Дело № 2-22615/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 ноября 2019 года город Петропавловск-Камчатский
Мировой судья судебного участка <НОМЕР> Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края Довгалюк О.С.,
при секретаре Истоминой Е.О.,
с участием представителя истца Маркирьева В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <ФИО1> к Государственному учреждению - Камчатскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании расходов на оплату стоимости проезда к месту лечения и обратно,
УСТАНОВИЛ:
<ФИО1> предъявила иск к Государственному учреждению - Камчатскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ КРО ФСС РФ, региональное отделение Фонда) о взыскании расходов на оплату стоимости проезда к месту лечения и обратно, мотивируя тем, что <ДАТА2> ей поступило уведомление ГУ КРО ФСС РФ о предоставлении ей путевки сроком 18 дней с <ДАТА3> в санаторий «Амурский залив», находящийся в городе <АДРЕС> края. 23 сентября и <ДАТА4> она воспользовалась предоставленными ей ответчиком перевозочными документами, совершив перелет из города <АДРЕС> до города <АДРЕС> к месту лечения и обратно. Вместе с тем она не была обеспечена региональным отделением Фонда бесплатным проездом по маршруту: село <АДРЕС> - город Петропавловск-Камчатский и обратно, в связи с чем билеты от <ДАТА5> <НОМЕР> и от <ДАТА6> <НОМЕР> ООО «Камчатская транспортная компания» на автобус для проезда по указанному маршруту приобрела самостоятельно, израсходовав на их приобретение собственные денежные средства в размере 4400 рублей. <ДАТА7> она обратилась в ГУ КРО ФСС РФ с заявлением о возмещении понесенных расходов, однако получила отказ, из которого следовало, что компенсация гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно, произведенных ими самостоятельно, действующим законодательством не предусмотрена. Полагая отказ ответчика от возмещения расходов не обоснованным и нарушающим ее права, просила взыскать с ГУ КРО ФСС РФ понесенные расходы на оплату проезда в размере 4400 рублей и на уплату государственной пошлины при подаче искового заявления.
Истец <ФИО1>, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, причину неявки суду не сообщила.
В судебном заседании представитель истца <ФИО2>, действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям. Полагал, что государство в лице ответчика обеспечило реализацию права <ФИО1> как инвалида на проезд к месту лечения и обратно междугородним транспортом. Фонд в нарушение закона не заключил договоры с транспортными организациями, чем лишил граждан права на передвижение.
Ответчик Государственное учреждение - Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о времени и месте судебного заседания извещен, представителя в суд не направил, просил рассмотреть дело без участия его представителя.
Руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, как социальном государстве, обеспечивается государственная поддержка инвалидов. Определение условий и порядка предоставления такой поддержки осуществляется законодателем, исходя из специфики конкретных правоотношений.
Федеральным законом от <ДАТА8> <НОМЕР> «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены в Федеральном законе от <ДАТА9> <НОМЕР> «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон <НОМЕР>).
Статьей 6.1 указанного Федерального закона <НОМЕР> определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в пункте 8 данной нормы названы инвалиды.
Пунктами 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона <НОМЕР> предусмотрено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 этого федерального закона, набора социальных услуг включаются, в частности предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Как установлено в судебном заседании <ФИО1> является инвалидом третьей группы (л.д. 19), следовательно, в соответствии с положениями Федерального закона <НОМЕР> истец относится к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту санаторно-курортного лечения и обратно.
Как следует из материалов дела, <ДАТА10> <ФИО1> обеспечена санаторно-курортной путевкой в санаторий «Амурский залив», находящийся в городе <АДРЕС> края, продолжительностью курса лечения 18 дней с <ДАТА3>, что подтверждается уведомлением ГУ КРО ФСС РФ, справкой для получения путевки на санаторно-курортное лечение, санаторно-курортной картой (л.д. 14, 16, 17). Истец также была обеспечена специальными талонами (именными направлениями) на право получения бесплатных проездных документов авиатранспортом по маршруту: город Петропавловск-Камчатский - город <АДРЕС> - город Петропавловск-Камчатский, которыми воспользовалась, совершив перелеты <ДАТА11> и <ДАТА4>.
Вместе с тем, как следует из искового заявления, <ФИО1> не была обеспечена ответчиком именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов от места жительства - село <АДРЕС> до города <АДРЕС> и обратно, в связи с чем билеты на автобус ООО «Камчатская транспортная компания», осуществляющий перевозку по указанному маршруту, приобрела самостоятельно, израсходовав на их приобретение собственные денежные средства в размере 4400 рублей.
<ДАТА7> <ФИО1> обратилась в ГУ КРО ФСС РФ с заявлением, в котором просила возместить ей стоимость проезда от села <АДРЕС> (место ее проживания) до города <АДРЕС> и обратно в сумме 4400 рублей (л.д. 23).
Как усматривается из ответа регионального отделения Фонда от <ДАТА13> на обращение <ФИО1>, в удовлетворении ее просьбы отказано со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от <ДАТА14> <НОМЕР> «О порядке финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» и указанием на то, что компенсация расходов гражданам за самостоятельно оплаченный проезд действующим законодательством не предусмотрена. Также указано, что в 2018 году региональным отделением Фонда заключены государственные контракты на оказание услуг по перевозке автомобильным транспортом граждан - получателей социальных услуг с ООО «Городской автопарк» и ООО «Оптимус», которые не выполняют перевозку пассажиров по направлению: село <АДРЕС> - город Петропавловск-Камчатский - село <АДРЕС> (л.д. 27). Кроме того, в письменном отзыве на исковое заявление ответчик дополнительно сослался на то, что истцом не представлены доказательства несения расходов по приобретению автобусных билетов на проезд из села <АДРЕС> до города <АДРЕС> и обратно, а именно, отсутствуют квитанция, кассовый чек, а представленные же истцом копии автобусных билетов не соответствуют требованиям «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА15> <НОМЕР>.
Оценив в совокупности исследованные по делу доказательства, с учетом установленных обстоятельств, суд находит требование истца о взыскании с ответчика расходов на оплату стоимости проезда по направлению: село <АДРЕС> - город Петропавловск-Камчатский - село <АДРЕС> в размере 4400 рублей обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 5 статьи 6.3 Федерального закона <НОМЕР> порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с главой 2 Федерального закона устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Частью 3 статьи 6.5 Федерального закона <НОМЕР> установлено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА14> <НОМЕР> утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, определяющие порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (подпункт «б» пункта 1 Правил) (далее - Правила).
На основании пункта 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, в частности Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Подпунктом «б» пункта 11 Правил предусмотрено, что средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг) следующими видами междугородного транспорта: железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности) (абзац второй данного подпункта); водным транспортом третьей категории; автомобильным транспортом общего пользования; авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым данного подпункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга.
В силу пункта 22 Правил Фонд социального страхования Российской Федерации или его территориальные органы осуществляют финансовое обеспечение расходов на оплату проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» и другими транспортными организациями.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <ДАТА14> <НОМЕР> утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
Пунктами 4.2 и 4.4 указанного Порядка установлено, что для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться: в том числе автомобильным транспортом (общего пользования).
Обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний осуществляется на основании направления и талона <НОМЕР>, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Направление и талон <НОМЕР> после их оформления направляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения в территориальный орган Фонда или в уполномоченный орган, а также выдаются гражданину в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
После получения направления и талона <НОМЕР>, выданных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, гражданин или его законный представитель обращается в территориальные органы Фонда или в органы социальной защиты населения, либо уполномоченные органы для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов. При следовании к месту лечения и обратно двумя и более видами транспорта специальные талоны или именные направления на право бесплатного получения проездных документов выдаются на каждый вид транспорта.
В судебном заседании установлено, что истец проживает в селе <АДРЕС> района, <АДРЕС> края. Региональным отделением Фонда <ФИО1> была обеспечена только именными направлениями на право бесплатного проезда авиатранспортом по маршруту: город Петропавловск-Камчатский - город <АДРЕС> и обратно. Специальные талоны или именные направления на право бесплатного проезда от места жительства истца - села <АДРЕС> до города <АДРЕС> <ФИО1> предоставлены ответчиком не были.
Между тем село <АДРЕС> находится на расстоянии более 500 километров от города Петропавловск-Камчатского. Иные виды сообщения, кроме транспортного с указанным селом отсутствуют. Таким образом, истцу необходимо следовать к месту санаторно-курортного лечения и обратно двумя видами транспорта, в связи с чем в силу вышеназванных норм права <ФИО1> должна быть обеспечена специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов на каждый вид транспорта.
При таких обстоятельствах, учитывая нормы действующего законодательства, а также географическое положение села <АДРЕС>, расположенного на значительном расстоянии от города <АДРЕС>, отсутствие иных видов сообщения, кроме автотранспортного, суд считает, что приобретение истцом за собственные средства билетов на автобус для проезда до города <АДРЕС> в целях дальнейшего следования авиатранспортом к месту санаторно-курортного лечения и обратно явилось для нее вынужденной мерой в связи с отсутствием государственного контракта на оказание услуг по перевозке автомобильным транспортом по направлению: село <АДРЕС> - город Петропавловск-Камчатский - село <АДРЕС>, в связи с чем понесенные истцом расходы должны быть возмещены за счет ответчика, обязанного в силу закона обеспечить инвалида бесплатным проездом к месту санаторно-курортного лечения и обратно.
Доводы ответчика о том, что истцом не представлены доказательства несения расходов на приобретение проездных билетов на автобусе по направлению: село <АДРЕС> - город Петропавловск-Камчатский и обратно, а также о несоответствии копий автобусных билетов требованиям Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, суд находит несостоятельными, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу принципов диспозитивности и состязательности гражданского процесса, правомерность заявленных исковых требований определяется судом на основании оценки доказательств, представленных сторонами в обоснование их правовой позиции.
Согласно статье 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3).
В соответствии со статьей 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассматриваемого дела.
Таким образом, в силу положений статьи 56 ГПК РФ истцу в обоснование своего требования необходимо было представить доказательства, свидетельствующие о том, что именно она понесла расходы на приобретение билетов для проезда на автобусе из села <АДРЕС> до города <АДРЕС> и обратно.
В подтверждение указанного факта истцом предоставлены билеты ООО «Камчатская транспортная компания» <НОМЕР> и <НОМЕР> на мягкий автобус с датой отправки <ДАТА5> и <ДАТА6>, в которых указана фиксированная дата и время отправления и форма которых согласно пункту 1 Приложения <НОМЕР> к Правилам перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом допускается к использованию. Кроме того истцом представлены справки ООО «Камчатская транспортная компания» от <ДАТА5>, <ДАТА16> и <ДАТА17>, из которых следует, что на дату приобретения <ФИО3> автобусных билетов <ДАТА5> по маршруту следования: город Петропавловск-Камчатский - село <АДРЕС> и <ДАТА6> в обратном направлении ООО «Камчатская транспортная компания» контрольно-кассовая техника не применялась, в связи с чем кассовые чеки к автобусным билетам за данные периоды предоставлены быть не могут. Также указано, что именно <ФИО1> приобретались билеты на автобус, стоимость которых составляла сумму в размере 2200 рублей (село <АДРЕС> - город Петропавловск-Камчатский) и 2200 рублей (город Петропавловск-Камчатский - село <АДРЕС>.
Давая оценку представленным истцом доказательствам с учетом требований статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что они могут быть приняты к рассмотрению, указанные доказательства подтверждают юридические факты, относящиеся к данному делу, и достаточны для вынесения обоснованного решения.
Ссылка ответчика на то, что Федеральным законом <НОМЕР> не предусмотрена компенсация льготникам стоимости самостоятельно приобретенных проездных документов заслуживает внимания. В то же время суд отмечает, что действующим законодательством не предусмотрено, что такие обстоятельства, как отсутствие проездных билетов, заключенных контрактов, финансирования освобождает соответствующие органы от обязанности обеспечить предоставление указанной социальной услуги.
Таким образом, поскольку доказательств, подтверждающих возможность приобретения истцом билетов за меньшую стоимость, ответчиком не представлено, с учетом того, что данные расходы понесены истцом вследствие неправомерных действий Фонда, суд взыскивает с ответчика в пользу истца расходы на оплату проезда к месту лечения и обратно в размере 4400 рублей.
Удовлетворяя исковое требование, суд также исходил из того, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (в частности инвалидов, малообеспеченных), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию, а также то, что предоставление социальных услуг должно быть действенным и реальным, а не формальным.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Как усматривается из чека-ордера, <ФИО1> при подаче искового заявления уплачена государственная пошлина в размере 400 рублей (л.д. 6).
Поскольку требования истца удовлетворены, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на уплату государственной пошлины в размере 400 рублей.
Оснований для уменьшения размера государственной пошлины, о чем ходатайствует истец в письменном отзыве, суд в данном случае не усматривает.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
иск <ФИО1> удовлетворить.
Взыскать с Государственного учреждения - <АДРЕС> регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу <ФИО1> расходы на оплату стоимости проезда к месту лечения и обратно по маршруту: село <АДРЕС> - город Петропавловск-Камчатский - село <АДРЕС> в размере 4400 рублей, на уплату государственной пошлины в размере 400 рублей, всего 4800 рублей.
Лица, участвующие в деле, их представители, присутствовавшие в судебном заседании, вправе подать мировому судье заявление о составлении мотивированного решения суда в течение трех дней со дня объявления резолютивной части решения суда.
Лица, участвующие в деле, их представители, не присутствовавшие в судебном заседании, вправе подать мировому судье заявление о составлении мотивированного решения суда в течение пятнадцати дней со дня объявления резолютивной части решения суда.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Петропавловск-Камчатский городской суд <АДРЕС> края через мирового судью в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято <ДАТА18> на основании заявления истца <ФИО1> об изготовлении мотивированного решения, поступившего мировому судье <ДАТА19>
Мировой судья О.С.<ФИО4>