Решение по делу № 5-776/2019 от 04.12.2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е    <НОМЕР>

о назначении административного наказания

04 декабря 2019 года г. Тольятти Мировой судья судебного участка № 113 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области Винтаев С.Ю. (445020, г. Тольятти, ул. Белорусская,16-105, тел.: 288835 Е-mail: sud113@smsso.ru),  

с участием помощника прокурора Центрального района г. Тольятти Самарской области Шкляра А.А.,

директора ООО «Фараон» <ФИО1>,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении                                                                                                                                                                                                                                                                          общества с ограниченной ответственностью «Фараон»,  ОГРН: <НОМЕР>, Дата присвоения ОГРН: <ДАТА2>, ИНН: <НОМЕР>, КПП: <НОМЕР>, директор: <ФИО1>, адрес (место нахождения) юридического лица:  <АДРЕС>, с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, <НОМЕР>, привлекаемого к административной ответственности по ст. 14.56 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

Прокуратурой района проведена проверка ООО «Фараон», ИНН <НОМЕР>, осуществляющего свою деятельность в комиссионном магазине, расположенном по адресу: г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, <НОМЕР>, на предмет соблюдения требований законодательства о потребительском кредите (займе).

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353- ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Закон № 353-ф3) профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов представляет собой деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли- продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Статья 4 Закона № 353-ф3 устанавливает, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

В частности, такая деятельность регламентируется Федеральными законами от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», от 08.12.1995 № 193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации», от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах». Согласно положениям ст. 358 ГК РФ принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями - ломбардами. Ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными вещами. В случае невозвращения в установленный срок суммы займа, обеспеченного залогом вещей в ломбарде, ломбард по истечении льготного месячного срока вправе продать это имущество в порядке, установленном законом о ломбардах. После этого требования ломбарда к залогодателю (должнику) погашаются, даже если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, недостаточна для их полного удовлетворения.

Статьей 7 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» установлено, что по условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога. Договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи. Существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа.   v

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 19.07.2007 № 196- ФЗ, по условиям договора хранения гражданин (физическое лицо) - поклажедатель сдает ломбарду на хранение принадлежащую ему вещь, а ломбард обязуется осуществить на возмездной основе хранение принятой вещи. Существенными условиями договора хранения являются наименование сданной на хранение вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со ст. 5 указанного Федерального закона, срок ее хранения, размер вознаграждения за хранение и порядок его уплаты.

В ходе проверки установлено, что ООО «Фараон», ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, зарегистрированное по адресу: <АДРЕС> область, <АДРЕС> район, с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС> <НОМЕР>, дата государственной регистрации юридического лица: 21.11.2011, основным видом экономической деятельности является: «47.79» - торговля розничными бывшими в употреблении товарами в магазинах, и не имеет разрешения на осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов.

ООО «Фараон» осуществляет деятельность в комиссионном магазине по адресу: <АДРЕС> область, г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, <НОМЕР>, по заключению с гражданами договоров комиссии товара бывшего в употреблении, комиссионером в данном договоре выступает ООО «Фараон», но фактически осуществляет завуалированную деятельность ломбарда, то есть выдачу займов гражданам под залог имущества, что выражается в следующих признаках: фактически денежные средства гражданам передаются непосредственно при заключении договора комиссии; к договор содержит условия, являющиеся существенными для договора займа, а именно: сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и(или) сумма вознаграждения и срок предоставления займа.

Указанные признаки вытекают из содержащихся в договорах комиссии условий о праве выкупа имущества в течение определенного срока, с осуществлением возмездного хранения такого имущества с взиманием вознаграждения, определенного действующей системой тарифов, что характерно для договоров займа, а не договоров комиссии, которые в соответствии со ст. 990 ГК РФ предполагают, что одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

Опрошенные <ФИО2>, <ФИО3> пояснили, что обращались в комиссионный магазин ООО «Фараон», с целью получения займов под залог принадлежащего им имущества,' при обращении в организацию сотрудники поясняли, что займы представляются под процент, впоследствии они возвратили принадлежащее им имущество, возвратив сумму займа с уплатой процентов. Факту заключения с ними договора комиссии, а не займа опрошенные не придавали значение.

Акцентирование внимания о праве выкупа вещи в так называемых договорах комиссии, а также сам характер условий выкупа имущества свидетельствуют о том, что эти, так называемые, договоры комиссии фактически являются договорами, заключаемыми в порядке, предусмотренном ст. 358 ГК РФ, а также ст. 7 ФЗ от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах».

Указанные обстоятельства являются бесспорными свидетельствами того, что под видом заключения договоров комиссии ООО «Фараон» фактически оказывались услуги по предоставлению краткосрочных займов под залог движимого имущества.

Статьей 14.56 Ко АП РФ установлена административная ответственность за осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов (за исключением банковской деятельности) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не имеющими права на ее осуществление, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Временем совершения правонарушения является: <ДАТА8>, <ДАТА9>, <ДАТА10> (дата заключения договоров).

Место совершения правонарушения: <АДРЕС> область, г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, <НОМЕР> - комиссионный магазин, принадлежащий ООО «Фараон»

Прокурором <АДРЕС> района г. <АДРЕС>  <АДРЕС> области <ФИО4> в отношении  ООО «Фараон» по данному факту возбуждено производство по делу об административном правонарушении и его действия квалифицированы по ст. 14.56 КоАП РФ.

В судебном заседании помощник прокурора  <АДРЕС> района г. <АДРЕС>  <АДРЕС> области <ФИО5> поддержал правонарушение, предъявленное  ООО «Фараон».

Директор ООО «Фараон» <ФИО1> в судебном заседании вину привлекаемого юридического лица не признал, что ООО «Фараон» является комиссионным магазином, заключает договоры комиссии, в своей деятельности руководствуется Правилами комиссионной торговли, деятельность по предоставлению займов не ведет.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, мировой судья приходит к выводу, что в действиях ООО «Фараон» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.56 КоАП РФ, - осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов (за исключением банковской деятельности) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не имеющими права на ее осуществление.

По сведениям с сайта ЦБ РФ ООО «Фараон» не включено в государственный реестр ломбардов.

Согласно ч. 1 ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг.

Если займодавцем в договоре займа является гражданин, договор считается заключенным с момента передачи суммы займа или другого предмета договора займа заемщику или указанному им лицу.

Согласно ч.  1 ст. 909 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

В соответствии с ч. 2 ст. 170 ГК РФ притворная сделка - это сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки, применяются относящиеся к ней правила.

Как следует из анализа представленных в материалы дела договоров комиссии, заключаемых  ООО «Фараон» с гражданами <ФИО3>, <ФИО6>, <ФИО2>, текст договора комиссии содержит о том, что комитент передает имущество ООО «Фараон», которое оценено на определенную денежную сумму, которую комиссионер передает комитенту полностью, при подписании договора. Денежная сумма, которую ООО «Фараон»  выдает за продажу вещи - это замаскированная сумма займа. Также из условий договора комиссии ООО «Фарано» следует, что если гражданин в последующем передумывает продавать вещь, то он возвращает аванс  и расторгает договор комиссии. Но за досрочное расторжение предусмотрено «комиссионное вознаграждение - 0,4% от суммы оценки имущества. При расторжении договора комиссии в речение первых 10 дней, комиссионное вознаграждение 4% от суммы оценки имущества. При расторжении договора в течение 10 дней после окончания срока реализации, за каждый день взимается неустойка 2% от суммы оценки имущества.»  Указанные проценты и неустойки - это «скрытые» проценты по займу.

Таким образом, «договор комиссии» ООО «Фараон» - является притворной сделкой с целью прикрыть сделку, которой фактический является другая сделка - договор займа.

Виновность ООО «Фараон» подтверждается постановлением прокурора <АДРЕС> района г. <АДРЕС> области о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА11>,   письменными объяснениями свидетеля <ФИО3> от <ДАТА12>,  договором комиссии <НОМЕР> ООО «Фараон» с <ФИО3>, картой постоянного клиента <НОМЕР> с указанием предоставляемых услуг «Ломбард Фараон», договором комиссии <НОМЕР> ООО «Фараон» с <ФИО6>, договором комиссии <НОМЕР> ООО «Фараон» с <ФИО6>, письменными объяснениями свидетеля <ФИО2> от <ДАТА13>, договором комиссии <НОМЕР> ООО «Фараон» с <ФИО2>

Доказательства по делу получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности  юридического лица в совершении данного административного правонарушения.

При назначении административного наказания, мировой судья принимает во внимание все обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения,  финансовое положение юридического лица. Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, мировой судья, не усматривает, в связи с чем, юридическому лицу подлежит назначению наказание в виде административного штрафа в минимальном размере санкции, предусмотренной ст. 14.56 КоАП РФ, т.е. в сумме 200000,0 руб.

Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Частью 2 ст. 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

С учетом формулировки части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ вопрос о наличии оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение подлежит рассмотрению судом (административным органом) вне зависимости от того, заявлено ли лицом, привлекаемым к административной ответственности, соответствующее ходатайство. При этом суд должен занимать активную позицию в решении вопроса о наличии у данного лица статуса субъекта малого или среднего предпринимательства, в частности предлагать участникам процесса представить доказательства, подтверждающие названное обстоятельство.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.

В рассматриваемом случае из материалов дела усматривается указанная совокупность обстоятельств, а именно: 1) лицо, привлекаемое к ответственности, имеет статус микропредприятия, что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства; 2) административное правонарушение совершено таким лицом впервые (предупреждение не может быть назначено лицу до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предыдущего административного наказания, либо в случае грубого и систематического нарушения законодательства об административных правонарушениях); 3) отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствие имущественного ущерба; 4) отсутствие составов правонарушений, перечисленных в ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Указанная совокупность обстоятельств является основанием для применения положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1  КоАП  РФ  и замене административного наказания в виде штрафа в размере 200000,0 руб. предупреждением.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 14.56, ст. 29.10 ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст . 4.1   Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья,

П О С Т А Н О В И Л :

 ООО «Фараон» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.56 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде предупреждения взамен административного штрафа, согласно положениям ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1  КоАП  РФ 

Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток в <АДРЕС> районный суд г. <АДРЕС> области со дня вручения или получения копии постановления через мирового судью, вынесшего постановление, либо непосредственно в <АДРЕС> районный суд г. <АДРЕС>.

 

Мировой судья                                                                                       С.Ю. Винтаев