Дело № 5-227/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
г. Онега 30 апреля 2021 года
(постановление в полном объеме
изготовлено 04 мая 2021 г.)
Мировой судья судебного участка № 1 Онежского судебного района Архангельской области Дейнекина Е.Г., рассмотрев протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ, и другие материалы дела в отношении ООО «Онега-Водоканал», расположенного в г. Онеге Архангельской области, пр. Ленина, д. 96-а, ИНН 2906008059, ОГРН 132920000564, дата государственной регистрации - 01 октября 2013 г.,
установил:
в отношении ООО «Онега-Водоканал», расположенного в г. Онеге Архангельской области, пр. Ленина, д. 96-а, составлен протокол об административном правонарушении, из которого следует, что ООО «Онега-Водоканал» не выполнило в срок до <ДАТА4> пункт 9 предписания государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Архангельской области от <ДАТА5> о недопущении превышений установленных нормативов качества сточных вод при сбросе в водный объект.
Защитник Емельянова Р.С. в судебном заседании с протоколом не согласился, пояснил, что отсутствует вина ООО «Онега-Водоканал» в неисполнении предписания в части не допускать превышений установленных нормативов качества сточных вод. В настоящее время на очистных сооружениях действует механическая очистка сточных вод. Для того, чтобы исполнить предписание, необходима реконструкция канализационных очистных сооружений и установка системы биологической очистки сточных вод. Иных способов исполнить предписание нет. Расходы по реконструкции очистных сооружений значительны. <ДАТА6> между МО «Онежское», ООО «Онега-Водоканал» и Архангельской областью заключено концессионное соглашение, по которому ООО «Онега-Водоканал» обязуется до 2025 г. осуществить мероприятия по реконструкции очистных сооружений, для выполнения которых необходимо около 200 млн. руб. На основании соглашения утверждена инвестиционная программа. Возмещение расходов по реконструкции запланировано осуществить за счет тарифа на водоснабжение и водоотведение, часть расходов - за счет средств специального фонда. После заключения концессионного соглашения <ДАТА7> и <ДАТА8> заключены договоры на проведение изыскательских работ для завершения реконструкции очистных сооружений. <ДАТА9> заключен договор по разработке проектной документации на реконструкцию очистных сооружений.
Вывоз сточных вод в г. Северодвинск, ближайший населенный пункт от г. Онеги, невозможен, так как каждые сутки на очистные сооружения поступает около 2 500 куб.м сточных вод. С учетом объема цистерны специализированного транспортного средства около 3,8 куб.м каждый день необходимо выполнять порядка 658 рейсов по транспортировке сточных вод.
Прекратить эксплуатацию очистных сооружений на период проведения мероприятий по реконструкции очистных сооружений невозможно, так как значительная часть объектов, в том числе социальных, пользуются услугой централизованного водоотведения.
Получить разрешение по временные сбросы при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов невозможно по причине отсутствия порядка выдачи разрешений для объектов, отнесенных к 2-й категории негативного воздействия на окружающую среду.
По этим причинам выполнить предписание в установленный срок невозможно. В апреле 2021 г. ООО «Онега-Водоканал» направило в Управление Росприроднадзора ходатайство о продлении срока выполнения предписания, выданного в марте 2021 г., о недопущении превышения установленных нормативов качества сточных вод до 2025 г., ответ на которое до настоящего времени не получен.
Аналогичные доводы изложены защитником в письменных возражениях (л.д.100-102).
Мировой судья, заслушав защитника, изучив материалы дела, пришел к выводу о том, что в деянии ООО «Онега-Водоканал» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ, то есть невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль, об устранении нарушений законодательства.
<ДАТА5> должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области проведена внеплановая выездная проверка деятельности ООО «Онега-Водоканал» на объекте «Канализационные очистные сооружения», по результатам которой выявлены нарушения в области охраны окружающей среды (л.д.76-95).
<ДАТА5> ООО «Онега-Водоканал» выдано предписание об устранении нарушений в указанные в предписании сроки (л.д.74,75).
Пунктом 9 предписания на ООО «Онега-Водоканал» возложена обязанность не допускать превышений установленных нормативов качества сточных вод при сбросе в водный объект (болото Конинник). Данное требование следовало исполнить до <ДАТА10>
По ходатайству ООО «Онега-Водоканал» Северным межрегиональным управлением Росприроднадзора срок выполнения предписания продлен до <ДАТА11> (л.д.67-69).
На основании Постановления Правительства РФ от 03 апреля 2020 г. № 438 срок выполнения предписания продлен до <ДАТА4> (л.д.63,66).
Требование предписания не допускать превышений установленных нормативов качества сточных вод при сбросе в водный объект является законным, так как основано на положениях ч. 1 ст. 44, п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ, ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Вместе с тем, административным правонарушением признается деяние, которое является противоправным и виновным (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из объяснений защитника Емельянова Р.С. и материалов дела, для выполнения требования предписания необходима реконструкция канализационных очистных сооружений и установка системы биологической очистки сточных вод.
Доказательств иного в материалы дела не представлено.
В письме ООО «Онега-Водоканал» в Северное межрегиональное управление Росприроднадзора отражено, что в проектной документации, разработанной для очистных сооружений в 1963 г., предусмотрена только механическая очистка сточных вод. Биологическая очистка в составе сооружений отсутствует. Поэтому очистка сточных вод до нормативных значений невозможна (л.д.36,37).
Северное межрегиональное управление Росприроднадзора в письме от <ДАТА14> сообщило, что Решением Арбитражного суда Архангельской области от <ДАТА15> отказано в удовлетворении заявления ООО «Онега-Водоканал» о признании недействительным пункта 9 предписания от <ДАТА5> ООО «Онега-Водоканал» длительный период осуществляет эксплуатацию очистных сооружений и заключение <ДАТА6> концессионного соглашения не может повлиять на невозможность выполнения предписания. Северное межрегиональное управление Росприроднадзора не вправе определять, какие мероприятия следует выполнить организациям для устранения нарушений. Однако с целью исполнения предписания ООО «Онега-Водоканал» могло рассмотреть вопрос о вывозе сточных вод на очистные сооружения других организаций. Нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод установлены предприятием самостоятельно при подаче Декларации о воздействии на окружающую среду (л.д.149).
<ДАТА6> между МО «Онежское», ООО «Онега-Водоканал» и временно исполняющим обязанности губернатора Архангельской областью заключено концессионное соглашение, по которому ООО «Онега-Водоканал» приняло обязательство до 2025 г. осуществить мероприятия по реконструкции очистных сооружений, для выполнения которых необходимо 206 852 000 руб. (л.д.110,111).
Постановлением министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области <НОМЕР> утверждена инвестиционная программа ООО «Онега-Водоканал» по развитию централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории городского поселения «Онежское», в которой также предусмотрена реконструкция очистных сооружений до 2025 г. (л.д.47-54).
В целях достижения нормативов допустимого сброса ООО «Онега-Водоканал» разработало план мероприятий по охране окружающей среды на период с <ДАТА16> по <ДАТА17>, в который включено мероприятие по реконструкции очистных сооружений (л.д.36).
Таким образом, исполнить требование предписания не допускать превышений установленных нормативов качества сточных вод при сбросе в водный объект ООО «Онега-Водоканал» может только в результате проведения реконструкции очистных сооружений, для чего требуются финансовые средства в значительном размере.
Доказательства возможности вывоза сточных вод на очистные сооружения других организаций не представлены.
Не опровергнут довод защитника ООО «Онега-Водоканал» о том, что для вывоза сточных вод из г. Онеги в г. Северодвинск необходимо осуществить около 658 рейсов транспортными средствами за сутки, что свидетельствует о неисполнимости данного мероприятия в течение периода, установленного для реконструкции очистных сооружений.
Несмотря на то, что решением Арбитражного суда Архангельской области от <ДАТА15> отказано в удовлетворении заявления ООО «Онега-Водоканал» о признании недействительным пункта 9 предписания, и в нем содержится вывод о достаточности срока (в течение 01 года 27 дней) для устранения нарушений (л.д.118,119), невыполнение ООО «Онега-Водоканал» данного пункта предписания не может быть признано виновным.
Фактические обстоятельства при разрешении дела Арбитражным судом Архангельской области по заявлению ООО «Онега-Водоканал» и при рассмотрении настоящего дела о привлечении ООО «Онега-Водоканал» к административной ответственности являются различными.
На момент принятия решения Арбитражным судом Архангельской области ООО «Онега-Водоканал» не было заключено концессионное соглашение, предусматривающее реконструкцию очистных сооружений в течение 05 лет.
Данное обстоятельство имеет существенное значение для решения вопроса о наличии или отсутствии в деянии ООО «Онега-Водоканал» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ, с учетом положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, устанавливающих условия для привлечения юридического лица к административной ответственности.
Поскольку после принятия Арбитражным судом Архангельской области решения ООО «Онега-Водоканал» заключило концессионное соглашение, предусматривающее реконструкцию очистных сооружений в течение 05 лет, ООО «Онега-Водоканал» не имело возможности выполнить предписание в течение 01 года 03 месяцев 27 дней в части не допускать превышения установленных нормативов качества сточных вод при сбросе в водный объект.
Самостоятельный расчет ООО «Онега-Водоканал» нормативов качества сточных вод в соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона от <ДАТА18> <НОМЕР> «Об охране окружающей среды» не свидетельствует о возможности исполнения предписания.
Рассчитанные ООО «Онега-Водоканал» нормативы допустимого сброса веществ в водный объект утверждены приказом Двинско-Печорского бассейнового водного управления от <ДАТА19> <НОМЕР>).
Защитник Емельянов Р.С. пояснил, что отсутствует возможность изменить нормативы, так как не утверждена методика.
Установление временно разрешенного сброса, предусмотренного ст. 23.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на период реализации плана мероприятий по охране окружающей среды невозможно по причине отсутствия порядка выдачи разрешений для объектов, отнесенных к 2 категории негативного воздействия на окружающую среду (л.д.36,37).
Для устранения нарушения ООО «Водоканал» приняло необходимые меры: <ДАТА6> заключено концессионное соглашение, разработан план мероприятий по охране окружающей среды, <ДАТА7> и <ДАТА8> заключены договоры на проведение изыскательских работ для завершения реконструкции очистных сооружений (л.д.116,117). <ДАТА9> заключен договор по разработке проектной документации на реконструкцию очистных сооружений (л.д.125-144).
В деянии ООО «Онега-Водоканал» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ, так как не имелось возможности выполнить предписание в срок, установленный Северным межрегиональным управлением Росприроднадзора.
Производство по делу следует прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 24.5, ст. 29.9, КоАП РФ, мировой судья
постановил:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ, в отношении ООО «Онега-Водоканал» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Онежском городском суде Архангельской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через мирового судью либо непосредственно в суд, уполномоченный рассматривать жалобу.
Мировой судья Е.Г. Дейнекина
<ОБЕЗЛИЧЕНО>