Гражданское дело 2-1854/2018
Санкт-Петербург, 08 февраля 2018 года
Мотивированное решение от 12 марта 2018 года.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приморский районный суд в составе председательствующего судьи Малиновской А.Г при секретаре Пономаревой Е.А рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудрявцевой ТА, Полевой ЛИ к ЖСК 1310, правлению ЖСК 1310, Межрайонной инспекции ФНС России № 15 по Санкт-Петербургу о признании недействительными ничтожных решений, принятых на общем собрании членов ЖСК № 1310 от 01 апреля 2017 года и оформленных протоколом № 24, об обязании МИФНС России по Санкт-петербургу внести в ЕГРЮЛ запись о недействительности записи о регистрации Устава ЖСК № 1310 от 14 апреля 2017 года № 6177847636312,
УСТАНОВИЛ:
Кудрявцева Т.А и Полевая Л.И обратились в суд с настоящим иском просив суд: признать недействительными ничтожные решения, принятые на общем собрании членов ЖСК № 1310 от 01 апреля 2017 года и оформленные протоколом № 24. Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России № 15 по Санкт-Петербургу внести в ЕГРЮЛ запись о недействительности записи о регистрации Устава ЖСК № 1310 от 14 апреля 2017 года, взыскать расходы на представителя в размере 35 000 рублей.
В обосновании иска указано, что оспариваемое собрание проведено в ненадлежащей форме, а именно отсутствует его очная часть. В тексте протокола № 24 от 01 апреля 2017 года отсутствуют сведения о лицах, производивших подсчет голосов. Истец полагает, что на собрании незаконно принят Устав, который полностью идентичен положения ранее действующего Устава и вступает в противоречия с нормами действующего в настоящее время Жилищного законодательства.
В судебное заседание представители сторон, истицы явились. Истцовая сторона иск поддерживает по заявленным в иске основаниям, ответчик иск не признал. В судебном заседании ответчик не оспаривает, что очная часть собрания не проводилась, поскольку опасались не собрать необходимый кворум. Необходимость утверждения новой редакции Устава ЖСК была вызвана проверкой, проводимой ГЖИ Санкт-Петербурга, по результатам которой кооперативу было предписано утверждение новой редакции устава. О предстоящем собрании жильцы дома извещались путем оповещения через объявления в общедоступных местах, а также путем вручения бюллетеней для голосования ( решений) под роспись.
Представитель ответчика - МИФНС России №15 по Санкт-Петербургу в судебное заседание не явился, о слушание по делу извещен. В порядке ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть поданный иск в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, учитывая письменные материалы дела, суд полагает, что поданный иск следует удовлетворить исходя из следующего.
Повесткой дня общего собрания, проводимого в ЖСК 1310 в период с 27 февраля 2017 по 29 марта 2017 явились вопросы: утверждения отчета о финасово-хозяйственной деятельности за 2016 год; утверждение сметы ЖСК 1310 на 2017 год; утверждение Устава ( новой редакции) ЖСК 1310 ( повторно, по предписанию ГЖИ), принятие и исключение членов ЖСК 1310.
Из теста оспариваемого протокола следует, что общее количество членов ЖСК 367, 325 бюллетеней для голосования вручено под роспись в реестре членов правления, отправлено почтой заказными письмами 42. Всего поступило заполненных бюллетеней 309, что составляет 83,92 % голосов от общего числа членов ЖСК.
В тексте Протокола приведены итоги голосования, согласно протоколу заседания счетной комиссии от 01 апреля 2017 года.
Истцы ссылаются на то, что при ознакомлением с текстом обжалуемого протокола невозможно установить круг лиц, ответственных за подсчет голосов, а также за лиц, проводивших собрание, а именно секретарь и председатель собрания, а также членов счетной комиссии, которая не избирались.
В силу части первой ст. 46 ЖК РФ, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр утверждены требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах. ( далее по тексту Приказ)
В силу пунктов 2 и 3, 4 Приказа, протокол общего собрания составляется в письменной форме, в сроки, установленные общим собранием, но не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания. Протокол общего собрания ведется и оформляется секретарем общего собрания, кандидатура которого избирается решением общего собрания. Обязательными реквизитами протокола общего собрания являются: а) наименование документа;б) дата и регистрационный номер протокола общего собрания; в) дата и место проведения общего собрания; г) заголовок к содержательной части протокола общего собрания; д) содержательная часть протокола общего собрания; е) место (адрес) хранения протоколов общих собраний и решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование; ж) приложения к протоколу общего собрания (в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания); з) подпись.
Как следует из текста обжалуемого протокола общего собрания, секретарь и председательствующий в ходе его проведения не избирались. Протокол счетной комиссии, несмотря на прямое указание в тексте обжалуемого протокола, в материалах дела отсутствует, ответчик отрицает его наличие.
Выявленные нарушения указывают на нарушения положений ст. 46 ЖК РФ, ставят под сомнение объективность сведений подсчета кворума и результатов голосования, указанных в протоколе общего собрания от 01 апреля 2017.
Указание ответчика на то, что лица, подписавшие протокол общего собрания № 24 от 01 апреля 2017 года одновременно являлись и членами счетной комиссии, не находит своего объективного подтверждения и из текста протокола общего собрания не следует.
Судом проанализированы доводы ответчика относительно соблюдения процедуры уведомления членов ЖСК о предстоящем собрании.
Как следует из правовой позиции ответчика, голосование на собрании от 01 апреля 2017 проводилось только в заочной форме, очная форма проведения собрания перед заочной частью не проводилась.
В силу положений ст. 44.1 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством: 1) очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование); 2) заочного голосования (опросным путем или с использованием системы в соответствии со ст. 47.1 ЖК РФ); 3) очно-заочного голосования.
Следовательно, законодательно предусмотрена возможность проведения общего собрания в одной из заявленных форм.
Вместе с тем пунктом 1 ст. 47 ЖК предусмотрено, что в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 настоящего Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (опросным путем) (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).
Тем самым законодательно предусмотрена необходимость очного присутствия собственников, членов ЖСК до проведения собрания в заочной форме. При этом учитывается, что способ проведения общего собрания исключительно с заочной формой голосования, не предусмотрен Уставом ЖСК.
С учетом изложенного, учитывая, что очная часть собрания ЖСК 1310 не проводилась, была нарушена форма проведения собрания.
Суд также полагает убедительным довод истцов о том, что при проведении обжалуемого собрания была нарушена процедура уведомления членов ЖСК.
Установлено, что члены ЖСК извещались под роспись ( реестр лд 83 т. 1) о предстоящем собрании путем получения бюллетеня для голосования, при этом в ходе судебного разбирательства ответчик заявлял суду, что бюллетень для голосования являлся одновременно извещением ( уведомлением) о предстоящем собрании.
Частью 5 ст. 45 ЖК РФ, в соответствии с которой собственник, иное лицо, указанное в данной статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения; в указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
Анализируя сведения из реестра уведомлений, с учетом периода голосования ( с 27 февраля 2017 по 29 марта 2017) суд полагает, что за сроками о предстоящем голосовании были извещены большинство членов ЖСК 1310, поскольку раздача бюллетеней, в большинстве случаев, происходила уже в период проведения голосования, а отправка почтовых извещений собственникам ( 42) состоялась 21 марта 2017 года, то есть за 8 дней до окончания голосования.
При изложенном, суд полагает, что порядок уведомления членов ЖСК о предстоящем собрании также был нарушен.
В соответствии со ст. 117 Жилищного кодекса РФ общее собрание членов жилищного кооператива является правомочным, если на нем присутствует более пятидесяти процентов членов кооператива. Решение общего собрания членов жилищного кооператива, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, считается принятым при условии, если за него проголосовало более половины членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании, а по вопросам, указанным в уставе жилищного кооператива, - более трех четвертей членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании.
Решение общего собрания членов жилищного кооператива, принятое в установленном порядке, является обязательным для всех членов жилищного кооператива.
Согласно ст. 181.5 Гражданского кодекса РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:
1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;
2) принято при отсутствии необходимого кворума;
3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Таким образом, решения собрания, оспариваемого истцами, являются ничтожными, поскольку как усматривается из содержания протокола №24 от 01 апреля 2017 года на указанном общем собрании членов ЖСК №1310 отсутствовал кворум.
В порядке ст. 98 и 100 ГПК РФ суд производит взыскание в пользу Кудрявцевой Т.А расходов на представителя, с учетом количества судебных заседаний ( 3) и сложности искав размере 10 000 рублей ( лд 55 т. 1), а также понесенные расходы на оплату государственной пошлины 600 рублей. В пользу Полевой Л.И суд взыскивает с ответчика расходы на оплату государственной пошлины 600 рублей. Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Признать недействительными ничтожные решения, принятые на общем собрании членов ЖСК № 1310 от 01 апреля 2017 года и оформленные протоколом № 24.
Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России № 15 по Санкт-Петербургу внести в ЕГРЮЛ запись о недействительности записи о регистрации Устава ЖСК № 1310 от 14 апреля 2017 года.
Взыскать с ЖСК 1310 в пользу Кудрявцевой ТА расходы на представителя в размере 10 000 рублей, расходы на оплату государственной пошлины 600 рублей, а всего 10600 рублей.
Взыскать с ЖСК 1310 в пользу Полевой ЛИ расходы на оплату государственной пошлины 600 рублей, а всего 10600 рублей.
Решение подлежит апелляционному обжалованию в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд в Санкт-Петербургском городском суде.
Судья А.Г Малиновская