Дело № 2-105/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Чарышское 21 марта 2018 года
Мировой судья судебного участка Чарышского района Алтайского края Головина О.Е. при секретаре судебного заседания Бочкаревой Е.Л.,рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Чарышского района в интересах Тарасовой ***1 к Управлению социальной защиты населения по Чарышскому району, Министерству труда и социальной защиты Алтайского края о взыскании суммы, затраченной на оплату потребленной электроэнергии,
установил:
Прокурор Чарышского района Алтайского края обратился к мировому судье судебного участка Чарышского района в интересах Тарасовой Т.М. с иском к Управлению социальной защиты населения по Чарышскому району о взыскании суммы, затраченной на оплату потребленной электроэнергии.
В обоснование заявленных требований указал, что Тарасова Т.М. относится к категории педагогических работников. Согласно справке по начислениям за потребленную электроэнергию, представленной энергоснабжающей организацией, Тарасовой Т.М. в соответствии с показаниями приборов учета за период с *** г. было фактически оплачено *** руб. При этом, компенсация затрат за потребленную электроэнергию, предоставленная ответчиком с учетом требований п. 16 Постановления Администрации Алтайского края от 01.04.2008 № 126 за аналогичный период, составила ***,16 руб.
По результатам анализа нормативно-правовых актов, действовавших в спорный период времени, установлено, что нормы ч.8 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», нормы Закона Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», нормы «Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением Администрации, края от 29.02.2012 № 99, каких- либо ограничений в размере компенсации оплаты за электроэнергию для педагогических работников не содержат так как субъектом РФ не может ограничиваться объем социальных прав, установленных на уровне Закона РФ. Кроме того, п. 4 и 29 названных Правил прямо предусматривает необходимость компенсации расходов, в размере 100 % от фактически произведенных затрат, подтвержденных показаниями приборов учета и данными предоставляемыми поставщиками электроэнергии.
В связи с изложенным, общая сумма недополученной компенсации затрат на освещение за период с *** г.г. составила ***,84 рублей, которую прокурор Чарышского района просит взыскать с ответчика в пользу Тарасовой Т.М.
Определением мирового судьи судебного участка Чарышского района от *** года к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство труда и социальных отношений Алтайского края.
Заместитель прокурора Чарышского района Дурнов Е.А. исковые требования поддержал, по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил требования удовлетворить, и показал, что понятия «освещение» и «электроэнергия» являются тождественными, у материального истца отдельного прибора учета электроэнергии, потребляемой на освещение жилого помещения не имеется.
Истец Тарасова Т.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, причину неявки не сообщила.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Чарышскому району Диулина О.Л. в судебном заседании требования не признала по доводам, изложенным в возражении на исковое заявление, согласно которым в соответствии со ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», согласно закону Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» и Правилам предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденным постановлением Администрации края от 29.02.2012 № 99, компенсация затрат осуществляется непосредственно за потребленную электроэнергию, затраченную на освещение жилых помещений педагогических работников, а не за электроэнергию, использованную для удовлетворения иных потребностей педагогических работников при эксплуатации электроприборов, не предназначенных для освещения. При отсутствии прибора учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, объем потребляемой для освещения электроэнергии определяется расчетным путем. Понятие «освещение» не тождественно понятию «электроснабжение». Расчет, приведенный истцом, содержит фактический расход электроэнергии, включающий в себя расход электроэнергии как для освещения жилого помещения, так и для иных нужд. Индивидуальный прибор учета для фиксации потребленной электроэнергии, затраченной на освещение жилого помещения, как того требуют Закон Алтайского края и Правила, истцом не использовался, следовательно расчет недополученной суммы затрат за указанный период является необоснованным. Кроме того, приведенный расчет не учитывает следующие обстоятельства. В соответствии с пунктом 28 Правил денежный эквивалент определяется исходя из суммы платежа за жилое помещение, отопление (центральное, отопление твердым топливом, газом, электроэнергией) и освещение, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически осуществленного педагогическим работником за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. Поскольку с 01.04.2017 Правилаутратили силу, расходы за *** года компенсированы истице *** года в твердой денежной сумме в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением Правительства Алтайского края от 30.03.2017 № 103. Исковые требования в части периода недополученной суммы компенсации с ***8 по ***9 заявлены за пределами срока исковой давности.
Представитель соответчика Министерства труда и социальной защиты Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил возражение, в котором указал, что надлежащим ответчиком не является, поскольку обязанность по назначению и выплате компенсации понесенных затрат на электроэнергию возложена на соответствующее управление социальной защиты населения по месту жительства получателя, полномочия по назначению указанной компенсации у Минтрудсоцзащита Алтайского края отсутствуют, а также сослался на доводы аналогичные доводам, изложенным в возражении Управления социальной защиты населения по Чарышскому району.
Выслушав объяснения процессуального истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующему.
Частью 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в законную силу с 01.09.2013, педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. Законом Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае» предусмотрено предоставление на территории Алтайского края компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам краевых и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законом Алтайского края (ч. 1 ст. 19 Закона), каковым является Закон Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)». Статьи 2 и 3 Закона Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС (в редакции, действующей до 01.04.2017 года) устанавливали, что размер компенсации определяется как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, в том числе освещения. Размер компенсации расходов, связанных с освещением жилого помещения, определяется исходя из установленных тарифов и показании приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Перечень категорий педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, и правила предоставления им мер социальной поддержки утверждаются Администрацией Алтайского края. Постановлением администрации Алтайского края от 29.02.2012 № 99 утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края. Пункт 2 названных Правил определяет, что компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам, работающим в краевыхи муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края; вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях, государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных учреждениях (организациях) не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, компенсация педагогическим работникам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, предоставляется в отношении одного жилого помещения по месту жительства работника.
Компенсация педагогическим работникам может предоставляться по месту пребывания при условии неполучения компенсации по месту жительства. Компенсация в данном случае предоставляется на период пребывания.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что материальный истец Тарасова Т.М. в период с октября 2014 года и по настоящее время является педагогическим работником, проживает и работает на территории Чарышского района, пользуется мерой социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате на освещение жилого помещения, предоставляемой на условиях и в порядке, установленных вышеуказанными нормами законодательства.
Тарасова Т.М. проживает в жилом помещении, оборудованном прибором учета электроэнергии, на основании которого производит оплату услуг за электроэнергию.
Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Из материалов дела следует, что Тарасовой Т.М. за период с *** года по *** года было фактически оплачено за потребленную электроэнергию *** руб. 00 копеек. Управлением социальной защиты населения по Чарышскому району понесенные расходы за указанный период компенсированы в сумме *** руб. 89 коп., определенной расчетным путем, исходя из представленных истцом данных о площади занимаемого им жилого помещения.
В силу пункта 3.1 указанных выше Правил, компенсация предоставляется педагогическим работникам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения, отопления и освещения или при заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению, заключенных с организациями и индивидуальными предпринимателями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги.
Компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения (пункт 4 Правил).
Компенсация предоставляется управлением социальной защиты населения по месту жительства и назначается с месяца обращения за ее назначением, но не ранее месяца, следующего за месяцем поступления педагогического работника на работу, дающую право на компенсацию (п.п. 5,12 Правил). Выплата компенсации осуществляется управлением социальной защиты населения ежемесячно, до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги, путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые педагогическим работником в банках лицевые счета либо через организации федеральной почтовой связи по его выбору (п. 14 Правил).
Исходя из п.п. 28, 29 Правил, размер компенсации ежемесячно определяется управлением социальной защиты населения как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, установленных для педагогических работников статьей 19 закона Алтайского края от 04.09.2013 N 56-ЗС "Об образовании в Алтайском крае". Денежный эквивалент оплаты освещения жилого помещения определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, и составляет 9,9 кВт/ч в год, или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения.
Таким образом, исходя из приведенных положений закона, компенсация педагогическим работникам предоставляется только за жилое помещение, отопление и освещение.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Соответственно, понятия «освещение» и «электрическая энергия» не являются тождественными, в связи с чем, при отсутствии у лица, имеющего право на компенсацию понесенных им затрат за жилое помещение, отопление и освещение, прибора учета электроэнергии, потребляемой непосредственно на освещение жилого помещения,размер компенсации должен определяться расчетным путем, в порядке установленном законодательством Российской федерации.
Из пояснений процессуального истца в судебном заседании следует, что у Тарасовой Т.М. отдельный прибор учета электроэнергии, потребляемой только на освещение жилого помещения, в спорный период отсутствовал, в связи с чем размер компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения правомерно определялся расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством.
В этой связи довод процессуального истца о том, что расчет компенсации расходов на освещение необходимо производить исходя из фактической суммы произведенного платежа за электроэнергию, является несостоятельным.
Кроме того, по правилам статьи 195, 196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Положениями статьи 199 ГКР Ф предусмотрено, что требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (ст. 200 ГК РФ).
Поскольку заявленные требования носят имущественный характер, основаны на взыскании недоначисленной компенсации за освещение жилого помещения и фактически являются убытками, то заявление представителя ответчика о пропуске срока исковой давности для обращения в суд с заявленными требованиями в части взыскания компенсации, подлежащей выплате до ***15, мировой судья находит подлежащими удовлетворению, поскольку исковое заявление мировому судье подано ***16
На основании изложенного, с учетом фактически выплаченной Тарасовой Т.М компенсации, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований мировой судья не усматривает.
Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мировой судья,
решил:
В удовлетворении исковых требования прокурора Чарышского района в интересах Тарасовой ***1 к Управлению социальной защиты населения по Чарышскому району, Министерству труда и социальной защиты Алтайского края о взыскании суммы, затраченной на оплату потребленной электроэнергии отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Чарышский районный суд Алтайского края через мирового судью судебного участка Чарышского района Алтайского края в течение месяца со дня его принятия.
Мировой судья О.Е. Головина