Постановление <НОМЕР>
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
28 сентября 2018 года с. Большая Глушица, ул. Советская д. 36А Мировой судья судебного участка № 127 Большеглушицкого судебного района Самарской области Солдатенко Т.С., с участием помощника прокурора Большеглушицкого района Самарской области Филимонова И.О., должностного лица Анисимовой Л.М. и её <ФИО1> рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении должностного лица - <ОБЕЗЛИЧЕНО>, <ДАТА2> рождения, уроженки <ОБЕЗЛИЧЕНО>, зарегистрированной: <АДРЕС>,
у с т а н о в и л:
Постановлением от <ДАТА3> первым заместителем прокурора <АДРЕС> области <ФИО3> в отношении должностного лица — <ОБЕЗЛИЧЕНО> Анисимовой <ФИО2>, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ. Установлено, что руководителем Управления <ФИО4> на основании поступивших обращений директора НИ «Конно-спортивный клуб «Виола» <ФИО5>.. президента 1111 «Конно-спортивный клуб «Виола» <ФИО6> по вопросу установления Департаментом ветеринарии <АДРЕС> области ограничительных мероприятий (карантин) в отношении НП «Конно-спортивный клуб «Виола», издан приказ от <ДАТА4> <НОМЕР> о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Департамента ветеринарии <АДРЕС> области. Лицом, уполномоченным на проведение проверки, назначена <ОБЕЗЛИЧЕНО>Анисимова Л.М., срок проверки установлен с <ДАТА5> по <ДАТА6> По результатам проверки составлен акт от 09.04.2018.. Данная проверка с прокуратурой области не согласована в нарушение требований ч. 5 ст.29.2 Федерального закона от <ДАТА7> <НОМЕР> «об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Должностное лицо Анисимова Л.М. прирассмотрении дела об административном правонарушении с вынесенным в отношении неё постановлением не согласилась, заявив, что отсутствуют факт события и состав административного правонарушения. Указав, что <ДАТА8> в Управление Россельхознадзора по <АДРЕС> области поступило обращение директора НП «Конно-спортивный клуб «ВИОЛА» (перенаправлено из Прокуратуры <АДРЕС> области письмом от <ДАТА9> <НОМЕР>). В обращении указывалось на нарушения Департаментом ветеринарии <АДРЕС> области (далее - Департамент) при осуществлении переданных полномочий в части установления ограничительных мероприятий (карантина) на территории НП «Конно-спортивный клуб «ВИОЛА» по заболеванию - лептоспироз. В связи с этим было инициировано проведение внеплановой документарной проверки в отношении Департамента для установления всех обстоятельств настоящего дела, а также подготовки объективного и всестороннего ответа на обращение. После издания распоряжения о проведении проверки Управлением была получена информация о том, что НП «Конно-спортивный клуб «ВИОЛА» обращалось в <АДРЕС> городской суд <АДРЕС> области с требованием об отмене Приказа департамента ветеринарии <АДРЕС> области от <ДАТА10> N 448-П "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории НП <АДРЕС> "Виола", расположенного в городском округе Сызрань, улица <АДРЕС>, дом 4 <АДРЕС> области". В соответствии с Решением суда, изготовленным в полном объеме <ДАТА11>, по делу <НОМЕР> организации полностью отказано в удовлетворении заявленных требований. Одновременно с этим Департамент ветеринарии <АДРЕС> области обращался с жалобой в прокуратуру <АДРЕС> области на действия Управления. По результатам рассмотрения жалобы прокуратурой было отдельно отмечено, что «порядок не предусматривает необходимость согласования с органами прокуратуры». <ДАТА12> в Управление из прокуратуры города <АДРЕС> поступило еще одно обращение НП <АДРЕС> «ВИОЛА», касающееся работы Департамента ветеринарии <АДРЕС> области в части осуществления переданных полномочий по наложению (снятию) карантина по сибирской язве (несмотря на заявления организации не проводилась вакцинация животных). Следует отметить, что в отличие от лептоспироза, сибирская язва относится к особо опасным болезням животных (см. Приказ Минсельхоза России от <ДАТА13> N476). В связи с наличием второй жалобы на действия Департамента в части осуществления переданных полномочий, а также в связи с необходимостью контроля за порядком проведения мероприятий в рамках наложения карантина, Управлением было принято решение о проведении внеплановой выездной проверки. Исходя из Постановления о возбуждении дела об административном правонарушении проведение указанной проверки является незаконным в связи с несоблюдением положений ч. 5 ст. 29.2 Федерального закона от <ДАТА14> <НОМЕР> в части необходимости согласования указанной проверки с органами прокуратуры. Однако полагает, что в данном случае проверка была организована и проведена в соответствии с ч. 8 ст. 29.2 того же Федерального закона и Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от <ДАТА15> N 100 "Об утверждении порядка осуществления контроля за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации в области ветеринарии", которым предусмотрен специальный порядокосуществления контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации в области ветеринарии. Часть 1 статьи 19.6.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственностьза несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок. Данная норма является бланкетной и содержит отсылку к правилам, установленным отдельным нормативным актом, в данном составе административного правонарушения к Федеральному закону от <ДАТА16> N 294-ФЗ (ред. от <ДАТА17>) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изм. и доп., вступ. в силу с <ДАТА18>).
Мировой судья полагает, что именно нарушение требований вышеуказанного Федерального закона <НОМЕР> и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
При этом прокуратурой <АДРЕС> области в действиях Анисимовой Л.М., как должностного лица Управления Россельхознадзора по
<АДРЕС> области, усмотрено нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре) при проведении внеплановой проверки, а именно ч. 5 ст. 29.2 Федерального закона от <ДАТА19> <НОМЕР> «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон <НОМЕР>).
В соответствии с ч. 2 ст. 29.2 Федерального закона от <ДАТА19> <НОМЕР> «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон <НОМЕР>) государственные органы, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные па осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (далее - органы государственного контроля (надзора), осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий, в том числе полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также за соответствием правовых актов субъектов Российской Федерации требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 29.2 Федерального закона от <ДАТА19> <НОМЕР> «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» внеплановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся органами государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации на основании решения руководителя соответствующего органа государственного кот роля (надзора), принимаемого на основании обращений граждан, организаций и полученной от государственных органов, органов местного самоуправления информации о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих или могущих повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
Вместе с тем, прокуратурой не учтено, что согласно ч. 8 ст. 29.2 того же Федерального закона, его положения не применяются в случаях, если федеральными законами установлен иной порядок организации и проведения контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также к мероприятиям по контролю (надзору), проводимым должностными лицами органов федеральной службы безопасности. В соответствии со ст. 3 Закона РФ от <ДАТА20> N 4979-1 "О ветеринарии" определен перечень полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области ветеринарии. Согласно ч. 4 ст. 3.1 Закона о ветеринарии федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора осуществляет контроль за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний: об устранении выявленных нарушений; о привлечении к ответственности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия. Частью 1 вышеуказанной статьи установлено, что к полномочиям РФ в области ветеринарии, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов РФ относятся: установление ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта РФ; отмена ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта РФ.
Как следует из п. 5.2(1). 14 Положения о Россельхознадзоре (утв. Постановлением Правительства РФ от <ДАТА21> N 327) одним из полномочий является контроль за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области ветеринарии с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений и о привлечении к установленной законодательством Российской Федерации ответственности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия. Аналогичная норма зафиксирована в п. 9.3.8 Положения об Управлении (утв. Приказом Россельхознадзора от <ДАТА22> <НОМЕР>), в соответствии с которой Управление осуществляет контроль за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области ветеринарии с правом проведения проверок.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от <ДАТА15> N 100 "Об утверждении порядка осуществления контроля за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации в области ветеринарии" (далее - Приказ) предусмотрен специальный порядокосуществления контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации в области ветеринарии. Данный порядок определяет процедуру организации и осуществления мероприятий по контролю и надзору за осуществлением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий и не предусматривает необходимость согласования с органами прокуратуры. Указанный приказ является действующим, зарегистрирован в Минюсте<ДАТА23> за N 33612. Как следует из Письма Минюста РФ от <ДАТА24> <НОМЕР> (копия предоставлена Анисимовой Л.М.) Приказ является действующим и Министерство сельского хозяйства РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая ветеринарию, и самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий РФ в области ветеринарии.
Приказ руководителя Управления Россельхознадзора по <АДРЕС> области <ФИО4> <НОМЕР> от <ДАТА4>г. «О проведении внеплановой выездной проверки в отношении Департамента ветеринарии <АДРЕС> области» был издан в соответствии с обз. 2 п. 10 «Порядка осуществления контроля за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации в области ветеринарии» (Утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от <ДАТА15>г. <НОМЕР>), и уполномоченной на проведение данной проверки была назначена, в частности, <ФИО8>.
С учетом предусмотренного законодательством (ч. 8 ст. 29.2 Федерального закона от <ДАТА19> <НОМЕР> «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») иного порядка организации и проведения контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации), мировой судья приходит к выводу, что согласование внеплановой проверки в отношении Департамента ветеринарии <АДРЕС> области на основании Приказа руководителя Управления Россельхознадзора по <АДРЕС> области <ФИО4> <НОМЕР> от <ДАТА4>г. с органами прокуратуры не требовалось, так как данное согласование не предусмотрено специальным порядкам осуществления контроля (Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от <ДАТА15> N 100 "Об утверждении порядка осуществления контроля за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации в области ветеринарии"). В силу требований ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Положениями ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность лица только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Проанализировав установленные обстоятельства, суд полагает, что в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ, предусматривающей толкование неустранимых сомнений в виновности лица, привлекаемогок административной ответственности, в пользу этого лица, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ в отношении должностного лица - <ОБЕЗЛИЧЕНО> Анисимовой <ФИО2> подлежит прекращению в соответствии с п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 24.5 п. 2 , ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство в отношении должностного лица - <ОБЕЗЛИЧЕНО> Анисимовой <ФИО2> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, прекратить в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения.
Постановление мирового судьи может быть обжаловано в течение 10 суток с момента вручения или получения копии постановления в <АДРЕС> районный суд <АДРЕС> области путем подачи через мирового судью.
Мировой судья Т.С.Солдатенко