Дело № 2-134/15
<ДАТА1>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2015 года город Мурманск
Суд, в составе председательствующего мирового судьи судебного участка № 5 Первомайского административного округа города Мурманска Сняткова А.В.,
при секретаре Рогозиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шумовой <ИО1> к <АДРЕС> о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Шумова <ИО> обратилась в суд с иском к <АДРЕС> о защите прав потребителя, указав в обоснование, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <АДРЕС> Управление многоквартирным домом <АДРЕС> в г. Мурманске осуществляет <АДРЕС>». <ДАТА3> между <АДРЕС>» заключен договор на обслуживание указанного многоквартирного дома, пунктом 2.1 которого предусмотрена обязанность ответчика предупредить Правление ЖСК и жильцов об окончании сроков поверки индивидуальных приборов учета. В принадлежащем ей указанном жилом помещении были установлены индивидуальные приборы учета расходы горячей и холодной воды. Срок поверки данных приборов истек в 2010 году, в связи с чем в 2012 года бухгалтерией <АДРЕС> ей была выставлена задолженность по оплате коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению, поскольку ей был произведен перерасчет исходя из нормативов потребления. Впоследствии данная задолженность была взыскана с нее в судебном порядке в размере 31.941 рубль 33 копейки. Полагает, что задолженность образовалась по вине ответчика, в связи с чем просит суд взыскать с <АДРЕС> в ее пользу сумму убытка в размере 31.940 рублей 33 копейки, расходы по юридических услуг плате услуг в размере 1.000 рублей.
В судебном заседании истец Шумова <ИО> на удовлетворении исковых требований в полном объеме настаивала по основаниям, указанным в исковом заявлении. Полагала, что действиями ответчика были нарушены ее права как потребителя услуг по управлению многоквартирным домом. Не отрицала, что имела на руках акт осмотра-приемки узла индивидуального прибора учета от <ДАТА4>, согласно которому межповерочный период индивидуальных приборов учета расходы холодной и горячей воды, установленные в ее квартире, составлял 4 года. Считает, что данный период был указан контролером <АДРЕС>» ошибочно.
Представитель истца - <ИО3> в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала. Полностью поддержала позицию своей доверительницы.
Представитель ответчика <АДРЕС> в судебном заседании возражал против удовлетворения иска. Полагал, что на правоотношения, сложившиеся между истцом и ответчиком не распространяется законодательство РФ о защите прав потребителя, поскольку управление <АДРЕС> в г. Мурманске осуществляет <АДРЕС>». <АДРЕС> имеет договорные отношения с <АДРЕС>» по обслуживанию указанного дома в рамках договора от <ДАТА3>. Считает, что индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды, установленные в квартире истца, являются ее собственности, в связи с чем бремя ответственности, в ответственности со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе и по соблюдению сроков поверки данных приборов, полностью лежат на истце. Поскольку Шумовой <ИО> своевременно не были предприняты меры по проведению поверки данных приборов, ей был произведен перерасчет по оплате коммунальных услуг на период с <ДАТА6> по <ДАТА7> Впоследствии сумма - задолженности была взыскана с истца в судебном порядке. Просит суд отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Выслушав истца, его представителя, ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Согласно пункту 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пунктов 2, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с пунктом 1, 6, 6.2, 11, 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что управление многоквартирным <АДРЕС> в г. Мурманске осуществляется <АДРЕС>».
Шумова <ИО> является собственником квартиры 33 дома 1 по ул. <АДРЕС> в г. Мурманске.
Федеральный закон от <ДАТА8> N <НОМЕР>ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возложил на собственников помещений в многоквартирных домах обязанность обеспечить оснащение многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13).
Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.
В этой связи, отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг с <ДАТА9> регламентируется принятыми в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от <ДАТА10> N <НОМЕР>, которые, в свою очередь, не регламентируют вопросы установки индивидуальных приборов учета, а также не устанавливают условия о том, за чей счет она должна производиться.
Порядок проведения работ по опломбированию приборов учета также не определен ни одним нормативно-правовым актом.
Частью 5 ст. 20 Федерального закона от <ДАТА11> <НОМЕР> "О водоснабжении и водоотведении" (в редакции ФЗ от <ДАТА12> N 318-ФЗ, вступившего в силу с <ДАТА13>) приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Из материалов дела следует, что счетчики на горячую и холодную воду установлены Шумовой <ИО> <ДАТА14>, что подтверждает акт осмотра - приема узла индивидуального учета воды, подписанный контролером <АДРЕС>». Поверка указанных приборов произведена.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА15> N <НОМЕР> утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).
Пунктом 16 Правил установлено, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Статьей 13 Федерального закона РФ от <ДАТА16> N <НОМЕР>-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" установлено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.
В силу пункта 31 Правил в случае неисправности индивидуального прибора учета (если в жилом помещении объем (количество) потребления коммунальных ресурсов определяется несколькими приборами учета, то при неисправности хотя бы одного прибора учета) или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил, предусматривающие расчеты по соответствующим тарифам.
Согласно материалам дела начисление платы за водоотведение на спорную квартиру производилось с учетом показаний счетчика в период <ДАТА> год. В период <ДАТА> начисление платы за горячее водоснабжение и водоотведение начислялось ответчику с учетом нормативов потребления на два человека
Решением и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского административного округа г. Мурманска от <ДАТА17> были удовлетворены исковые требования <АДРЕС>» к Шумовой <ИО> о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг. Апелляционным определением Октябрьского районного суда г. Мурманска решение от <ДАТА17> оставлено без изменений, апелляционная жалоба Шумовой <ИО> без удовлетворения.
Согласно указанным решению и апелляционному определению суд признал начисление Шумовой <ИО> платы за горячее водоснабжение и водоотведение в размере 29.657 рублей 05 копеек по нормативам потребления ресурсов законным, в связи с чем данная сумма была взыскана с истца в пользу <АДРЕС>».
В силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.
Оценивая позицию истца о том, что вина на несвоевременную поверку индивидуального прибора учета горячей воды, установленного в ее квартире, должна быть возложена на <АДРЕС> суд считает ее несостоятельной.
Согласно приведенных выше норм действующего законодательства бремя ответственности по проведению поверки указанного прибора лежит на собственнике жилого помещения - Шумовой <ИО> О том, что срок поверки данного прибора истек в <ДАТА> года Шумова <ИО> не могла не знать, поскольку у нее на руках имелся акт осмотра-приемки от <ДАТА18>, а также паспорт на счетчик холодной и горячей воды СХВ, СГВ, в которых указан межповерочный срок 4 года.
При таких обстоятельствах суд считает, что Шумова <ИО> как собственник жилого помещения, была обязана самостоятельно произвести поверку индивидуального прибора учета горячей воды в <ДАТА> года независимо от дополнительных напоминаний со стороны <АДРЕС>» либо <АДРЕС> Более того, между истцом и ответчиком отсутствуют какие-либо договорные отношения, обязывающие <АДРЕС> своевременно извещать <ИО4> об истечении сроков поверки.
Таким образом, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований, в связи с чем отказывает у удовлетворении иска в полном объеме.
Поскольку судом отказано в удовлетворении основного искового требования о защите прав потребителя, основания для взыскания с ответчика в пользу истца штрафа, предусмотренного Законом «О защите прав потребителей», отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 195-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Шумовой <ИО1> к <АДРЕС> о защите прав потребителя - отказать.
Решение может быть обжаловано в Первомайский районный суд г. Мурманска через мирового судью судебного участка № 5 Первомайского административного округа г. Мурманска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мировой судья может не составлять мотивированное решение суда по рассмотренному им делу. Заявление о составлении мотивированного решения суда может быть подано: в течение трех дней со дня объявления резолютивной части решения суда, если лица, участвующие в деле, их представители присутствовали в судебном заседании; в течение пятнадцати дней со дня объявления резолютивной части решения суда, если лица, участвующие в деле, их представители не присутствовали в судебном заседании.
Председательствующий: А.В. Снятков