Решение по делу № 5-244/2011 от 21.06.2011

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

об ответственности за  административное правонарушение23 июня 2011 года г. Самара Мировой судья судебного участка № 133 Самарской области Царева И.В., рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении Александровой Н.Н. по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ, У с т а н о в и л: УНД Главного управления МЧС России по Самарской области в суд направлено административное дело о совершении административного правонарушения Александровой Н.Н. , предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ. Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что Александрова Н.Н. не выполнила требований предписания № 203/1/1 от 22.09.2010года, срок которого истек 23.03.2011г., чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ. Судом были исследованы следующие доказательства: - протокол об административном правонарушении № 96 от 18 мая 2011г.; - акт проверки № 56 от 29.04.2011г.; - распоряжение о проведении внеплановой проверки от 11.04.2011г.; - распоряжение о проведении мероприятий по надзору от 24 августа 2010г. № 203; - доверенность от 24.08.2011г. № 5306; - предписание № 203/1/1 от 22.09.2010г.; - акт проверки № 203 от 22.09.2010г.; - акт проверки № 67от 18.05.2011г.; - заявление С. от 28.07.2010г.; - свидетельство о государственной регистрации права № 63-АЕ 064972 от 12.08.2010г. Оценивая в совокупности собранные по делу об административном правонарушении доказательства в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ) суд приходит к следующему. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, могут быть граждане, индивидуальные предприниматели, которые несут административную ответственность как должностные лица (ст. 2.4 КоАП РФ), должностные лица коммерческих и некоммерческих организаций и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм. В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. В статье 28.2 КоАП РФ содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, обеспечивающие соблюдение гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к ответственности, в том числе об участии данного лица в его составлении. Согласно вышеуказанной норме закона в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2); физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении; указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4); протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении; в случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (часть 5). Таким образом, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении, содержащий в том числе позицию лица в отношении которого данное дело возбуждено и его подпись, что является средством обеспечения достоверности указанного документа. Положения ст. 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, представляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Из вышеуказанного следует, что лицо, в отношении которого возбуждено административное производство, должно присутствовать при составлении протокола. Соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ возможно также при отсутствии лица, привлекаемого к ответственности при условии надлежащего его извещения о времени и месте составления протокола. Однако в деле отсутствуют сведения о вызове Александровой Н.Н. для участия в составлении протокола, что противоречит правилам, установленным ст. 28.2 КоАП РФ и говорит о нарушении должностным лицом УНД Главного управления МЧС России по Самарской области порядка привлечения к административной ответственности. Из материалов административного дела следует, что протокол составлялся в присутствии законного представителя гр. Александровой Н.Н. - Б., все подписи от имени Александровой Н.Н. выполнены Б. В деле имеется доверенность от 24.08.2010г. выданная Александровой Н.Н. на имя Б. из текста которой следует, что последней доверяется представлять интересы Александровой Н.Н. в качестве «заявителя, истца, ответчика, третьего лица». Указанных участников производства по административным делам законом не предусмотрено (глава 25 КоАП РФ). В соответствии со ст. ст. 25.3 , 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении , в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. Осуществление защиты прав и законных интересов физического лица законным представителем допускается лишь в том случае, если лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является несовершеннолетним, либо по своему физическому и психическому состоянию лишено возможности самостоятельно реализовывать свои права. Основанием законного представительства физических лиц выступают родственные связи либо полномочия, удостоверяемые предусмотренными законом документами. Законными представителями являются родители, усыновители, опекуны или попечители. Ни к одной их этих категорий Б. не относится. Должностное лицо не вправе было проводить процессуальные действия с участием гр. Б., не имеющей надлежаще оформленных полномочий от Александровой Н.Н. на участие в деле в качестве ее законного представителя, поскольку гр. Александрова Н.Н. является совершеннолетней, какие-либо документы, подтверждающие то обстоятельство, что она по своему физическому и психическому состоянию на момент составления административного протокола была лишена возможности самостоятельно реализовывать свои права, в материалах отсутствуют. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что протокол по рассматриваемому административному делу был составлен в отсутствие Александровой Н.Н. и с нарушением порядка привлечения к административной ответственности, установленного ст. 28.2 КоАП РФ. В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ протокол является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях, в связи с чем административным законодательством подробно регламентирована процедура его составления. При нарушении установленной процедуры протокол не может рассматриваться в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ в качестве доказательства, поскольку несоблюдение процессуального порядка получения доказательства делает его недопустимым доказательством. В соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции РФ и ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается. Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для прекращения административного дела при условии, если вышеуказанный недостаток носит существенный характер, не может быть устранен и восполнен в судебном заседании и не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Представленный в суд протокол об административном правонарушении № 96 от 18.05.2011г. об административном правонарушении составлен с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, не отвечает требованиям, предъявляемым КоАП РФ к данному виду документа, недостаток носит существенный характер, в связи с чем не может служить основанием для привлечения Александровой Н.Н. к административной ответственности, а административное дело подлежит прекращению, в связи с отсутствием в действиях Александровой Н.Н. состава административного правонарушения. На основании ст.ст. 24.5.ч.2, 29-9, 29-10 КоАП РФ П О С Т А Н О В И Л: Производство по делу об административном правонарушении в отношении Александровой Н.Н. прекратить. Постановление может быть обжаловано в Волжский районный суд Самарской области в течение 10 дней через судебный участок №133 Самарской области . Мировой судья подпись И.В.Царева «СОГЛАСОВАНО» 23.06.2011г. Мировой судья Царёва И.В<ФИО1>