Дело № 2-109-642/2019
РЕШЕНИЕ (заочное)
Именем Российской Федерации
г. Волгоград 28 января 2020 года
Мировой судья судебного участка № 108 Волгоградской области Выходцева Н.С.,
при секретаре Ивановой Е.О.,
с участием истца Шустовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Шустовой Людмилы Александровны к ООО «Газтранспроект» о расторжении договора купли-продажи, взыскании стоимости товара, неустойку, компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов,
установил:
Шустова Л.А. обратилась к мировому судье с иском к ООО «Газтрастпроект» о расторжении договора купли-продажи, взыскании уплаченной за товар суммы, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов. В обоснование заявленных требований указала, что 28 ноября 2019 г. представители ответчика, представившись сотрудниками АО «Волгоградгоргаз», ссылаясь на действующее законодательство, указали на необходимость установки приборов безопасности в ее квартире. В тот же день между ней и ответчиком был заключен договор купли-продажи сигнализатора загазованности СПГ-01(02) серийный № 1424, стоимостью 8900 рублей.
При заключении договора сотрудники ответчика не предоставили ей полной информации и не дали необходимое время для ознакомления со всеми документами. После того, как она подписала договор и оплатила его в полном объёме, то ознакомившись с документами, поняла, что её обманным путём заставили приобрести товар, в котором она не нуждалась. Она обратилась к ответчику с претензий о расторжении договора и возврате уплаченной суммы. Ответа на претензию ею получено не было.
Просит расторгнуть договор купли-продажи сигнализатора загазованности, взыскать с ответчика денежные средства в размере 8900 рублей, неустойку, компенсацию морального вреда и штрафа.
В судебное заседание истец Шустова Л.А. . исковые требования поддержала, пояснив суду, что она является престарелым человеком и в полной мере не отдавала себе отчёт в своих действиях, не понимала характер происходящих событий, считая, что перед ней находятся сотрудники АО «Волгоградгоргаз», удостоверения которых она не проверила, и у неё имеется обязанность приобретения предлагаемого оборудования. На самом деле у нее не было намерений приобрести товар, она заключила договор купли-продажи под влиянием обмана, не читала его, а подписала уже заполненные бланки.
Представитель ответчика ООО «Газтранспроект» в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений суду не представил.
Выслушав истца, исследовав материалы дела суд считает, что в иске Шустовой Л.А. следует отказать по следующим основаниям:
Судом установлено, что 28 октября 2019 г. между Шустовой Л.А. и ООО «Газтрастпроект» был заключен договор купли-продажи сигнализатора загазованности СПГ-01(02) серийный № 1424, стоимостью 8900 рублей (л.д.13,14,15).
06 декабря 2019 года Шустова Л,А. обратилась в ООО «Газтрастпроект» с письменной претензией о возврате уплаченных за товары денежных сумм в размере 8900 рублей, указав причиной такого обращения тот факт, что у нее не было намерений заключать данный договор, сотрудник продавца пришел к ней по месту жительства и ввел в заблуждение о необходимости приобретения данного товара, выдавая себя за сотрудника газовой службы, не предоставил надлежащую информацию о товаре (л.л.25-27).
Письменного ответа на свою претензию истец не получила.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
На основании п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно ч. 1 ст. 177 ГК РФ сделка, совершённая гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент её совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате её совершения.
В соответствии с положениями ст. 178 ГК РФ сделка, совершённая под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел. При наличии условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, заблуждение предполагается достаточно существенным, в частности если: 1) сторона допустила очевидные оговорку, описку, опечатку и т.п.; 2) сторона заблуждается в отношении предмета сделки, в частности таких его качеств, которые в обороте рассматриваются как существенные; 3) сторона заблуждается в отношении природы сделки; 4) сторона заблуждается в отношении лица, с которым она вступает в сделку, или лица, связанного со сделкой; 5) сторона заблуждается в отношении обстоятельства, которое она упоминает в своем волеизъявлении или из наличия которого она с очевидностью для другой стороны исходит, совершая сделку. Если сделка признана недействительной как совершенная под влиянием заблуждения, к ней применяются правила, предусмотренные статьей 167 настоящего Кодекса. Сторона, по иску которой сделка признана недействительной, обязана возместить другой стороне причиненный ей вследствие этого реальный ущерб, за исключением случаев, когда другая сторона знала или должна была знать о наличии заблуждения, в том числе, если заблуждение возникло вследствие зависящих от нее обстоятельств. Сторона, по иску которой сделка признана недействительной, вправе требовать от другой стороны возмещения причиненных ей убытков, если докажет, что заблуждение возникло вследствие обстоятельств, за которые отвечает другая сторона.
В силу ст. 179 ГК РФ сделка, совершённая под влиянием насилия или угрозы, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего. Сделка, совершённая под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего. Обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота. Сделка, совершённая под влиянием обмана потерпевшего третьим лицом, может быть признана недействительной по иску потерпевшего при условии, что другая сторона либо лицо, к которому обращена односторонняя сделка, знали или должны были знать об обмане. Считается, в частности, что сторона знала об обмане, если виновное в обмане третье лицо являлось её представителем или работником либо содействовало ей в совершении сделки. Сделка на крайне невыгодных условиях, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Отношения, возникающие из договора купли-продажи товара с участием граждан, регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а также общими нормами Закона РФ «О защите прав потребителей».
В соответствии с п. 1, 5 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В силу п. 1 ст. 10 указанного Закона, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 приведённой статьи предусмотрен перечень, который в обязательном порядке должна содержать информация о товарах (работах, услугах).
Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Так, согласно Правилам продажи отдельных видов товаров, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55, бытовые радиоэлектронная аппаратура, средства связи, вычислительная и множительная техника, фото- и киноаппаратура, часы, музыкальные товары, электробытовые приборы, машины и инструменты, бытовое газовое оборудование и устройства, другие технически сложные товары бытового назначения до подачи в торговый зал или к месту выдачи покупки должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: распаковку товара, удаление заводской смазки, пыли, стружек; осмотр товара; проверку комплектности, качества изделия, наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе; при необходимости сборку изделия и его наладку (п. 47)
Образцы предлагаемых для продажи товаров должны быть размещены в торговом зале, иметь оформленные ярлыки с указанием наименования, марки, модели, артикула, цены товара, а также краткие аннотации, содержащие его основные технические характеристики (п. 48).
По требованию покупателя он должен быть ознакомлен с устройством и действием товаров, которые должны демонстрироваться в собранном, технически исправном состоянии. Товары, не требующие специального оборудования для подключения, демонстрируются в действующем состоянии (п. 49).
Лицо, осуществляющее продажу, по требованию покупателя проверяет в его присутствии качество товара, его комплектность, наличие относящихся к нему документов, правильность цены (п. 50).
При передаче технически сложных бытовых товаров покупателю одновременно передаются установленные изготовителем товара комплект принадлежностей и документы (технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием даты и места продажи, инструкция по эксплуатации и другие документы).
В случае, предусмотренном пунктом 46 настоящих Правил, вместе с товаром покупателю передается также товарный чек, содержащий указанные в этом пункте сведения (п. 51).
Продавец или организация, выполняющая функции продавца по договору с ним, обязаны осуществить сборку и (или) установку (подключение) на дому у покупателя технически сложного товара, самостоятельная сборка и (или) подключение которого покупателем в соответствии с обязательными требованиями или технической документацией, прилагаемой к товару (технический паспорт, инструкция по эксплуатации), не допускается.
Информацию об организациях, выполняющих указанные работы, продавец обязан довести до сведения покупателя при продаже товаров.
Если стоимость сборки и (или) установки товара включена в его стоимость, то указанные работы должны выполняться продавцом или соответствующей организацией бесплатно (п. 52).
В соответствии с п.п. 1 и 4 ст. 12 Закона «О защите прав потребителей», если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причинённых необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).
При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).
Обращаясь с настоящим иском, Шустова Л.А. утверждала, что до заключения договоров ей не была предоставлена возможность незамедлительно получить информацию о товарах, а сделка купли-продажи была заключена путём введения её в заблуждение сотрудниками ответчика относительно необходимости приобретения указанных товаров.
Между тем, доказательств заключения сделки под влиянием заблуждения, а также не предоставления информации о приобретаемых товарах, истцом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Как следует из имеющихся в материалах дела акта приёма-передачи товара от 28 октября 2019 г., Шустовва Л.А. своей подписью подтвердила получение товара и инструкции по его эксплуатации, содержащие правила и условия эффективного и безопасного их использования, информацию об их основных потребительских свойствах и характеристиках и иную необходимую информацию. Кроме того, своей подписью истец подтвердила, что ознакомлена с тем, что товары обмену и возврату не подлежат, претензий по качеству товаров, его комплектации, и доведенной до неё информации о товарах, в том числе по его эксплуатации и хранению, она не имеет (л.д.14).
Подписывая договор купли-продажи, Шустова Л.А. выразила согласие с тем, что на момент продажи информация о товаре доведена до неё в полном объёме, что личной подписью она подтверждает факт ознакомления с техническими характеристиками товаров, их формой, габаритами, размером, цветом, условиями заключения, правилами эксплуатации, а также с основными мерами предосторожности, что товары по своим техническим свойствам не подлежат обмену или возврату, а также разъяснение ей функций товаров, порядка установки товаров специализированными организациями, имеющими лицензии на данный вид работы.
В соответствии с договорами, продавцом было подробно разъяснено, что он не имеет отношения к специализированным газовым службам и действует как самостоятельная организация.
Анализ предоставленных в материалы дела доказательств позволяет сделать вывод о том, что указанные выше обстоятельства дела свидетельствуют об осведомлённости истца о существенных условиях договора купли-продажи товара и о его правовых последствиях при заключении договоров, и не дают оснований для вывода о том, что Шустова Л.А. была введена в заблуждение относительно предмета, природы и условий сделки, а также о нарушении её права потребителя на получение в соответствии со ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» необходимой и достоверной информации при приобретении товара либо об ущемлении иных её прав как потребителя, поскольку необходимая информация о приобретаемых товарах в соответствии с требованиями Закона о защите прав потребителей и Правилами продажи отдельных видов товаров была ей доведена.
Доказательств тому, что для истца наступили какие-либо неблагоприятные последствия, возникшие после передачи товара и эти последствия наступили в связи с отсутствием у неё такой информации при наличии причинной связи между предоставлением неполной информации и последствиями, не представлено.
Утверждения истца о том, что при заключении договора она была введена в заблуждение не нашли своего подтверждения.
Оснований полагать, что Шустова Л.А., имея преклонный возраст, не отдавала себе отчёт в своих действиях и не понимала характер происходящих событий, не имеется.
Довод истца о том, что она не намерена была покупать данный товар, так как не заказывала товар, не совершала каких-либо действий, направленных на покупку данного прибора и он ей был не нужен, не свидетельствует о каком-либо нарушении ответчиком прав покупателя или введении её в заблуждение.
Мировой судья также принимает во внимание, что истец ни в претензии, ни в исковом заявлении не ссылалась на наличие недостатков в приобретённом товаре.
С учётом изложенного, мировой судья приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, мировой судья
решил:
В удовлетворении исковых требования Шустовой Людмилы Александровны к ООО «Газтранспроект» о расторжении договора купли-продажи, взыскании стоимости товара, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов, отказать.
Лица, участвующие в деле, их представители, которые присутствовали в судебном заседании вправе подать в суд, вынесший решение, заявление о составлении мотивированного решения суда, в течение трех дней со дня объявления резолютивной части решения.
Лица, участвующие в деле, их представители, которые не присутствовали в судебном заседании вправе подать в суд, вынесший решение, заявление о составлении мотивированного решения суда, в течение пятнадцати дней со дня объявления резолютивной части решения.
Мировой судья составляет мотивированное решение суда в течение пяти дней со дня поступления от лиц, участвующих в деле, их представителей заявления о составлении мотивированного решения суда.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 03 февраля 2020 года.
Мировой судья подпись Н.С. Выходцева