Дело № 2-760/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2016 года г. Онега
Онежский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего Яровицыной Д.А.,
с участием прокурора Андрианова И.В.,
при секретаре Стрельцовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Онежского межрайонного прокурора в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о возложении обязанности организовать надежное и бесперебойное теплоснабжение,
установил:
Онежский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Онежский муниципальный район» о возложении обязанности организовать в пределах д. Анциферовский Бор Онежского района Архангельской области (МО «Чекуевское») надежное и бесперебойное теплоснабжение путем обеспечения готовности теплоустановок к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения.
В обоснование требований указав, что в рамках надзора за исполнением мероприятий по подготовке объектов топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства к отопительному периоду 2016-2017 годов проведена проверка исполнения администрацией МО «Онежский муниципальный район» федерального законодательства о теплоснабжении в ходе которой было установлено, что здание котельной, которая обеспечивает население д. Анциферовский Бор Онежского района тепловой энергией находится в аварийном состоянии, существующее оборудование котельной полностью выработало свой ресурс, заявленную мощность котельная не выдаёт, фактически поселение к отопительному сезону не готово. Администрацией МО «Онежский муниципальный район» каких-либо действенных мер по исполнению возложенных законом полномочий в части теплоснабжения поселений в этой связи не принято. Отсутствие надлежащего и качественного бесперебойного теплоснабжения населения на территории поселения создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Андрианов И.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям изложенном в исковом заявлении, дополнительно ходатайствовал об обращении решения суда к немедленному исполнению в связи со значимостью заявленных требований.
Представитель ответчика Синицын И.В. администрации МО «Онежский муниципальный район» в судебном заседании с заявленными требованиями согласился. Указал, что на момент рассмотрения настоящего гражданского дела отопление домов жителей дер. Анциферовский бор Онежского района не производится, здание котельной к отопительному сезону в полной мере не подготовлено, из – за отсутствия надлежащего финансирования строительство новой котельной в данный момент не представляется возможным. Пояснил, что в настоящий момент заключен договор аренды с ООО «Тальмица» в том числе и здания котельной для выполнения функций теплоснабжения населения.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 131-ФЗ) в соответствии с Конституцией РФ устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Согласно п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее по тексту - Федеральный закон № 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ч.1.1 ст. 6 Федерального закона).
Судом установлено, что МО «Онежский муниципальный район» на праве собственности принадлежит здание котельной, расположенной по адресу: Архангельская область, Онежский район, д. Анциферовский Бор, ул. Придорожная, д. 35В, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.08.2013 года и которая является единственным источником централизованного теплоснабжения жилищного фонда д. Анциферовский Бор.
Из материалов дела следует, что в ходе надзорной деятельности за подготовкой МО «Онежский муниципальный район» к отопительному периоду Онежской межрайонной прокуратурой выявлены нарушения при подготовке объектов, являющихся источниками тепловой энергии, к прохождению отопительного сезона 2016-2017 годов.
Так, установлено, что здание котельной расположенной по адресу: Архангельская область, Онежский район, д. Анциферовский Бор, ул. Придорожная, д. 35В, 1974 года постройки имеет большие трещины, нарушена его геометрия, разрушаются несущие стены. Полностью отсутствует часть стены (временно — защита досками). Часть потолочных перекрытий держится за счёт деревянных подборок-балок. Помещение затапливается грунтовыми водами, что создаёт необходимость их постоянного откачивания. Состояние насосного узла неудовлетворительное — покрыт слоем нагара вследствие задымления помещения котельной из-за нарушения целостности дымохода. Котлы находятся в неудовлетворительном состоянии — не подлежат ремонту. Сломана дымовая труба, в остальной её части имеются сквозные отверстия, вызванные коррозией.
Согласно письма главы администрации МО «Онежский муниципальный район» адресованного министру ТЭК и ЖКХ Архангельской области о необходимости выделения финансовых средств в размере 3,5 млн. руб. на приобретение блочно-модульной котельной мощностью 0,8 МВт для отопления жилых домов и объектов социальной сферы в д. Анциферовский Бор также указывается на аварийное состояние котельной, которое ставит под сомнение возможность прохождения отопительного сезона 2016-2017 годов без чрезвычайных последствий для потребителей тепловой энергии.
В судебном заседании представитель администрации МО «Онежским муниципальный район» не оспаривал, что на момент рассмотрения дела здание котельной к отопительному сезону в полной мере не подготовлено и что жилой фонд не подключен к тепловой энергии. Пояснил, что в настоящий момент между Администрацией и ООО «Тельмица» заключен договор аренды в том числе и здания котельной для выполнения функций теплоснабжения населения, при этом арендатором проводятся работы по подготовке отпительного сезона в дер. Анциферовский Бор.
В соответствии с п. 2.6.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 (далее по тексту – Правила) сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.
Согласно п. 2.6.5 Правил, подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции).
Котельные, тепловые пункты и узлы должны быть обеспечены средствами автоматизации, контрольно-измерительными приборами (КИП), запорной регулирующей аппаратурой, схемами разводки систем отопления, ГВС, ХВС, приточно-вытяжной вентиляции, конструкциями с указанием использования оборудования при различных эксплуатационных режимах (наполнении, подпитке, спуске воды из систем отопления и др.), техническими паспортами оборудования, режимными картами, журналами записи параметров, журналами дефектов оборудования.
Должна быть выполнена наладка внутриквартальных сетей с корректировкой расчетных диаметров дросселирующих устройств на тепловом (элеваторном) узле.
Устройства газового хозяйства должны пройти наладку запорно-предохранительных клапанов и регуляторов давления на зимний период.
Оборудование насосных станций, систем противопожарного оборудования должно быть укомплектовано основным и резервным оборудованием, обеспечено автоматическое включение резервных насосов при отказе основных, отрегулировано и исправно.
Пункт 2.6.10 Правил предусматривает готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием:
- паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях;
- актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КИП) котельных и инженерного оборудования зданий;
- актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования;
- обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода; запаса песка для посыпки тротуаров - из расчета не менее 3 - 4 м3 на 1 тыс. м2 уборочной площади;
- актов о готовности уборочной техники и инвентаря;
- актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления.
Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября.
В силу п. 2.6.13 Правил в летний период должны быть проведены следующие работы: по котельным - ревизия арматуры и оборудования приборов КИП (контрольно-измерительных приборов) и автоматики, устранения щелей в обмуровке котлов и дымоходов, подготовлен контингент операторов и осуществлен завоз топлива: твердого - в расчете 70% потребности в отопительном сезоне, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного запаса. Расчет потребного количества топлива следует производить в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами. Хранение топлива следует производить в соответствии с установленными требованиями; по тепловым сетям - промывка систем, ревизия арматуры, устранение постоянных и периодических засорений каналов, восстановление разрушенной или замена недостаточной тепловой изоляции труб в камерах, подземных каналах и подвалах (технических подпольях); по тепловым пунктам - ревизия арматуры и оборудования (насосов, подогревателей и др.); по системам отопления и горячего водоснабжения - ревизия кранов и другой запорной арматуры расширителей и воздухосборников, восстановление разрушенных или замена недостаточной тепловой изоляции труб в лестничных клетках, подвалах, чердаках, и в нишах санитарных узлов. При наличии непрогрева радиаторов следует провести их гидропневматическую промывку. По окончании всех ремонтных работ весь комплекс устройств по теплоснабжению подлежит эксплуатационной наладке во время пробной топки; разъяснение нанимателям, арендаторам и собственникам жилых и нежилых помещений правил подготовки жилых зданий к зиме (установка уплотняющих прокладок в притворах оконных и дверных проемов, замена разбитых стекол и т.д.).
В соответствии с п. 6.27 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 № 285 для водяных тепловых сетей должно применяться центральное качественное регулирование отпуска тепла по принятому графику изменения температуры воды в зависимости от температуры наружного воздуха.
Согласно п. 13 раздела III Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций в том числе готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения.
В силу п. 18 указанных Правил в целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.
В соответствии с актом дефектов, составленным ООО «Предприятие котельных и тепловых сетей» на котельной обнаружены следующие дефекты: неисправен резервный источник электроснабжения, неисправны 3 котла,; отсутствует установка ХОВ; отсутствует прибор учёта тепловой энергии; имеется течь почти всей поверхности кровли; неисправен фундамент дымовой трубы; разрушение стены здания котельной к уклону кровли; неисправен подпиточный насос; отсутствуют сетевые насосы; неисправен эл. ввод, требуется приобретение рубильника, автоматических выключателей, кабеля; неисправно наружное освещение, а также освещение в котельной; отсутствует насос подачи воды в котельную; неисправна дымовая труба, от территории котельной необходим вывоз 350 кубических метров мусора.
Судом установлено и данное обстоятельство не оспаривается сторонами по делу, что на момент рассмотрения настоящего искового заявления выявленные нарушения ответчиком не устранены.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 190-ФЗ одним из основополагающих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Под качеством теплоснабжения согласно статье второй вышеуказанного закона понимается совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя.
В силу положений ст. 20 Федерального закона № 190-ФЗ проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления.
Согласно ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, судом установлено, что в д. Анциферовский Бор Онежского района обеспечение надежного и бесперебойного теплоснабжения к отопительному сезону не организовано. Администрация МО «Онежский муниципальный район» не приняла достаточных и эффективных мер по организации теплоснабжения к началу отопительного сезона 2016-2017 годов в границах сельского поселения, иного в порядке ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Исходя из того, что органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения, к которым относится, в том числе и организация теплоснабжения в границах поселения, вне зависимости от исполнения либо неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, то суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора о возложении на Администрацию обязанности организовать надежное и бесперебойное теплоснабжение путем обеспечения готовности теплоустановок к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению
Согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Поскольку непринятие администрацией МО «Онежский муниципальный район» полного комплекса мер, направленных на организацию и обеспечение надлежащего и надежного теплоснабжения нарушает действующее законодательство РФ о теплоснабжении, существенно ущемляет конституционные права граждан на охрану здоровья, учитывая также климатические условия в которых расположена дер. Анциферовский Бор Онежского района отнесена к району приравненному к району Крайнего Севера и указанное может повлечь наступление иных неблагоприятных последствий, то суд приходит к выводу, что имеются основания для применения положения, предусмотренного ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, в связи с чем, решение суда подлежит немедленному исполнению, как того просит прокурор.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Онежского межрайонного прокурора в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о возложении обязанности организовать надежное и бесперебойное теплоснабжение удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Онежский муниципальный район» организовать в пределах дер. Анциферовский Бор Онежского района Архангельской области организовать надежное и бесперебойное теплоснабжение путем обеспечения готовности теплоустановок к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в суд апелляционной инстанции Архангельского областного суда через Онежский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме
Председательствующий Д.А.Яровицына
...
...
...