Решение от 26.03.2020 по делу № 2-129/2020 от 26.03.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

рп. Жигалово                                                                          26 марта 2020 года

    Суд судебного участка № 56 Жигаловского района Иркутской области в составе председательствующего мирового судьи Нашкеевой Е.А.,

   при секретаре судебного заседания Рупасовой Д.Н.,

           рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-129/2020 по иску прокурора Жигаловского района Иркутской области в защиту прав Дроздовой Альбины Владимировны к Областному Государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат Иркутской области» о взыскании невыплаченной компенсации расходов на оплату освещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Жигаловского района Иркутской области в защиту прав Дроздовой Альбины Владимировны обратился в суд с исковым заявлением к Областному Государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Жигаловскому району» о взыскании невыплаченной компенсации расходов на оплату освещения. В обоснование иска указано, что Дроздова А.В. состоит в должности учителя <ОБЕЗЛИЧЕНО>, на основании срочного трудового договора <НОМЕР> от <ДАТА2>, то есть является педагогическим работником. Согласно Закону Иркутской области от <ДАТА3> <НОМЕР> «Об административно-территориальном устройстве Иркутской области» поселок городского типа Жигалово, является административным центром Жигаловского района, входит в состав административно-территориальных единиц Иркутской области.

Таким образом, Дроздова А.В. относится к категории педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

В соответствии с ч.8 ст.47 Федерального Закона от <ДАТА4> <НОМЕР> «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления, освещения.

 Компенсация расходов в Иркутской области осуществляется в соответствии с Законом Иркутской области от <ДАТА5> <НОМЕР> «О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения для отдельных категорий педагогических работников в Иркутской области».

Порядок компенсации расходов установлен Постановлением Правительства Иркутской области от <ДАТА6> <НОМЕР>.

Согласно п.2 Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки, осуществляется за счет средств областного бюджета путем предоставления педагогическим работникам компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее компенсация).

Непосредственно компенсация производится Областным государственным казенным учреждением «Управление социальной защиты населения по Жигаловскому району» (далее-Управление) по факту оплаты за жилищно-коммунальные услуги. Данные для расчета компенсации предоставляются в Управление Общество с ограниченной ответственностью «Иркутская энергосбытовая компания» (далее -ООО «Иркутскэнергосбыт») на основании соглашения о взаимодействии <НОМЕР> от <ДАТА7> 

Срок выплаты компенсации установлен п.14 Порядка (выплата компенсации за текущий месяц осуществляется не позднее 25 числа следующего за ним месяца).

На основании абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от <ДАТА8> <НОМЕР> «об образовании» (далее -Закон <НОМЕР>) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением  освещением  сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектами Российской Федерации.

 Из содержания приведённой нормы следует, что педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих посёлках (поселках городского типа) было гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Это право предполагало полное освобождение их от обязанности по оплате за жилье и коммунальные услуги. При этом положения федерального закона не предполагали каких-либо ограничений, в том числе связанных с размером занимаемой жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг.

В связи с изменениями, внесенными в данную норму закона, предоставление мер социальной поддержки в натуральном виде было заменено их компенсацию произведенных педагогическими работниками платежей (Федеральный закон от <ДАТА9> <НОМЕР>).

 Вместе с тем, изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменяет их существа и не ограничивает гарантированное федеральным законодательством право педагогических работников на их получение.

С <ДАТА10> предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещении, отопления и освещения педагогическим работникам в связи с утратой силы Закона <НОМЕР> регулируется положениями Федерального Закона от <ДАТА4>г. <НОМЕР> «Об образовании в Российской Федерации».

При этом частью 8 статьи 47 Федерального закона об образовании сохранено право педагогических работников проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения этих расходов аналогичен установленному в Законе <НОМЕР>.

Исходя их приведенных правовых норм, право педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений и потребленных коммунальных услуг, установленное федеральным законодательством, не содержит каких-либо ограничений в его предоставлении, в том числе и в части оплаты за потребленную электроэнергию.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги для собственника и нанимателя лого помещения включает в себя, том числе, оплату за электроснабжение.

При этом освещение не является отдельным видом коммунальной услуги, оказываемой собственникам и нанимателям жилых помещений поскольку входит в состав коммунальной услуги по электроснабжению, тариф как и норматив потребления на освещение по этой причине установлен быть не может.

Кроме того, ранее действовавшие нормы устанавливали полное освобождение педагогических работников, осуществляющих свою деятельность в сельской местности, от оплаты коммунальных услуг.

С учетом, изложенного принимая во внимание, что федеральное и областное законодательство предусматривает представление мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, именно в отношении коммунальных услуг, необходимо взыскать невыплаченную в полном объеме компенсацию за электроэнергию.

Согласно акту сверки задолженности по лицевому счету <НОМЕР> Дроздовой А.В. за период с января <ДАТА> года оплачено коммунальных услуг на сумму 44 090, 45 рублей, выплачено компенсации на сумму 39 596,00 рублей, что подтверждается расшифровкой оплат и актом сверки задолженности по лицевому счету.

Однако в нарушение гарантированного законодательством объема социальных гарантий компенсация за период с января <ДАТА> года составила 4 493,67 рублей.     

Таким образом, Дроздовой А.В. недоначислена компенсация за период с января <ДАТА> года в размере 4 493,67 рублей.

Основанием для обращения прокурора в суд в интересах Дроздовой А.В. послужило её заявление с просьбой о восстановлении её нарушенных социальных прав.

В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение.

Кроме того, ненадлежащее исполнение ответчиком требований Федерального закона об образовании в части обеспечения социальных гарантий, установленных для педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) может повлечь нарушение прав неопределенного круга несовершеннолетних- учащихся образовательных учреждений, находящихся в сельской местности, на образование.   

Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от <ДАТА> <НОМЕР> «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод гражданина, защищаемые в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших граждан.

Просит суд взыскать с Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Жигаловскому району» в пользу истца Дроздовой А.В. недовыплаченную компенсацию расходов на оплату освещения за период с января <ДАТА> года в размере 4 493,67 рублей.

             <ДАТА12> прокурор Жигаловского района Иркутской области уточнил исковые требования, в котором уменьшил исковые требования и просит суд взыскать с Областного Государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Жигаловскому району» в пользу Дроздовой Альбины Владимировны недовыплаченную компенсацию расходов на оплату освещения за период с января <ДАТА> года в размере 4 408 рублей 89 копеек.

            Определением суда от <ДАТА13> по ходатайству представителя ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Жигаловскому району» в качестве соответчика привлечено ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области».

            <ДАТА14> вынесено заочное решение, в котором исковые требования прокурора Жигаловского района Иркутской области удовлетворен в рольном объеме.

            Определением суда от <ДАТА15> заочное решение отменено.

            Определением суда от <ДАТА16> приняты уточнения исковых требований прокурора Жигаловского района Иркутской области С.А. Клинова, в котором отказался от исковых требований к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Жигаловскому району» и просит взыскать с ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области» в пользу Дроздовой А.В. недовыплаченную компенсацию расходов на оплату освещения за период с января <ДАТА> года в размере 4 408 рублей 89 копеек.

            Истец Дроздова А.В. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть данное гражданское дело в её отсутствие, исковые требования поддержала.

          Представитель Ответчика ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, заявлений об отложении не поступало, об уважительных причинах неявки не сообщил, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представив письменные возражения.

            Исследовав представленные заявления, суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика.

            Представители третьих лиц Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ООО «Иркутская энергосбытовая компания» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно, не сообщили суду об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие, в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

            Исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.

            В соответствии с пунктами «е» и «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

     Согласно части 1 статьи 47 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

             Право работников образовательных учреждений на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения жилого помещения регламентируется положениями Федерального закона от <ДАТА17> <НОМЕР> «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу с <ДАТА18>

            До принятия данного Федерального закона на территории Российской Федерации действовал Закон Российской Федерации от <ДАТА19> <НОМЕР> «Об образовании».

             Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от <ДАТА20> <НОМЕР> «Об образовании» (в редакции Федерального закона от <ДАТА21> <НОМЕР>) было установлено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

            Частью 1 статьи 47 действующего с <ДАТА18> Федерального закона от <ДАТА17> <НОМЕР> «Об образовании в Российской Федерации» также предусмотрено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

              В силу статьи 3 Федерального закона от <ДАТА17> <НОМЕР> «Об образовании в Российской Федерации», нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от <ДАТА20> <НОМЕР> «Об образовании» (в редакции Федерального закона от <ДАТА21> <НОМЕР>), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

              Из совокупности приведенных норм права следует, что наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов РФ снижать достигнутый уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан.

           В силу статьи 2 Закона Иркутской области от <ДАТА22> <НОМЕР> «О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения для отдельных категорий педагогических работников в Иркутской области», педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Иркутской области, и муниципальных образовательных учреждений меры социальной поддержки предоставляются в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения.

            Постановлением Правительства Иркутской области от <ДАТА6>г. <НОМЕР>, утвержден Порядок компенсирования расходов лицам, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа на территории Иркутской области определяющий правила компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Иркутской области.

            В соответствии с пунктами 2 данного Порядка Возмещение расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки, осуществляется за счет средств областного бюджета путем предоставления педагогическим работникам компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее - компенсация). Компенсация предоставляется по выбору педагогических работников в размере фактических расходов по оплате жилых помещений, отопления и освещения либо в твердой денежной сумме.

            Судом установлено, что Дроздова А.В. является педагогическим работником, проживающим в сельской местности, поселке городского типа и имеет право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на освещение жилого помещения, что подтверждается копией трудового договора (том <НОМЕР>).

            Согласно акту сверки задолженности по лицевому счету <НОМЕР> и карточке лицевого счета, выданной Восточным отделением ООО «Иркутскэнергосбыт», за период с января <ДАТА> года Дроздовой А.В. оплачена коммунальных услуг в сумме 44 005,67 рублей (том <НОМЕР> оборотная сторона,15).

            Между тем, Дроздовой А.В. мера социальной поддержки за указанные месяцы перечислена ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Жигаловскому району», ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области» согласно справке о произведенных выплатах за период с января <ДАТА> года, в не полном объеме: в размере 39 596, 78 рублей (том <НОМЕР>).

            Тем самым, Дроздовой А.В., как педагогическому работнику, работающей в сельской местности (поселке городского типа) не выплачена компенсация за период с января <ДАТА> года в размере 4 408,89 рублей (44 005,67-39 596,78).

             Так, на день вступления в силу Федерального закона <НОМЕР> от <ДАТА24>, вступившее в законную силу <ДАТА25> педагогическим работникам было гарантировано право на бесплатное жилое помещение, предусматривающее полное освобождение от оплаты жилищно-коммунальных услуг без каких-либо ограничений. Избранный конкретным субъектом Российской Федерации механизм реализации льгот не может в конечном результате привести к уменьшению объема установленных на уровне Закона Российской Федерации социальных прав.

            Поскольку государством гарантирована педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), компенсация расходов на освещение и отопление занимаемых ими жилых помещений в полном объеме, без каких-либо ограничений, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования прокурора Жигаловского района Иркутской области в полном объеме.

            В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
           Ответчиком не представлено суду каких-либо допустимых доказательств, обосновывающих его возражения на исковые требования.

            Доводы представителя ответчика <ФИО1> о том, что до <ДАТА26> расчет денежной компенсации осуществляло ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Жигаловскому району», является несостоятельной, поскольку распоряжением <НОМЕР> от <ДАТА27> министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с <ДАТА28> прекращено осуществление выплат денежных средств государственным учреждениями Иркутской области на основании нормативно-правовых актов в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 данного распоряжения, вследствие чего ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области» с <ДАТА28> несет обязательства по выше названным выплатам, в том числе и по обязательствам возникших до <ДАТА28>.

             При указанных обстоятельствах, оценивая представленные истцом доказательства в совокупности, суд находит их допустимыми, достоверными и достаточными, а заявленные истцом требования о взыскании суммы компенсации расходов на оплату освещения за период с января <ДАТА> года в размере 4 408,89 рублей подлежащими удовлетворению.

           Других доказательств сторонами не представлено, а суд в соответствии с требованиями статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

           Принимая во внимание, что прокурор на основании пункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, также ответчик ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области»  (пункт 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации) освобождены от уплаты государственной пошлины, госпошлина не подлежит взысканию.

    Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, 

Р Е Ш И Л:

            ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

            ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» (░░░░ <░░░░░>,  ░░░/░░░ <░░░░░>) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, <░░░░30> ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░. <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ <░░░░> ░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 408 (░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ 89 ░░░░░░.

            ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №56 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░:                                                              ░.░. ░░░░░░░░.