Дело № 5- 3/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
п. Октябрьский 15 января 2020 года
Мировой судья судебного участка № 2 Устьянского судебного района Архангельской области Ручьев Н.М., рассмотрев в помещении судебного участка № 2 Устьянского судебного района Архангельской области, расположенного по адресу: Архангельская область, Устьянский район, п. Октябрьский, ул. Ленина, д. 14, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении
Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилуправление», юридический адрес: Архангельская область, Устьянский район, п. Октябрьский, ул. Ленина, д. 21, офис 5, ОГРН 1152907000047, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу об административном правонарушении № 29/6-2378-19-ПВ/12-8117-И/21-70 от 26 ноября 2019 года, составленному главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Архангельской области и НАО Шипициным В.А., ООО УК «Жилуправление» юридический адрес: Архангельская область, Устьянский район, п. Октябрьский, ул. Ленина, д.21, оф. 5, воспрепятствовало законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок, а именно: ООО УК «Жилуправление» не представило в адрес инспекции документы, необходимые для проведения внеплановой документарной проверки соблюдения юридическим лицом обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, предоставление которых предусмотрено законом, что повлекло невозможность проведения проверки.
Представитель юридического лица ООО УК «Жилуправление» директор Коптяева Т.П. в судебном заседании с протоколом не согласилась, вину в правонарушении не признала, пояснила, что не воспрепятствовала проверке, в октябре 2019 года отсутствовала возможность предоставить документы в инспекцию по труду, так как запрашивался большой объем информации, работников мало, все заняты первоочередными делами. Инспекции был предложено приехать и самим откопировать необходимые им документы.
Заслушав Коптяеву Т.П., исследовав письменные доказательства дела, мировой судья установил.
Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется, в том числе посредством проведения плановых и внеплановых проверок (документарных проверок и (или) выездных) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ), с учетом особенностей, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Согласно абз. 2 ст. 356 ТК РФ в соответствии с возложенными задачами федеральная инспекция труда реализует свои полномочия путем осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацами 13, 14, 24 ст. 356 ТК РФ государственная инспекция труда запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 360 ТК РФ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
В силу абз. 3 ч. 1 ст. 357 ТК РФ, п. 13 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2012 № 875, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.
В соответствии с ч. 4 ст. 11 Закона № 294-ФЗ в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.
В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы (ч. 5 ст. 11 Закона № 294-ФЗ).
Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 11 Закона № 294-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 25 Закона № 294-ФЗ юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, допустившие нарушение названного Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено мировым судьей, в связи с поступлением в Государственную инспекцию труда в Архангельской области и НАО из прокуратуры Устьянского района обращения законного представителя несовершеннолетнего работника ООО УК «Жилуправление», с жалобой на нарушение требований действующего законодательства РФ при установлении размера заработной платы, распоряжением руководителя Государственной инспекцией труда в Архангельской области и НАО № 29/7-2166-19-ОБ/12-6599-И/21-70 от 09 октября 2019 года было принято решение о проведении в отношении ООО УК «Жилуправление» внеплановой документарной проверки со сроком проведения проверки с 17.10.2019 по 13.11.2019. Цель проведения проверки - защита прав и интересов работника в связи с рассмотрением обращения № 29/7-2166-19-ОБ о нарушении трудовых прав ООО УК «Жилуправление».
На основании распоряжения о проведении внеплановой, документарной проверки № 29/7-2166-19-ОБ/12-6599-И/21-70 от 09.10.2019 в ООО УК «Жилуправление» был направлен запрос исх. № 29/10-686-19-ЗП от 10.10.2019 о предоставлении в течение 10 рабочих дней следующих сведений и документов:
- карточка по форме Т-2 на руководителя (заполненная в соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1)
- заполненный, подписанный и заверенный печатью (при наличии печати) запрос о представлении сведений по выплате заработной платы и проведении специальной оценки условий труда, аттестации рабочих мест по условиям труда (прилагается);
- список работников с указанием подразделения организации (ФИО, занимаемая должность или специальность), включая уволенных за 2019 г.;
- штатное расписание;
- правила внутреннего трудового распорядка со всеми приложениями и дополнениями, а также листами ознакомления работников;
- локальный нормативный акт, которым установлена система оплаты труда в организации;
- трудовые договоры, соглашения к трудовым договорам, а также приказы о приеме на работу;
- книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них;
- приказы об увольнении;
- записка-расчет при увольнении (форма N Т-61);
- расчетные листки, платежные ведомости, расходно-кассовые ордера, платежные поручения и другие документы, подтверждающие соответствующие выплаты работникам с января 2019 г. по сентябрь 2019 г. (включительно);
- документы по учету использования рабочего времени, табели учета рабочего времени с января 2019г. по сентябрь 2019г. (включительно);
- медицинское заключение по окончании прохождения работниками периодического осмотра;
- перечень профессий и работ, требующих обязательного прохождения психиатрического освидетельствования;
- справки, подтверждающие прохождение работниками психиатрического освидетельствования;
- личные карточки выдачи работникам спецодежды и других СИЗ, другие имеющиеся документы, подтверждающие выдачу работникам спецодежды и других СИЗ;
- документы проведения специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда), в том числе отчет о проведении СОУТ или приказ о завершении АРМ, карты СОУТ либо АРМ, сводная ведомость результатов проведения СОУТ с классами (подклассами) условий труда, либо сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам АРМ (в случае не завершения СОУТ представить договор гражданско-правового характера на проведение СОУТ, перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ, график проведения СОУТ, приказ о создании комиссии по проведению СОУТ);
- в случае не проведения (не завершения проведения) специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) представить перечень рабочих мест, на которых специальная оценка условий труда (аттестация рабочих мест по условиям труда) не завершена с указанием Ф.И.О. работников, занятых на данных рабочих местах;
- локальный нормативный акт о создании системы управления охраной труда
- протоколы проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов (оформленных комиссией работодателя или обучающей аккредитованной в соответствующем порядке обучающей организацией);
- удостоверения о прохождении обучения и проверки знаний требований охраны труда руководителя и специалистов предприятия, протоколы проверки знаний;
- отметки о прохождении вводного и первичного (на рабочем месте) инструктажей по охране труда;
- должностные инструкции.
Данный запрос и распоряжение о проведении внеплановой, документарной проверки от 09.10.2019 направлены в адрес ООО УК «Жилуправление» заказным письмом с уведомлением о вручении и получены ООО УК «Жилуправление» 16.10.2019.
29.10.2019 в Государственную инспекцию труда в Архангельской области и НАО от ООО УК «Жилуправление» поступило письменное сообщение, датированное 21.10.2019 о том, что по п. 1 запроса документы были представлены ранее, по п. 2 - документы отправляют, по п. 3 и далее, документы предоставить не могут в связи занятостью директора и работников, отсутствием хороших картриджей для копирования запрашиваемой информации.
Из прилагаемых материалов следует, что запрашиваемый инспекцией в абз. 2 п. 13 Распоряжения № 29/7-2166-19-ОБ/12-6599-И/21-70 от 09.10.2019 запрос (в прилагаемой форме) о представлении сведений по выплате заработной платы и проведении специальной оценки условий труда, аттестации рабочих мест по условиям труда заполненный, подписанный и заверенный печатью ООО УК «Жилуправление» был предоставлен в инспекцию.
Другие истребованные информация и документы из перечня, установленного п. 13 Распоряжения от 09.10.2019 до срока окончания проведения внеплановой документарной проверки в Государственную инспекцию труда в Архангельской области и НАО ООО УК «Жилуправление» представлены не были.
14.11.2019 должностным лицом составлен Акт о невозможности поведения проверки, исходя из которого ООО УК «Жилуправление» в Государственную инспекцию труда запрашиваемые документы не представлены, что повлекло невозможность поведения проверки.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ наступает за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, повлекшее невозможность ее проведения.
Событие административного правонарушения и виновность ООО УК «Жилуправление» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.4.1 ч .2 КоАП РФ, подтверждается: протоколом об административном правонарушении; материалами по обращению <ОБЕЗЛИЧИНО> от 25.09.2019; копией Распоряжения № 29/7-2166-19-ОБ/12-6599-И/21-70 от 09.10.2019; требованием о предоставлении документов от 10.10.2019; документами, подтверждающими получение требования и распоряжения и другими документами.
Доказательства виновности ООО УК «Жилуправление» - документы, имеющиеся в административном материале, в порядке ст. 26.11 КоАП РФ были полно и всесторонне исследованы мировым судьей, все они являются допустимыми, относимыми и достоверными доказательствами.
Приведенными доказательствами подтверждается факт совершения ООО УК «Жилуправление» административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.4.1 ч. 2 КоАП РФ - воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок, что повлекло невозможность её проведения, поскольку у государственного инспектора отсутствовала возможность произвести правовую оценку обстоятельств, послуживших основанием проведения проверки, принять соответствующее решение по результатам проверки.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по выполнению запроса в установленный срок, в материалах дела отсутствуют.
Санкция ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, мировым судьей не установлено. При этом, исходя из характера правонарушения оснований для применения в отношении ООО УК «Жилуправление» положений ст. 2.9 КоАП РФ и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ не усматривается.
Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств по делу в соответствии со ст. 4.2 и ст. 4.3 КоАП РФ не усматривается.
При назначении административного наказания мировой судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, с учетом изложенного, мировой судья полагает возможным назначить ООО УК «Жилуправление» наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 19.4.1 ч. 2 КоАП РФ, считая данное наказание справедливым и способствующим предупреждению совершения данным юридическим лицом новых правонарушений.
Руководствуясь ст.ст. 29.7 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилуправление» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.19.4.1 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (Агентство мировых судей по Архангельской области, л/с 04242021270), ИНН 2901110845, КПП 290101001, р/с 40101810500000010003 в Отделении Архангельск г. Архангельск, БИК 041117001, КБК 435 1 16 01193 01 0401 140, ОКТМО 11654000, УИН 0210237100000000000076639.
Постановление может быть обжаловано в Устьянском районном суде Архангельской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья Н.М. Ручьев
Оплату штрафа произвести в течение 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки (ст. 31.5 КоАП РФ), в порядке, установленном ст. 32.2 КоАП РФ, на имя получателя.
Квитанцию об уплате штрафа предоставить в канцелярию судебного участка №2 Устьянского судебного района Архангельской области (Устьянский район, пос. Октябрьский, ул. Ленина д. 14).
В случае неуплаты штрафа в 60-дневный срок со дня вступления данного постановления в законную силу лицо, не уплатившее штраф, может быть подвергнуто административному наказанию по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в виде штрафа в сумме, вдвое превышающей размер неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.