Решение по делу № 5-345/2021 от 28.09.2021

Дело № 5-132-345/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                             по делу об административном правонарушении

пер.Большой, д.1<АДРЕС>

город Урюпинск

Волгоградская область                                                                01 октября 2021 года

Мировой судья судебного участка № 132 Урюпинского судебного района Волгоградской области Улуснова М.М.,  

         с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области, - Кашина В.С., действующего на основании доверенности № 18 от 03 сентября 2021 г.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, поступившее на судебный участок 03 августа 2021 года, в отношении юридического лица - администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области, ИНН 3431050763, ОГРН 1023405762357, юридический адрес: 403113, Волгоградская область, гор.Урюпинск, пл.Ленина, д.3/201, ранее не привлекавшегося к административной ответственности, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ,

                                                          УСТАНОВИЛ:

  Администрация Урюпинского муниципального района Волгоградской области совершила административное   правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст.20.7 КоАП РФ,  при следующих обстоятельствах.

          02 августа 2021 года в 16.00 часов при рассмотрении акта проверки от 05.07.2021 года № 3, составленного по результатам проведения плановой выездной проверки по исполнению в деятельности администрации Урюпинского муниципального района, расположенной по адресу: 403113, Волгоградская область, гор.Урюпинск, пл.Ленина, д.3/201, установленных требований в области гражданской обороны установлено, что в деятельности администрации Урюпинского муниципального района допущены нарушения  установленных требований в области гражданской обороны, а именно:

- муниципальная система оповещения Урюпинского муниципального района не обеспечивает доведения сигналов автоматизированного централизованного оповещения до проживающего на территории соответствующего муниципального образования населения в полном объеме, а именно до населения хут.Акчернский, хут.Долговский, хут.Астаховский, хут.Краснянский, хут.Нижнецепляевский, хут.Серковский, хут.Большинский, хут.Верхнебезымяновский, хут.Нижнеантошинский, хут.Верхнеантошинский, хут.Горский, хут.Забурдяевский, хут.Ржавский, хут.Бесплемяновский,  пос.Искра, хут.Колесники, хут.Громленовский, хут.Дубровский, хут.Сантырский, хут.Скабелинский, хут.Нижнекраснянский, хут.Юдкинский, хут.Попов, входящих в состав Урюпинского муниципального района Волгоградской области (согласно приложению 1 к паспорту муниципальной системы оповещения Урюпинского муниципального района сведения о наличии средств муниципальной системы оповещения отсутствут в хут.Акчернский, хут.Долговский, хут.Астаховский, хут.Краснянский, хут.Нижнецепляевский, хут.Серковский, хут.Большинский, хут.Верхнебезымяновский, хут.Нижнеантошинский, хут.Верхнеантошинский, хут.Горский, хут.Забурдяевский, хут.Ржавский, хут.Бесплемяновский,  пос.Искра, хут.Колесники, хут.Громленовский, хут.Дубровский, хут.Сантырский, хут.Скабелинский, хут.Нижнекраснянский, хут.Юдкинский, хут.Попов, - не установлены стационарные средства оповещения);

- не заключен договор с организацией на техническое обслуживание средств оповещения;

- не предоставлен договор (соглашение)  с оператором связи  о передаче сигналов оповещения  и (или) экстренной информации о возникающих  опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения  мероприятий по защите в границах Урюпинского муниципального района;

- не создан резерв для технических средств оповещения для нужд Урюпинского муниципального района Волгоградской области.

В судебном заседании представитель администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области Кашин В.С. вину в совершении правонарушения признал, указав, что в настоящее время администрацией Урюпинского муниципального района Волгоградской области  принимаются все необходимые меры к исполнению предписания  надзорного органа № 3 от 05 июля 2021 года. В связи с чем, учитывая, что администрация Урюпинского муниципального района Волгоградской области впервые привлекается к административной ответственности, вину в совершении административного правонарушения признает, в содеянном раскаивается, принимает меры к исполнению предписания надзорного органа №3 от 05 июля 2021 года, является бюджетной организацией, на 2021 год бюджет сформирован на основании бюджетного кодекса РФ в конце 2020 года, приказ МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31.07.2020 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» вступил в силу с 01 января 2021 года, за истекший период 2021 года на территории Урюпинского муниципального района не произошло ни одного чрезвычайного происшествия, просил применить ст.2.9 КоАП РФ, и освободить администрацию Урюпинского муниципального района Волгоградской области от административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.20.7 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием.

Вместе  с тем, в ходе судебного заседания представитель администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области Кашин В.С., сославшись на ответ заместителя главы Урюпинского муниципального района Волгоградской области Д.В.Хоняк от 21.09.2021 г., согласно которому обязанность создавать муниципальные системы оповещения, которые должны обеспечивать  доведение сигналов  оповещения  в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования, лежит на главах сельских поселений, просил учесть данное обстоятельство при принятии итогового решения по делу.

Выслушав  представителя администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области, исследовав письменные материалы дела, мировой судья приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии  с  абз. 4, 8 части 2 ст.8 Федерального закона РФ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

          Согласно ч.3 ст.18 Федерального закона РФ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.

Согласно п.п. «а» п.1 Указа Президента РФ от 13.11.2012 N 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций», в целях своевременного и гарантированного информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Правительству Российской Федерации необходимо создать до 1 января 2014 г. комплексную систему экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, которая на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях должна обеспечить: своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации, достоверной информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации; возможность сопряжения технических устройств, осуществляющих прием, обработку и передачу аудио-,

аудиовизуальных и иных сообщений об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и способах защиты населения в таких ситуациях; использование современных информационных технологий, электронных и печатных средств массовой информации для своевременного и гарантированного информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях.

Пунктом 8 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804, определены основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, одним из которых указано создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения.

Приказом МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31.07.2020 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.10.2020 N 60567), утверждено Положение о системах оповещения населения, которое разработано в соответствии с федеральными законами Российской Федерации для координации деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения.

Согласно п.7 указанного Положения, системы оповещения населения создаются на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения; на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения; на объектовом уровне - локальная система оповещения.

Муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления.

Из п.13 Положения следует, что основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС муниципального образования; сил ГО и РСЧС муниципального образования; дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных в пункте 7 Положения, и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов; людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования.

Согласно  п.п. 15.2 п.15 Положения, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 (ред. от 24.12.2019) «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.11.2008 N 12740), органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации;

установку специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;

сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.

В соответствии  с п.28 Положения, для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных). Номенклатура, объем, порядок создания и использования устанавливаются создающими резерв технических средств оповещения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.

В соответствии  с п.3 Постановления Правительства РФ от 28.12.2020 № 2322 «О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях», взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с операторами связи, оказывающими услуги связи на соответствующей территории, по передаче сигналов оповещения осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации и настоящих Правил на основании заключенных договоров (соглашений) о взаимодействии по обеспечению передачи сигналов оповещения.

Взаимодействие операторов связи и заключение указанных договоров (соглашений) на муниципальном уровне осуществляется с органами местного самоуправления муниципальных образований, к полномочиям которых отнесены вопросы организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций.

На основании пункта 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно статье 72 указанного Федерального закона ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

Вина юридического лица - администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области - в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 КоАП РФ полностью доказана представленными доказательствами:

- протоколом № 42-4/2021/1 от 02 августа 2021 года,  из которого следует существо правонарушения; представитель юридического лица с протоколом  был ознакомлен, замечаний по составлению протокола  не высказал (л.д.4-6);

- копией распоряжения  (приказа) начальника ОНДиПР по г.Урюпинску, Нехаевскому, Новониколаевскому и Урюпинскому районам УНДиПР ГУ МЧС России по Волгоградской области В.И.Поликарпова № 042/3 от 31 мая 2021 года о проведении плановой выездной проверки, из которого следует, что с 07.06.2021 г. по 05.07.2021 года в отношении юридического лица - администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области в рамках осуществления государственного надзора в области гражданской обороны назначена проверка с целью исполнения утвержденного ежегодного плана проведения плановых проверок управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Волгоградской области на 2021 год,  предметом проверки является соблюдение  обязательных требований  и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами (л.д.11-13),

- копией акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № 3 от 05.07.2021 года, которым выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно установлено, что в деятельности администрации Урюпинского муниципального района допущены нарушения  установленных требований в области гражданской обороны, а именно муниципальная система оповещения Урюпинского муниципального района не обеспечивает доведения сигналов автоматизированного централизованного оповещения до проживающего на территории соответствующего муниципального образования населения в полном объеме, а именно до населения хут.Акчернский, хут.Долговский, хут.Астаховский, хут.Краснянский, хут.Нижнецепляевский, хут.Серковский, хут.Большинский, хут.Верхнебезымяновский, хут.Нижнеантошинский, хут.Верхнеантошинский, хут.Горский, хут.Забурдяевский, хут.Ржавский, хут.Бесплемяновский,  пос.Искра, хут.Колесники, хут.Громленовский, хут.Дубровский, хут.Сантырский, хут.Скабелинский, хут.Нижнекраснянский, хут.Юдкинский, хут.Попов, входящих в состав Урюпинского муниципального района Волгоградской области (согласно приложению 1 к паспорту муниципальной системы оповещения Урюпинского муниципального района сведения о наличии средств муниципальной системы оповещения отсутствут в хут.Акчернский, хут.Долговский, хут.Астаховский, хут.Краснянский, хут.Нижнецепляевский, хут.Серковский, хут.Большинский, хут.Верхнебезымяновский, хут.Нижнеантошинский, хут.Верхнеантошинский, хут.Горский, хут.Забурдяевский, хут.Ржавский, хут.Бесплемяновский,  пос.Искра, хут.Колесники, хут.Громленовский, хут.Дубровский, хут.Сантырский, хут.Скабелинский, хут.Нижнекраснянский, хут.Юдкинский, хут.Попов, - не установлены стационарные средства оповещения); не заключен договор с организацией на техническое обслуживание средств оповещения; не предоставлен договор (соглашение)  с оператором связи  о передаче сигналов оповещения  и (или) экстренной информации о возникающих  опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения  мероприятий по защите в границах Урюпинского муниципального района;  не создан резерв для технических средств оповещения для нужд Урюпинского муниципального района Волгоградской области. Проверка проводилась главным государственным инспектором  г.Урюпинска, Нехаевского, Новониколаевского и Урюпинского районов Волгоградской области по пожарному надзору - начальником ОНД и ПР по г.Урюпинску, Нехаевскому, Новониколаевскому и Урюпинскому районам УНДиПР ГУ МЧС России по волгоградской области Поликарповым В.И. в присутствии главы Урюпинского муниципального района Волгоградской области Максимова Андрея Юрьевича, который был ознакомлен с актом 05 июля 2021 года, копию акта получил в тот же день (л.д.15-18);  

- копией предписания № 3 от 05.07.2021 года, из которого следует, что юридическому лицу - администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области необходимо в срок до 28.01.2022 года выполнить предписание, а именно устранить указанные выше нарушения требований законодательства (л.д.19-21).

  Таким образом,  02 августа 2021 года в результате проверки, проведенной отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Урюпинску, Нехаевскому, Новониколаевскому и Урюпинскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Волгоградской области установлено, что система оповещения на территории Урюпинского муниципального района Волгоградской областти не обеспечивает доведение сигналов оповещения до проживающего на территории муниципального образования населения в полном объеме,  не заключен договор с организацией на техническое обслуживание средств оповещения; не имеется соглашения с оператором связи  о передаче сигналов оповещения, не создан резерв для технических средств оповещения для нужд Урюпинского муниципального района Волгоградской области.

Решая вопрос о достоверности и объективности исследованных по делу письменных доказательств, суд находит все доказательства, приведенные выше, допустимыми, документы составлены в соответствии с требованиями закона и объективно фиксируют фактические данные. 

 Оценив в совокупности представленные доказательства, мировой судья  считает установленной и доказанной вину администрации Урюпинского муниципального района в  совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Администрация Урюпинского муниципального района Волгоградской области, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, не приняла исчерпывающих мер для соблюдения требований действующего законодательства, доказательств иного суду не представлено.

Более того, со слов представителя, в настоящее время  юридическим лицом предпринимаются все возможные меры для исполнения требований предписания по устранению выявленных нарушений, что свидетельствует о том, что у юридического лица  и ранее имелась возможность для этого, однако, никаких мер не предпринималось.

          Ссылка представителя на ответ заместителя главы Урпинского муниципального района   от 21.09.2021 г. о том, что обязанность  по созданию  муниципальных систем оповещения лежит на главах сельских поселений не учитывается судом,  так как данный ответ основан на неверном толковании норм закона. Как  уже указано выше, обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования (ч.3 ст.18 Федерального закона РФ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»).

          Ходатайство  главы администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области о признании правонарушения малозначительным и применении ст.2.9 КоАП РФ,  по мнению суда, не подлежит удовлетворению, в связи со следующим.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Состав правонарушения, квалифицируемого по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и ненаступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.

Кроме того, установление обязанности администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области соблюдать правила и требования в сфере гражданской обороны направлено на подготовку к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (статья 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N28-ФЗ "О гражданской обороне"). Тем самым нарушенные юридическим лицом нормы ориентированы на обеспечение безопасности человека и гражданина, государства, а потому пренебрежение ими не может рассматриваться как малозначительное административное правонарушение.

На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст. 20.7, ст.ст. 29.9-29.11  Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо - администрацию Урюпинского муниципального района Волгоградской области - виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему  наказание в виде штрафа в размере  50 000 (пятидесяти тысяч) рублей, который перечислять:

наименование получателя платежа - УФК по Волгоградской области (Комитет Юстиции Волгоградской области, 04292000030), ИНН 3445053806; КПП 346001001; ОКТМО 18725000; номер счета получателя платежа 03100643000000012900 в отделение Волгоград Банка России// УФК по Волгоградской области г. Волгоград; № кор./сч. банка получателя платежа 40102810445370000021, БИК 011806101, КБК 80311601203010007140, УИН 0355266600001100001781708,  наименование платежа - административный штраф по постановлению № 5-132-345/2021 в отношении администрации Урюпинского муниципального района.

Штраф подлежит уплате в течение 60 суток с момента вступления постановления в законную силу. При неуплате штрафа в установленный срок наступает административная ответственность, предусмотренная ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности направляет судье, вынесшему постановление.

Постановление может быть обжаловано в Урюпинский городской суд Волгоградской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления через мирового судью судебного участка № 132 Волгоградской области. 

         Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.

             

        Мировой судья                                                                                   М.М.Улуснова