Решение по делу № 2-994/2018 от 20.08.2018

Дело № 2-994/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 августа 2018 года                                                                                                        г. <АДРЕС>

И.о. мирового судьи судебного участка № 2 Локтевского района Алтайского края мировой судья судебного участка № 1 Локтевского района Алтайского края Кучина Е.Н., при секретаре Евстифеевой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Локтевского района Алтайского края в интересах Медведевой Светланы Александровны к Управлению социальной защиты населения по Локтевскому району о взыскании расходов, затраченных на доставку твердого топлива до места жительства,

УСТАНОВИЛ:

В суд с иском к Управлению социальной защиты населения по Локтевскому району о взыскании расходов, затраченных на доставку твердого топлива до места жительства, обратился прокурор района в интересах Медведевой С.А.  В обоснование заявленных требований указал, что по обращению материальных истцов прокуратурой района была проведена проверка соблюдения действующего законодательства в части не предоставления им компенсации на оплату расходов по доставке твердого топлива, в ходе которой выявлены нарушения их социальных прав при предоставлении льгот как педагогическим работникам на бесплатную жилую площадь с отоплением. Проведенной проверкой установлено, что Медведева С.А. являются педагогическими работниками, пользуется льготами как педагогические работники, проживающие в сельской местности. В 2013 году Медведевой С.А. было приобретено твердое топливо (дрова), стоимость доставки дров составила 1300 руб. В 2015 году также было приобретено твердое топливо (дрова), стоимость доставки дров составила 200 руб. Медведевой С.А. была произведена компенсация за приобретение твердого топлива вместе с тем, компенсация расходов по доставке твердого топлива в сумме 1500 руб., произведена не была. Прокурор ссылается на п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ, согласно которой координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с п.8 ст.47 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Поставка твердого топлива включается в понятие платы за коммунальные услуги, расходы по которым должны компенсироваться педагогическим работникам сельской местности. Существующий порядок предоставления мер социальной поддержки, связанный с предоставлением жилья с отоплением и освещением педагогическим работникам сельской местности, при котором категория льготников, имеющих дома с печным отоплением, освобождена от оплаты за освещение и отопление лишь частично, поскольку специалисты вынуждены нести транспортные расходы, что ставит их в неравное положение по сравнению с педагогическими работниками, проживающими в домах с центральным отоплением. Компенсация предоставляется управлением социальной защиты населения по месту жительства. При расчете размера компенсации на оплату твердого топлива истцу, Управление социальной защиты населения по Локтевскому району должны учитывать расходы, понесенные за доставку твердого топлива. В соответствии со ст.45 ГПК РФ, учитывая категорию спора, а также тот факт, что Управлением нарушены социальные права сельских педагогов, прокурор счел необходимым обратиться в суд с иском в их интересах. Также полагает, что, несмотря на тот факт, что постановление Администрации Алтайского края от 29.02.2012 № 99 «Об утверждении Правил предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам …» утратило силу с 1 апреля 2017 года в связи с изданием Постановления Правительства Алтайского края от 30.03.2017 № 103, Управление социальной защиты населения по Локтевскому району не может быть освобождено от компенсации расходов по доставке угля и дров до жилого дома педагогического работника за указанные в исковом заявлении периоды. Прокурор просит взыскать с Управления социальной защиты населения по Локтевскому району расходы по доставке твердого топлива в пользу Медведевой С.А. в размере 1500 руб. В судебном заседании и.о. прокурора Локтевского районаЕфимова Н.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении.

Материальный истец Медведева С.А. при рассмотрении дела отсутствовала о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке.

Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения по Локтевскому району в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, просил о рассмотрении дела в его отсутствии, согласно представленному письменному отзыву просил в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на пропуск срока исковой давности. Кроме того, полагает, что у материальных истцов отсутствуют правовые основания для предоставления компенсации расходов по доставке твердого топлива.

Мировой судья в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав материального истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 56 ГПК РФ обязанность доказывания фактов‚ имеющих значение для разрешения дела возлагается на стороны.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав; социальной защиты, включая социальное обеспечение.

Таким образом, суд считает, что прокурор Локтевского района Алтайского края в права обратиться в суд в качестве процессуального истца в интересах сельского педагога, обратившегося к прокурору.

В судебном заседании исследованы следующие письменные доказательства, представленные сторонами: заявления о выплате компенсации за спорные периоды, светокопия паспортов, справки о наличии печного отопления у сельских педагогов, квитанции содержащие данные в т.ч. об оплате в общей сумме за транспортировку твердого топлива, обращения к прокурору, справки о размере компенсации.

Ответчик, так же как и истец ссылаются на схожие нормы права давая им различную трактовку, при которой, по мнению прокурора, затраты на транспортировку угля до дома сельского педагога (где фактически и находится устройство выработки тепловой энергии - печь, т.к. печное отопление) подлежат оплате как входящие в отопление и подлежат возмещению Управлением социальной защиты, а по мнению ответчика - подлежат возмещению лишь затраты понесенные при заключении хозяйствующими субъектами осуществляющими предпринимательскую деятельность затраты по договору поставки как коммунальная услуга, в связи с этим сельскому педагогу как физическому лицу возмещены быть не могут, т.к. он твердое топливо приобрел по договору купли-продажи, а не по договору поставки.

Кроме того, по мнению ответчика, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом - поэтому в иске прокурору следует отказать.

Суд считает необходимым согласится с правовым обоснованием, приведенным процессуальным истцом, в редакции законодательства действовавшего на момент спорного правоотношения по настоящему гражданскому делу, удовлетворив заявленные исковые требования в пользу материального истца в полном объеме, не соглашаясь с позицией ответчика, приведенной в отзыве на иск.

В силу статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а согласно части 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.8 ст. 47 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. На основании Закона Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения. Согласно постановлению Администрации Алтайского края от 29.02.2012 № 99 «Об утверждении Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края» компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.Материальный истец Медведева С.А. является педагогическим работником, зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: ул. <АДРЕС>, 87, с. <АДРЕС> Каменка <АДРЕС> района <АДРЕС> края, имеет печное отопление. В соответствии с платежными документами, имеющимися в материалах дела, за доставку твердого топлива уплатила за спорный период - за 2013, 2015 г.г. - 1500 руб., данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Сведений о том, что суммы, уплаченные Медведевой С.А. за доставку твердого топлива в 2013, 2015 г.г. компенсированы, материалы дела не содержат.

Как следует из п.8 ст. 47 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» каких-либо ограничений при предоставлении мер социальной поддержки в виде компенсаций расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения не установлено. Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 26.07.2011 № 169 «О регулировании цен на топливо печное бытовое (дрова), реализуемое гражданам …» установлены предельные максимальные цены указанное твердое топливо, наряду с аналогичными ценами, установленными на твердое топливо (уголь каменный) на что указывает прокурор в исковом заявлении - Решение Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 21.06.2012 №76 «О регулировании цен на топливо твердое (уголь каменный), реализуемое гражданам …», что указывает на однотипный порядок регулирования правоотношения по твердому топливу как уголь каменный, так и дрова. При этом в пунктах 2,3 названных Решений указано, что цены установлены на условиях франко-склад топливоснабжающей организации (склад, база) без учета доставки до потребителя. При условии обеспечении доставки угля продавцом покупателю оплата такой доставки производится в размере, определяемом соглашением покупателя и продавца. Мировой судья полагает, что предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Алтайского края в целях реализации государственных полномочий, возложенных на субъекты, не должно быть поставлено в зависимость от того или иного вида отопления, поскольку тем самым будут нарушены права педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа. При таких обстоятельствах полномочия, предоставляемые субъектам Российской Федерации в рамках реализации ст. 47 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). В соответствии со ст.2 Закона Алтайского края № 88-ЗС «О размере, условияхи порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности», с <ДАТА9> возмещение организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления, в том числе твердым топливом, и освещения, производится органами социальной защиты населения в соответствии с Правилами предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденными постановлением Администрации Алтайского края от 29.02.2012 № 99.

Пунктом 25 Правил предусмотрено, что размер компенсации ежемесячно определяется управлением социальной защиты населения как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, установленных для педагогических работников. Согласно п.28 Правил, денежный эквивалент определяется исходя из суммы платежа за жилое помещение, отопление (центральное, отопление твердым топливом, газом, электроэнергией) и освещение, определенного в соответствии с жилищным законодательством. Денежный эквивалент оплаты отопления жилого помещения определяется исходя из размера платы за отопление, определенного в соответствии с законодательством (пункт 23).

В силу п.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений), твердое топливо при наличии печного отопления отнесено к понятию «коммунальные ресурсы». Пунктом 79 Правил установлено, что размер платы за доставку бытового газа в баллонах и твердого топлива к месту, указанному потребителем, устанавливается по соглашению потребителя и исполнителя - продавца бытового газа в баллонах и твердого топлива.

Доводы представителя ответчика о том, что компенсация по доставке твердого топлива не входит в понятие "коммунальные услуги", мировой судья не принимает во внимание, поскольку законодательство устанавливает право педагога на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. В понятие "компенсация расходов на отопление" входит приобретение твердого топлива и его доставка до места жительства.

В противном случае педагогические работники сельской местности, которые имеют дома с печным отоплением и вынуждены нести транспортные расходы, ставятся в неравное положение по сравнению с педагогическими работниками, проживающими в домах с центральным отоплением.

Как указал Верховный Суд РФ в Определении от 28 октября 2009 г. N 25-Г09-18 "Об оставлении без изменения решения Астраханского областного суда от 03 августа 2009 г., которым удовлетворено заявление о признании недействующим абз.2 п. 2.1 постановления Правительства Астраханской области от 18 декабря 2007 г. N 550-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 28 декабря 2006 г. N 450-П "О мерах по реализации Закона Астраханской области от 04 октября 2006 г. N 69/2006-03", субъект Российской Федерации обязан обеспечить педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, бесплатным жильем с отоплением, а не бесплатным топливом, из чего исходит ответчик. С учетом изложенного ссылка ответчика на то, что ст. 154 ЖК РФ в новой редакции не относит доставку твердого топлива к коммунальной услуге, является несостоятельной, поскольку уточнение структуры платы за жилищно-коммунальные услуги, предусмотренной ст. 154 ЖК РФ, не изменяет объем и принципы предоставляемой педагогическим работникам компенсации на оплату жилых помещений, отопления и освещения. В связи с неверным толкованием норм права ответчиком, суд не соглашается с его доводами о том, что продажа товара в розницу, в том числе для использования гражданами в личных целях, регулируется не договором поставки, а договором купли-продажи, поэтому понятие «доставка» и «поставка» твердого топлива не тождественны. Ссылка ответчика на то, что по требованиям за 2013г., 2015г. прокурором пропущен срок исковой давности, мировой судья полагает необоснованной, поскольку согласно п. 41 Правил, утвержденных Постановлением администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 г. N 99, суммы компенсации, не полученные педагогическим работником своевременно по вине управления социальной защиты населения или организации-поставщика услуг, выплачиваютсяза истекший период без ограничения срока. Кроме того, поскольку указанные затраты на доставку материальным истцом были предъявлены ответчику своевременно (сведения о затратах на доставку указаны непосредственно в квитанциях вместе с понесенными затратами по твердому топливу), и не были выплачены надлежащим образом по вине управления социальной защиты населения, истцы были вынуждены обратиться к прокурору за защитой своих прав, что в свою очередь и повлекло обращение к прокурору.

С учетом принимаемого решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме, суд полагает, что государственная пошлина не подлежит взысканию с ответчика, поскольку Управление социальной защиты населения по Локтевскому району освобождено от уплаты государственной пошлины в силу пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 103, 193-199 ГПК РФ, мировой судья

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Локтевского района Алтайского края в интересах Медведевой Светланы Александровны к Управлению социальной защиты населения по Локтевскому району о взыскании расходов, затраченных на доставку твердого топлива до места жительства, удовлетворить.

Взыскать с Управления социальной защиты населения по Локтевскому району в пользу Медведевой Светланы Александровны в счет возмещения расходов, понесенных в 2013, 2015 г.г., затраченных на доставку твердого топлива до места жительства по адресу: ул. <АДРЕС>, 87, с. <АДРЕС> Каменка <АДРЕС> района <АДРЕС> края, денежную сумму, в размере 1500 руб.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном районный суд в течение месяца со дня принятия решения путем предъявления апелляционной жалобы мировому судье судебного участка № 2 Локтевского района Алтайского крапорядке в Локтевский я.

Мировой судья                                                                                Е.Н. Кучина

2-994/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление) удовлетворен
Истцы
Прокуратура Локтевского района АК
Медведева С. А.
Ответчики
Управление социальной защиты населения
Суд
Судебный участок № 2 Локтевского района Алтайского края
Судья
Кучина Евгения Николаевна
Дело на странице суда
lokt2.alt.msudrf.ru
Ознакомление с материалами
02.08.2018Подготовка к судебному разбирательству
02.08.2018Подготовка дела (Собеседование)
20.08.2018Судебное заседание
20.08.2018Решение по существу
Обращение к исполнению
21.09.2018Окончание производства
21.09.2018Сдача в архив
20.08.2018
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее