ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тольятти 09 апреля 2019 года
Мировой судья судебного участка № 107 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области Лопатина В.В.,
при подготовке к рассмотрению дела № 5-271/2019 об административномправонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица - директора МП г.о. Тольятти «Управляющая компания № 4» Петровского Николая Леонидовича,
УСТАНОВИЛ:
25.03.2019 в отношении должностного лица - директора МП г. Тольятти «Управляющая компания № 4» Петровского Н.Л. составлен протокол № 435-з/2 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, выразившееся в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресу<АДРЕС>с нарушением лицензионных требований, а именно: не проведение мероприятий по уборке снега, наледи на придомовых территориях жилых домов, расположенных по адресам<АДРЕС>
Протокол № 435-з/2 об административном правонарушении и материалы направлены для рассмотрения мировому судье судебного участка № 107 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области.
В соответствии с п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Административный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу.
В ходе изучения административного материала выявлены ряд недостатков, не позволяющих объективно и полно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Кроме того, по смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 3 данной статьи при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации.
Содержание протокола об административном правонарушении с очевидностью свидетельствует о том, что он составлен в отношении должностного лица - директора МП г.о. Тольятти «Управляющая компания №4» Петровского Н.Л., оснований для вывода об оформлении данного протокола в отношении юридического лица, не имеется.
Директор предприятия Петровский Н.Л. не принимал участие при составлении протокола об административном правонарушении, о составлении в отношении директора Петровского Н.Л. не уведомлялся. Уведомление-вызов адресовано юридическому лицу в отношении директора.
Из содержания названного протокола об административном правонарушении усматривается, что должностному лицу Перовскому Н.Л. в нарушение требований действующего законодательства не были разъяснены в соответствии с частями 3, 4, 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях положения статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствующей графе об ознакомлении с положениями указанной статьи стоит подпись <ФИО1> Расписка о разъяснении прав лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении процессуальных документов в представленных материалах отсутствует.
Из системного толкования части 1 статьи 25.1 и частей 1, 2 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что в целях реализации гарантий права указанного лица на получение юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо.
К участию в деле может быть допущен адвокат или иное лицо, приглашенное для осуществления защиты при рассмотрении дела при условии соблюдения требований, перечисленных в части 3 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос может быть решен применительно к положениям частей 2 и 3 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя.
Из протокола следует, что он составлен с участием <ФИО1> по доверенности б/н от 22.03.2019.
Однако доверенности, подтверждающей полномочии указанного лица материалы дела не содержат.
Таким образом, мировой судья исходит из того, что он составлен с участием неуполномоченного лица, которому не предоставлено право подписания и получения протокола об административном правонарушении.
Изложенное свидетельствует о том, что Петровский Н.Л. не был осведомлен об объеме предоставленных ему процессуальных прав, что влечет нарушение его права на защиту.
Отмеченное обстоятельство лишает мирового судью возможности проверить обоснованность предъявленного должностному лицу - директору МП г. Тольятти «Управляющая компания № 4» Петровскому Н.Л. обвинения в совершении административного правонарушения и принять правильное решение по делу.
Установив, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь статьей 29.4 КоАП РФ, выносит определение о возвращении заявления вместе с протоколом об административном правонарушении и прилагаемыми к нему документами административному органу.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что протокол № 435-з/2 об административномправонарушении и приложенные материалы необходимо вернуть в орган составивший протокол об административном правонарушении в виду неправильного составления протокола и неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, мировой судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить протокол № 435-з/2 об административном правонарушении от 01.03.2019 по ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица - директора МП г. Тольятти «Управляющая компания № 4» Петровского Николая Леонидовича и приложенные материалы в государственную жилищную инспекцию Самарскойобласти.
Определение может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, а также опротестовано прокурором по правилам ст. ст. 30.1 - 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
<ОБЕЗЛИЧЕНО>
Мировой судья В.В.Лопатина