Решение по делу № 5-435/2021 от 30.07.2021

Дело № 5-435/2021

УИД 29MS0024-01-2021-002839-21

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

30 июля 2021 года город Архангельск Мировой судья судебного участка № 7 Ломоносовского судебного района г. Архангельска Кирилова Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении судебного участка по адресу: г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 30, материалы об административном правонарушении, поступившие из Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Архангельска управления надзорной деятельностии профилактической работы Главного управления МЧС России по <АДРЕС> области (г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, д. 28, корп. 1) в отношении директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Ушаков С.Н.1, <ДАТА2> рождения, уроженца гор. Бабаево <АДРЕС> области, проживающего по адресу: г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, д. 9, кв. 116, юридический адрес <ОБЕЗЛИЧЕНО>: г. <АДРЕС>, пр. <АДРЕС>, д. 75, ИНН <НОМЕР>, паспорт серия <НОМЕР> <НОМЕР>,

установил:

В отношении директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» (далее - <ОБЕЗЛИЧЕНО>) Ушаков С.Н.1 составлен протокол <НОМЕР> об административном правонарушении от <ДАТА3>, согласно которому ему вменяется, что в срок до <ДАТА4> не обеспечено выполнение предписания <НОМЕР> от <ДАТА5> об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

На судебное заседании директор <ОБЕЗЛИЧЕНО> Ушаков С.Н.1 не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом, представил ходатайство о прекращении дела об административном правонарушении.

Исследовав материалы дела, оценив всё в совокупности с нормами действующего законодательства, мировой судья приходит к следующему.

<ДАТА5> по результатам проведения в период с <ДАТА6> по <ДАТА5> плановой проверки объекта защиты - здания школы, объекту защиты присвоена категория высокого риска, расположенной по адресу: г. <АДРЕС>, ул. 23-й Гвардейской Дивизии, д. 8, корп. 1, в адрес <ОБЕЗЛИЧЕНО> вынесено предписание <НОМЕР> об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, со сроком исполнения до <ДАТА4> (далее - предписание <НОМЕР>) (л.д. 14-15).

Предписание 75/1/1 лично получено директором ЭБЛ Ушаков С.Н.1 <ДАТА5> (л.д. 15).

Предписание <НОМЕР> от <ДАТА5> об устранении нарушений требований пожарной безопасности <ОБЕЗЛИЧЕНО> не оспаривалось, незаконным не признавалось, рассрочка или отсрочка исполнения предписания лицу, привлекаемому к административной ответственности, не предоставлялись.

Распоряжением (приказом) <НОМЕР> от <ДАТА7> уполномоченным органом принято решение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении <ОБЕЗЛИЧЕНО>, целью которой является контроль выполнения предписания <НОМЕР>, срок проведения проверки 20 рабочих дней (л.д. 5-6).

Согласно акту проверки <НОМЕР> от <ДАТА7> было установлено, что не выполнен пункт <НОМЕР> предписания <НОМЕР> (л.д. 7-8), а именно:

- в здании образовательного учреждения (лицея) кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты выполнены кабелями, которые не обеспечивают правоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону (по факту маркировка FRLS, требуется прокладка негорючих кабелей с маркировкой LSL Tx).

Статьёй 6 Федерального закона от <ДАТА8> <НОМЕР> «О пожарной безопасности» установлены государственные органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор.
Организационная структура, полномочия и функции органов государственного пожарного надзора, а также порядок осуществления федерального государственного пожарного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно статьям 34, 37 Федерального закона от <ДАТА8> <НОМЕР> «О пожарной безопасности» граждане, руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Исходя из положений статьи 17 Федерального закона от <ДАТА9> <НОМЕР> «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предписание выносится должностными лицами контролирующего органа лишь в случае установления при проведении соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на требованиях закона и исполнимы.
Предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Таким образом, требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, чёткие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, чётким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от <ДАТА10> <НОМЕР> «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон <НОМЕР>) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. Закон <НОМЕР> вступил в законную силу <ДАТА11>

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объёме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности  (часть 1 статьи 6 Закона <НОМЕР>).

Согласно статье 51 Закона <НОМЕР> целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий.

Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара.

Системы противопожарной защиты должны обладать надёжностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности.

Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов, в том числе: устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (пункт 3 статьи 52 Закона <НОМЕР>).

Требованиями части 1 статьи 53 Закона <НОМЕР> предусмотрено, что каждое здание или сооружение должно иметь объёмно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.

Также предусмотрено, что безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре (часть 3 статьи 53 Закона <НОМЕР>).

В соответствии с частью 2 статьи 82 Закона <НОМЕР> кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону.

Пунктом 3.4. СП 3.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», кабели, провода СОУЭ и способы их прокладки должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону. Данный Свод правил введён в действие с <ДАТА12>
Согласно пункту 4.8 СП 6.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требование пожарной безопасности», кабельные линии и электропроводка, систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону. Данный Свод правил введён в действие с <ДАТА13>

В пункте 3.9. Приказа МЧС РФ от <ДАТА14> <НОМЕР> «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03) СОУЭ должна функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания.

Частью 2 статьи 82 Закона <НОМЕР> установлено, что кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону.

Кабели, прокладываемые открыто, должны быть не распространяющими горение (часть 8 статьи 82 Закона <НОМЕР>).

Правила применения электрооборудования в зависимости от степени его взрывопожарной и пожарной опасности в зданиях и сооружениях различного назначения, а также показатели пожарной опасности электрооборудования и методы их определения устанавливаются техническими регламентами для данной продукции, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», для данной продукции и (или) нормативными документами по пожарной безопасности (часть 13 статьи 82 Закона <НОМЕР>).

Подлежащие применению типы исполнения кабельного изделия и классы пожарной опасности определены «ГОСТ 31565-2012. Межгосударственный стандарт. Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности», который введён в действие Приказом Росстандарта от <ДАТА15> <НОМЕР>-ст.

Несмотря на представление со стороны Ушаков С.Н.1 документов, свидетельствующих о принятии в 2020 и 2021 г.г. некоторых мер по исполнению предписания <НОМЕР>, мировой судья приходит к выводу, что указанные меры не свидетельствуют о надлежащем исполнении возложенной на должностное лицо обязанности по соблюдению требований действующего законодательства Российской Федерации, в том числе требований пожарной безопасности. 
При этом, мировой судья также учитывает, что функционирование здания школы (лицея) <ОБЕЗЛИЧЕНО> (как объекта защиты категории высокого риска), расположенного по адресу: г. <АДРЕС>, ул. 23-й Гвардейской Дивизии, д. 8, корп. 1, осуществлялось с указанными выше нарушениями требований пожарной безопасности, введёнными в действие задолго до 2020 года.
Так, в силу статьи 37 Федерального закона от <ДАТА8> <НОМЕР> «О пожарной безопасности» юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Принимая во внимание, что нарушение требований законодательства в области пожарной безопасности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью, в первую очередь - детей, срок устранения нарушений должен устанавливаться в предписании с учётом принципа разумности, и быть обоснованным. Срок, данный органами пожарного надзора для устранения выявленных нарушений, мировой судья считает достаточным, в течение которого было возможно устранить выявленные нарушения.

В соответствии с пунктом 54 Постановления Правительства РФ от <ДАТА16> <НОМЕР> «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учётом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела нашёл своё подтверждение факт неисполнения в полном объёме предписания <НОМЕР>.

Мировым судьёй также учитывается, что недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения лица от исполнения обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, в том числе с учётом характера и степени общественной опасности вменённого административного правонарушения, поскольку невыполнение требований пожарной безопасности в учебном заведении может повлечь негативные последствия, создает реальную возможность возникновения пожароопасной ситуации, непосредственную угрозу для жизни и здоровья детей, и приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья большого количества учащихся и работников учреждения.

Также материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих тот факт, что нарушение установленных сроков исполнения предписания вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля директора <ОБЕЗЛИЧЕНО> Ушаков С.Н.1 при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии непреодолимых обстоятельств, которые бы делали невозможным исполнение возложенных на юридическое лицо обязанностей, установленных нормативно-правовыми актами, не представлено.

Вина директора <ОБЕЗЛИЧЕНО> Ушаков С.Н.1 подтверждается протоколом <НОМЕР> об административном правонарушении от <ДАТА3>; предписанием <НОМЕР> об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности от <ДАТА5>; распоряжением (приказом) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки <НОМЕР> от <ДАТА7>, актом проверки органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля юридического лица <НОМЕР> от <ДАТА3>, иными материалами дела.

Мировой судья считает вину директора <ОБЕЗЛИЧЕНО> Ушаков С.Н.1 доказанной, действия директора <ОБЕЗЛИЧЕНО> Ушаков С.Н.1 мировой судья квалифицирует по части 13 статьи 19.5 КоАП РФ, то есть невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере образования.

По юридической конструкции правонарушение, предусмотренное частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ, образует формальный юридический состав и считается оконченным в момент невыполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.

Санкция части 13 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трёх тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трёх лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

Отягчающих административную ответственность директора <ОБЕЗЛИЧЕНО> Ушаков С.Н.1 обстоятельств не имеется.

Смягчающим административную ответственность директора <ОБЕЗЛИЧЕНО> Ушаков С.Н.1 обстоятельством является совершение правонарушения впервые.

При назначении административного наказания директору <ОБЕЗЛИЧЕНО> Ушаков С.Н.1 мировой судья учитывает характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его материальное положение, наличие смягчающего и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, и приходит к выводу о возможности назначения директору <ОБЕЗЛИЧЕНО> Ушаков С.Н.1 административного наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 (Пять тысяч) рублей, поскольку назначение данного наказания будет способствовать достижению целей, предусмотренных статьёй 3.1 КоАП РФ.

С учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, существенности нарушения охраняемых общественных правоотношений, поскольку невыполнение в полном объёме требований предписания <НОМЕР> об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности от <ДАТА5> создаёт угрозу жизни и здоровью людей (в том числе детей), то есть существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения независимо от роли правонарушителя, размера вреда, наступления последствий и их тяжести, в связи с чем мировой судья считает, что признаками малозначительности правонарушение не обладает и не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9, пункта 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья

постановил:

Директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Ушаков С.Н.1 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (Пять тысяч) руб.

Оплату штрафа следует произвести в течение 60 дней по следующим реквизитам: кор./сч. 40102810045370000016, счёт получателя 03100643000000012400, банк получателя: Отделение Архангельск банка России//УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу г. Архангельск (Агентство мировых судей АО, г. Архангельск, ул. Воскресенская, д. 8), ИНН 2901110845, КПП 290101001, БИК 011117401, ОКТМО 11701000, КБК 43511601193010029140, УИН 0210237100000000022798272, представив квитанцию об уплате штрафа в канцелярию мирового судьи судебного участка № 7 Ломоносовского судебного района г. Архангельска (г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 30, каб. 414). В случае неуплаты штрафа в шестидесятидневный срок со дня вступления данного постановления в законную силу, штраф будет взыскан принудительном порядке (статья 32.2 КоАП РФ). Кроме того, в случае неуплаты штрафа в шестидесятидневный срок судья, вынесший постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, санкция которой предусматривает административную ответственность в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административного ареста на срок до пятнадцати суток, либо обязательных работ на срок до пятидесяти часов. В соответствии с частью 1 статьи 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учётом материального положения лица, привлечённого к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьёй, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трёх месяцев (часть 2 статьи 31.5 КоАП РФ). Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в Ломоносовский районный суд г. Архангельска течениедесяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Мировой судья                                                                                           Л.М. Кирилова

5-435/2021

Категория:
Административные
Статус:
Постановление о назначении административного наказания (Обжаловано)
Ответчики
Ушаков Сергей Николаевич
Суд
Судебный участок № 7 Ломоносовского судебного района г. Архангельска
Судья
Кирилова Лариса Михайловна
Статьи

ст. 19.5 ч. 13

Дело на странице суда
1mg.arh.msudrf.ru
07.07.2021Подготовка к рассмотрению
30.07.2021Рассмотрение дела
30.07.2021Административное наказание
26.08.2021Обжалование
14.12.2021Окончание производства
30.12.2021Сдача в архив
30.07.2021
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее