундаментов зданий, сооружений: от водопровода – 5 м, от колодца (дренаж) – 3 м, кабели силовые всех напряжений и линии связи – 0,6 м. Полагает, что указанные в плане расстояния от зоны допустимого размещения объекта на испрашиваемом участке подходят под данные показатели удаленности от инженерных сетей, что позволяет разместить жилое строение на испрашиваемом участке. Считая, что указанным решением Комитета нарушаются права истца на предоставление бесплатно в собственность гражданину в качестве мер социальной поддержки земельного участка, предусмотренных Законом Республики Карелия от 30.11.2011 №1560-ЗРК, истец просила признать незаконным отказ Комитета, изложенный в письме от (...) с исх.№, в бесплатном предоставлении земельного участка в собственность; обязать Комитет осуществить бесплатное предоставление земельного участка в собственность по заявлению от (...); взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере (...) руб.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, были привлечены Цыганаш Н.В., администрация Петрозаводского городского округа.
Решением суда исковые требования оставлены без удовлетворения.
С решением суда не согласна истец, в апелляционной жалобе представитель Литвинов Е.А., действующий на основании доверенности, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что основание решения от отказе в утверждении схемы расположения земельного участка не входит в перечень, предусмотренный п.16 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ЗК РФ). Требования к образуемым земельным участкам, установленные ст.11.9 ЗК РФ соблюдены. В СНиП 2.07.01-89 в редакции, утвержденной приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 №820, приведены расстояния по горизонтали от подземных инженерных сетей до фундаментов зданий, сооружений, а не до границ земельного участка. Указывает, что само по себе нахождение на земельном участке подземных инженерных сетей и установление при необходимости публичного сервитута для их обслуживания не является препятствием для размещения на таком земельном участке жилого строения, поскольку расстояния от зоны допустимого размещения объекта строительства (пятно застройки) до коммуникаций соответствуют нормативам СНиП. Зона допустимого размещения объекта устраивает истца. Предельные размеры площади зоны допустимого размещения объекта строительства не регламентируются. Полагает, что указанные доводы истца судом первой инстанции не учтены.
В отзыве на апелляционную жалобу Представитель Комитета Акулич Е.В., действующая на основании доверенности, полагая доводы жалобы несостоятельными, просила оставить решение суда без изменения. Указала, что в материалы дела представлены схемы расположения указанных инженерных сооружений, исходя из которых образование земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, площадью (...) кв.м, согласно приложенной истцом схемы невозможно. Все указанные инженерные сети находятся на территории испрашиваемого земельного участка, при этом с учетом соблюдения строительных норм и правил, охранных зон инженерных сетей, градостроительных условий, а также необходимости установления публичного сервитута с целью их обслуживания и эксплуатации, размещение индивидуального жилого дома на испрашиваемом земельном участке невозможно, использование участка по назначению будет затруднено. Данные обстоятельства следуют и из письма администрации Петрозаводского городского округа. Кроме того, схема не может быть утверждена, поскольку граница земельного участка с кадастровым номером (...), на котором расположено здание №, частично совпадает с границей испрашиваемого истцом земельного участка. Кроме того, приложенная к заявлению схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в форме документа на бумажном носителе не соответствует требованиям, установленным действующим законодательством, в частности п.п.4,7 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, форме схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762.
Представитель истца Литвинов Е.А., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал.
Представитель Комитета Акулич Е.В., действующая на основании доверенности, относительно доводов жалобы возражала. Помимо указанного в отзыве на жалобу, пояснила, что по сведениям, представленным администрацией Петрозаводского городского округа, испрашиваемый участок расположен в санитарно-защитной зоне отстойно-разворотной площадки общественного транспорта, размер которой составляет 50 м. В санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку. Кроме того пояснила, что испрашиваемый земельный участок имеет большой перепад высот рельефа.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении дела по жалобе извещены.
Заслушав участвующих в рассмотрении дела лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст.1 Закона Республики Карелия от 29.12.2015 №1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" (далее в т.ч. Закон №1980-ЗРК), вступившего в силу с 01.01.2016, в соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ч.1.2 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в т.ч. городских округов в Республике Карелия в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
В силу ст.3 Закона №1980-ЗРК полномочия, указанные в ст.1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 30.12.2015 №446-П функции в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.
В силу подп.6 ст.39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В соответствии со ст.39.19 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В Республике Карелия указанный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям урегулирован положениями Закона Республики Карелия от 30.11.2011 №1560-ЗРК "О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия" (далее в т.ч. Закон РК о предоставлении многодетным семьям земельных участков).
В соответствии с положениями ст.4 Закона РК о предоставлении многодетным семьям земельных участков земельный участок предоставляется в собственность многодетной семье на основании заявления, поданного одним из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или их супругов, являющимися членами многодетной семьи, в уполномоченный орган (часть 1).
Решение о соответствии или несоответствии многодетной семьи требованиям, установленным ч.1 ст.2 настоящего Закона, принимается уполномоченным органом в срок не более 30 календарных дней со дня подачи в уполномоченный орган заявления.
В целях бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям уполномоченный орган в пределах своей компетенции утверждает перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям.
Предоставление в собственность многодетным семьям земельных участков, включенных в перечень, осуществляется в той хронологической последовательности, в какой от них поступили заявления.
Заявитель в своем заявлении вправе указать местоположение земельного участка либо конкретный земельный участок. Уполномоченный орган рассматривает возможность предоставления земельного участка с учетом экологических и градостроительных условий использования такого земельного участка в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки и документацией по планировке территории (часть 2 указанной статьи).
В соответствии с п.4 ст.11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином.
Порядок утверждения схемы расположения земельного участка и принятия решения о его бесплатном предоставлении в собственность предусмотрены в ст.4 Закона РК о предоставлении многодетным семьям земельных участков.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что семья Сердюк М.А. является многодетной. Сердюк М.А. имеет несовершеннолетних детей (...).
Право семьи истца на получение земельного участка по указанным основаниям с соответствии с требованиями Закона РК о предоставлении многодетным семьям земельных участков ответчиком не оспаривалось. В письме администрации Петрозаводского городского округа в адрес истицы сообщено о принятии решения о соответствии семьи требованиям, установленным ч.1 ст.2 указанного Закона РК.
(...) Сердюк М.А. обратилась в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для строительства индивидуального жилого дома на основании Закона Республики Карелия от 30.11.2011 №1560-ЗРК "О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия" в (.....), на пересечении (.....) –(.....), указав местоположение испрашиваемого земельного участка, приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от (...) с исх.№ Комитет отказал в утверждении схемы расположения земельного участка. В обоснование отказа указано, что в границах испрашиваемого земельного участка проходят инженерные сети, а именно: водопровод, дренаж, теплотрасса, в том числе находятся камеры теплотрассы и дренажные колодцы, электрические кабеля. Принимая во внимание расположение инженерных сетей в границах испрашиваемого земельного участка, его формирование для индивидуального жилищного строительства не представляется возможным.
В обоснование предъявленного иска стороной истца указано о том, что положения Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 №26/38-771, п.5.3.2 СП 30-102-99 "Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства" (принят постановлением Госстроя России от 30.12.1999 №94), "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утв. приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 №820) при составлении схемы, испрашиваемой к утверждению, учтены. Расстояния от зоны допустимого размещения объекта на испрашиваемом участке до подземных инженерных сетей свидетельствуют о возможности разместить жилое строение на испрашиваемом участке.
В соответствии с подп.3 п.1 ст.11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в т.ч. в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса.
Согласно п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с подп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в т.ч. является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Дав оценку доводам сторон, представленным по делу доказательствам, с учетом данных схем инженерных сетей, необходимости соблюдения строительных норм и правил, охранных зон инженерных сетей, градостроительных условий, а также необходимости установления публичного сервитута с целью их обслуживания и эксплуатации, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что размещение индивидуального жилого дома на данном участке не представляется возможным.
Кроме того, в соответствии с подп.1,2 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в т.ч. являются: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
Согласно п.п.1,2 ст.11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно п.4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 №762, схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Как установлено, испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне "Жи", в соответствии с п.38 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 №26/38-771, градостроительным регламентом для данной территориальной зоны предусмотрены и минимальные отступы от границ земельных участков: от красной линии улиц - 5 м, красной линии проездов - 3 м, которые при разработке схемы не были учтены.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от (...) в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером (...) площадью (...) кв.м, расположенном по адресу: (.....), на земельном участке расположено здание №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации здания диспетчерской №, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости (...).
Из представленных ответчиком в дело документов, с учетом данных кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером (...), следует, что граница испрашиваемого земельного участка имеет пересечение с границей земельного участка с кадастровым номером (...).
Кроме того, по сообщению администрации Петрозаводского городского округа, а в опровержение данных обстоятельств доказательств не представлено, спорный земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне отстойно-разворотной площадки общественного транспорта. В соответствии с п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" размер санитарно-защитной зоны устанавливается в соответствии с главой VII настоящих санитарных правил. Согласно классификации СанПиНа отстойно-разворотные площадки общественного транспорта относятся к V классу опасности с размером санитарно-защитной зоны – 50 м (п.7.1.12). Согласно главе V СанПиНа в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенного законодательства, является верным вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения предъявленного иска.
Доводы апелляционной жалобы не содержат в себе обстоятельств, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, они аналогичны тем, которые являлись предметом исследования в суде первой инстанции, им судом дана надлежащая оценка, которую, с учетом вышеизложенного, судебная коллегия находит правильной.
Таким образом, решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 15.09.2016 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Сердюк М. А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи