Решение по делу № 5-471/2020 от 30.06.2020

Дело № 5-471/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Анадырь                                                                            30 июня 2020 года

Мировой судья судебного участка Анадырского района Чукотского автономного округа Иванова А.С., исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка г. Анадырь Чукотского автономного округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица

Мукабеновой Н.М., <ДАТА2> рождения, уроженки п<АДРЕС>, гражданки Российской Федерации, заместителя директора УФПС Чукотского автономного округа - филиала АО «Почта России», зарегистрированной по адресу: Республика <АДРЕС>, к административной ответственности не привлекавшейся.

Права, предусмотренные статьёй 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьёй 51 Конституции Российской Федерации разъяснены, ходатайств нет.

УСТАНОВИЛ:

Мукабенова Н.М., являясь должностным лицом - заместителем директора УФПС Чукотского автономного округа - филиала АО «Почта России», исполняющим свои должностные обязанности по адресу: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Ленина, д. 20, 30 марта 2020 года при осуществлении своих должностных обязанностей совершила противоправное виновное действие, выразившееся в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением пункта 5 лицензионных требований, являющихся приложением к лицензии № 162571, выданной 11 апреля 2018 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, раздела XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, за что частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Должностное лицо Мукабенова Н.М. в судебное заседание не явилась. О месте, дате и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом. Об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала, просила рассмотреть дело в своё отсутствие. Направила в суд письменный отзыв на протокол об административном правонарушении.

Руководствуясь частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ, согласно которой дело может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении в случаях, если имеются данные о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие Мукабеновой Н.М.

Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП, составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Федеральный закон от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 12 названного Федерального закона.

Пункт 36 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, включает оказание услуг связи.

В силу статьи 29 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Статьёй 14 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее - Закон о почтовой связи) установлено, что основной гарантией доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования является, кроме прочего, обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи.

В силу абзаца 4 Закона о почтовой связи качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.

Статья 8 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепляет, что в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены требования, соблюдение которых является необходимым условием осуществления деятельности.

В соответствии со статьёй 16 Закона о почтовой связи операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 46 Закона о связи оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

ФГУП «Почта России» (01 октября 2019 года реорганизованное в форме преобразования в АО «Почта России») оказывает услуги почтовой связи на основании лицензии № 162571, выданной 11 апреля 2018 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В соответствии с условиями лицензии при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться Федеральным законом «О связи», другими Федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области почтовой связи.

Согласно пункту 5 Лицензии лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в период с 13 января 2020 года по 30 марта 2020 года Управлением Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу проведено плановое систематическое наблюдение за соблюдением УФПС Чукотского автономного округа - филиалом АО «Почта России» обязательных требований в области связи.

Указанное наблюдение проведено на основании приказа руководителя Управления Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу от <ДАТА11> <НОМЕР>.

По результатам планового систематического наблюдения выявлено несоблюдение УФПС Чукотского автономного округа - филиалом АО «Почта России» пункта 5 лицензионных требований, которое выразилось:

- в несоблюдении пункта 2 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утверждённых приказом Минкомсвязи России от <ДАТА12> <НОМЕР>;

- в нарушении статьи 121 Почтовых правил, принятых Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи <ДАТА13>, утверждённых приказом Минсвязи России от <ДАТА14> <НОМЕР>.

Согласно приказу УФПС Чукотского автономного округа - филиала ФГУП «Почта России» от <ДАТА15> <НОМЕР> Мукабенова Н.М является заместителем директора по операционному управлению, в должностные обязанности которой входят, кроме прочего, организация и контроль процесса бесперебойного приёма, обработки на территории филиала отправлений почтовой связи (пункт 3.3 должностной инструкции, с которой Мукабенова Н.М. ознакомлена <ДАТА15>).

В соответствии с приказом УФПС <АДРЕС> края - филиала ФГУП «Почта России» (макрорегион Дальний Восток) от <ДАТА16> <НОМЕР> ответственность за нарушение условий лицензии, а также за предоставление услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, в том числе за нарушение нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нарушение сроков приёмки, обработки, доставки почтовых отправлений в отделениях почтовой связи, утрату и (или) повреждение почтовых отправлений, допущенных в отделениях почтовой связи возложена на заместителей директоров филиалов по операционному управлению.

Выявленные в ходе планового систематического наблюдения нарушения зафиксированы в акте систематического наблюдения от 30 марта 2020 года <НОМЕР>.

По факту выявленного нарушения 06 мая 2020 года должностным лицом Управления - ведущим специалистом-экспертом <ФИО1> в отношении заместителя директора УФПС Чукотского автономного округа - филиала АО «Почта России» Мукабеновой Н.М. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Проверяя законность и обоснованность выводов должностного лица административного органа, изложенных в протоколе об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 2 и 3 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утверждённых приказом Минкомсвязи России от 04 июня 2018 года № 257, нормативы частоты сбора из почтовых ящиков письменной корреспонденции составляют:

а) из почтовых ящиков, расположенных вне объектов почтовой связи:

на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - ежедневно не менее 1 раза в день;

на территории административных центров муниципальных районов, городских округов - не реже 4 дней в неделю не менее 1 раза в день;

на территории иных поселений - не реже 2 дней в неделю не менее 1 раза в день.

б) из почтовых ящиков, расположенных внутри объектов почтовой связи - в соответствии с частотой обмена и перевозки письменной корреспонденции между объектами почтовой связи.

Обмен и перевозка письменной корреспонденции между объектами почтовой связи должны осуществляться не менее трех раз в неделю.

В ходе планового наблюдения установлено, что на этапе выемки из почтовых ящиков УФПС Чукотского автономного округа - филиала АО «Почта России» нарушение нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков составило от 3 до 36 дней: на 3 дня - письмо, опущенное в 13 часов 15 минут 21 января 2020 года в почтовый ящик <НОМЕР> г. <АДРЕС>, на 36 дней - письмо, опущенное в 13 часов 15 минут 21 января 2020 года в почтовый ящик <НОМЕР> г. <АДРЕС>.

Факт нарушения подтверждается вложением внутрь конверта контрольной карточки с датой и временем отправки контрольного письма через почтовый ящик. Наличие на контрольных письмах оттисков календарных штемпелей объектов почтовой связи УФПС Чукотского автономного округа с датой и временем не соответствуют дате и времени, установленным для их выемки, что свидетельствует о нарушении УФПС Чукотского автономного округа - филиалом АО «Почта России» пункта 2 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утверждённых приказом Минкомсвязи России от 04 июня 2018 года № 257, то есть обязательных требований в области связи.

В силу статьи 121 Почтовых правил, принятых Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22 апреля 1992 года, утверждённых приказом Минсвязи России от 14 ноября 1992 года № 416, вся исходящая корреспонденция после разборки немедленно штемпелюется (на предприятиях связи штемпельной краской черного цвета, в почтовых вагонах - красного). Марки гасятся оттиском календарного штемпеля так, чтобы их нельзя было использовать вторично. При гашении почтовых марок с портретами оттиск календарного штемпеля не должен загрязнять изображение лица, а при штемпелевании художественных карточек и конвертов оттиск штемпеля не должен ставиться на рисунок.

В нарушение данного положения при осуществлении наблюдения установлено, что на заказном письме № 68940021947370 из ОПС Певек 689400 отсутствует исходящий календарный штемпель, марки не погашены (письмо принято 21 февраля 2020 года).

Из разъяснений, содержащихся в пункте 17 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что согласно статье 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.

В этой связи несоблюдение при осуществлении лицензируемой деятельности Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утверждённых приказом Минкомсвязи России от 04 июня 2018 года № 257, а также Почтовых правил, принятых Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22 апреля 1992 года, утверждённых приказом Минсвязи России от 14 ноября 1992 года № 416 является нарушением лицензионных условий, которые были обнаружены административным органом на момент окончания планового наблюдения.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из примечания к данной статье следует, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Мукабенова Н.М. является заместителем директора по операционному управлению, в должностные обязанности которой входят, в том числе, организация и контроль процесса бесперебойного приёма, обработки на территории филиала отправлений почтовой связи. Сведений о том, что указанное должностное лицо в период осуществления Управлением Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу планового систематического наблюдения было освобождено от исполнения своих должностных обязанностей, суду не представлено.

Таким образом, из материалов дела усматривается, что заместителем директора по операционному управлению УФПС Чукотского автономного округа - филиала АО «Почта России» Мукабеновой Н.М. не обеспечено соблюдение лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности.

Приведённые выше обстоятельства в совокупности позволяют прийти к выводу о наличии в деянии указанного лица вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Разрешая вопрос о виде и размере административного наказания, которое должно быть назначено Мукабеновой Н.М. за совершённое ею административное правонарушение, суд руководствуется следующим.

В силу части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность Мукабеновой Н.М., суд в соответствии с частью 2 статьи 4.2 КоАП РФ признаёт совершение административного правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Статьёй 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Статья 2.9 КоАП РФ является общей нормой, не содержащей каких-либо ограничений применительно к конкретным составам административных правонарушений. Следовательно, она может быть применена в отношении любого предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения (как материального, так и формального), совершенного гражданами, должностными и юридическими лицами.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Кроме того, исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации (в постановлениях от 17 января 2013 года № 1-П, от 25 февраля 2014 года № 4-П) малозначительность является одним из средств, позволяющих в конкретном деле обеспечить определение меры воздействия, соответствующей принципам справедливости и соразмерности наказания.

С учётом того, что Мукабеновой Н.М. административное правонарушение совершено впервые, суд приходит к выводу, что в данном случае составлением протокола и его рассмотрением достигнута предупредительная цель административного производства, установленная статьёй 3.1 КоАП РФ, а к указанному должностному лицу возможно применение такой меры государственного реагирования, как устное замечание, которая призвана оказать соответствующее воздействие, и направлена на то, чтобы предупредить, проинформировать лицо о недопустимости совершения подобного нарушения впредь.

В связи с этим, принимая во внимание отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а также вредных последствий, учитывая конституционные принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, суд полагает, что совершенное Мукабеновой Н.М. административное правонарушение является малозначительным, и считает возможным применить положения статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении настоящего дела, освободив её от административной ответственности, ограничившись устным замечанием. 

Руководствуясь статьями 2.9, пунктом 2 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ, мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица - заместителя директора УФПС Чукотского автономного округа - филиала АО «Почта России» Мукабеновой Н.М. прекратить и ограничиться устным замечанием в её адрес.

Постановление может быть обжаловано в Анадырский городской суд Чукотского автономного округа через судебный участок мирового судьи г. Анадырь в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судебный участок мирового судьи г. Анадырь

г. Анадырь, ул. Энергетиков, д. 11

Мировой судья                                                                                    А.С. Иванова