Дело № 5-47/2021-4
29MS0055-01-2021-000363-83
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
г. Северодвинск 18 февраля 2021 года
Мировой судья судебного участка № 4 Северодвинского судебного района Архангельской области Егоров А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: Архангельская область, г. Северодвинск, ул. Пионерская, д. 12, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении:
Иванова Владимира Николаевича, <ОБЕЗЛИЧЕНО>, ранее к ответственности за совершение однородного административного правонарушения не привлекавшегося,
у с т а н о в и л:
Иванов В.Н., занимая должность <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ОБЕЗЛИЧЕНО> (далее - <ОБЕЗЛИЧЕНО>, организация), расположенной по адресу: Архангельская область, <АДРЕС> в нарушение п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ) не позднее 16 ноября 2020 года не представил в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2020 года, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, то есть 17 ноября 2020 года совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.33.2 КоАП РФ (в ред. от 15 октября 2020 года).
Иванов В.Н. о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, на судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, представив письменные объяснения, согласно которым срок представления соответствующих сведений нарушен на один день, обусловлен его нахождением на самоизоляции в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции и временной нетрудоспособностью главного бухгалтера.
На основании положений Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966 года резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН и ратифицированного Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 года № 4812-VIII, согласно которым лицо само определяет объем своих прав и реализует их по своему усмотрению, а также учитывая, что имеются сведения о надлежащем извещении привлекаемого к административной ответственности лица, мировой судья счел возможным в соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, мировой судья полагает, что вина Иванова В.Н. в совершении административного правонарушения нашла свое подтверждение при рассмотрении материалов дела, вместе с тем его деяние подлежит квалификации по ст. 15.33.2 КоАП РФ (в ред. от 15 октября 2020 года), а производство по делу - прекращению в виду малозначительности совершенного административного правонарушения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ страхователями являются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Форма «Сведения о застрахованных лицах» утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 года № 83п.
В ходе рассмотрения дела установлено, что <ОБЕЗЛИЧЕНО> является страхователем и располагается по адресу: Архангельская область, <ОБЕЗЛИЧЕНО> При установленном сроке представления не позднее 17 ноября 2020 года сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2020 года в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) обществом представлены 18 ноября 2020 года.
Изложенные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, сведениями о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, протоколом об административном правонарушении, которые отвечают требованиям ст.ст. 25.1, 26.1, 26.2, 26.3, 26.7, 28.2 КоАП РФ.
В силу положений ст. 15.33.2 КоАП РФ (в ред. от 15 октября 2020 года) непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностными лицами в настоящем Кодексе понимаются совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).
Таким образом, субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ (в ред. от 15 октября 2020 года), является должностное лицо, на которое возложена обязанность по предоставлению сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, то есть руководитель организации Иванов В.Н.
Доказательства виновности Иванова В.Н. - документы, имеющиеся в материалах дела, в порядке ст. 26.11 КоАП РФ были полно и всесторонне исследованы мировым судьей, все они являются допустимыми доказательствами.
Вступившим в законную силу 1 января 2021 года Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 90-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - Федеральный закон от 1 апреля 2020 года № 90-ФЗ) в статью 15.33.2 КоАП РФ внесены следующие изменения: в абзаце первом слово «Непредставление» заменено словами «1. Непредставление», слова «или в искаженном виде -» заменены словами «или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -», а также дополнено частью 2 следующего содержания: «2. Непредставление в установленный Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 6 указанного Федерального закона, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.» (пп. «а», «б» п. 8 ст. 1).
Органом административной юрисдикции деяние Иванова В.Н. квалифицировано по ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ без учета положений ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ, согласно которым лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Применение в соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ обратной силы закона, то есть распространение на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу, в рассматриваемом случае недопустимо, поскольку Федеральный закон от 1 апреля 2020 года № 90-ФЗ никоим образом не смягчает, не отменят административную ответственность за административное правонарушение и иным образом не улучшает положение виновного.
Несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи (п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5)).
Исследовав представленные доказательства, мировой судья приходит к выводу о том, что Иванов В.Н., являясь должностным лицом, допустил непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в связи с чем его деяние с учетом ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ подлежит квалификации по ст. 15.33.2 КоАП РФ (в ред. от 15 октября 2020 года).
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность Иванова В.Н., мировой судья расценивает его пенсионный возраст, признание вины, раскаяние в содеянном, преставление соответствующих сведений до составления протокола об административном правонарушении.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность виновного, не установлено.
Вместе с тем в силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь-июль 2014 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 1 сентября 2014 года, следует, что ст. 2.9 КоАП РФ является общей нормой, не содержащей каких-либо ограничений применительно к конкретным составам административных правонарушений. Следовательно, она может быть применена в отношении любого предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения (как материального, так и формального), совершенного гражданами, должностными и юридическими лицами, а также лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (вопрос 2).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При решении вопроса о малозначительности совершенного Ивановым В.Н. административного правонарушения мировой судья принимает во внимание несущественный период просрочки представления соответствующих сведений (один день), санитарно-эпидемиологическую обстановку с учетом возраста виновного, временную нетрудоспособность главного бухгалтера организации, то есть учитывает характер совершенного правонарушения и роль правонарушителя, незначительную тяжесть наступивших последствий, в связи с чем приходит к выводу, что деяние Иванова В.Н. хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ (в ред. от 15 октября 2020 года), но при этом существенно не нарушило охраняемых общественных правоотношений, то есть является малозначительным.
В соответствии с п. 2 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса.
При указанных обстоятельствах мировой судья считает необходимым освободить Иванова В.Н. от административной ответственности, предусмотренной ст. 15.33.2 КоАП РФ (в ред. от 15 октября 2020 года), и ограничиться устным замечанием, а производство по делу прекратить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.9, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, мировой судья
п о с т а н о в и л:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ (в ред. от 15 октября 2020 года), в отношении <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ОБЕЗЛИЧЕНО> Иванова Владимира Николаевича на основании п. 2 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ в связи с объявлением в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ устного замечания прекратить.
Настоящее постановление может быть обжаловано или опротестовано в Северодвинском городском суде Архангельской области в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
<ОБЕЗЛИЧЕНО>
Мировой судья А.А. Егоров
<ОБЕЗЛИЧЕНО>