Дело № 5-133-886/2019 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 19 декабря 2019 года город Волжский Мировой судья судебного участка № 133 Волгоградской области (404130, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Комсомольская, 22) Попова Ирина Владимировна, рассмотрев дело об административном правонарушении, поступившее в судебный участок 29 ноября 2019 года в отношении: СНТ «Дары природы», ИНН 3435701695, зарегистрированного по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, п. Паромный, ранее привлекавшегосяк административной ответственности, обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ
У С Т А Н О В И Л:
согласно протоколу об административном правонарушении № 10229-19/34003-АП от 25.11.2019 года, СНТ «Дары природы» не уплатило административный штраф, назначенный постановлением № 9950/19/34003-АП от 06.09.2019 года в размере 4000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.14 КоАП РФ, в установленный законом срок до 00 часов 00 минут 11.11.2019 года, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.25 ч.1 КоАП РФ. Председатель СНТ «Дары природы» Ивашев Я.В. и защитник СНТ «Дары природы» Белолипецкая М.В. в судебном заседании вину СНТ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, не признали, поскольку не согласны с вынесенным 12.09.2019 года, а не 06.09.2019 года, как указано в протоколе об административном правонарушении, постановлением о признании СНТ виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.14 КоАП РФ, к наказанию в виде штрафа в размере 30000 руб. Кроме того, считают протокол об административном правонарушении от 25.11.2019 года о признании СНТ виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, недопустимым доказательством по делу, поскольку не были надлежащим образом извещены о дате и времени его составления, в связи с чем, просили производство по делу прекратить. Судебный пристав-исполнитель Волжского ГО СП № 1 УФССП России по Волгоградской области Земенкова И.Д., допрошенная в судебном заседании в качестве составителя протокола об административном правонарушении, пояснила, что 12.09.2019 года было вынесено постановление о признании СНТ «Дары природы» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.14 КоАП РФ, к наказанию в виде штрафа в размере 30000 руб. Указанное постановление было получено 12.09.2019 года Диденко Е.Н., состоящей на тот момент в должности председателя СНТ «Дары природы», не обжаловалось, однако в установленный законом срок - 22.11.2019 года назначенный административный штраф оплачен не был, в связи с чем, в адрес СНТ было направлено извещение о необходимости явки к 10 час. 00 мин. 22.11.2019 года в Волжский ГО СП № 1 УФССП России по Волгоградской области для решения вопроса о составлении протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ. Поскольку 22.11.2019 года представитель СНТ не явился, протокол был составлен в его отсутствии 25.11.2019 года. Извещение на 25.11.2019 года в адрес СНТ не направлялось. Кроме того, пояснила, что в протоколе об административном правонарушении допущена описка в указании даты вынесения постановления - 06.09.2019 года, срока для добровольной оплаты назначенного штрафа - 11.11.2019 года, тогда как следовало указать - 22.11.2019 года, а также суммы назначенного штрафа - 4000 руб., вместо - 30000 руб. Исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, мировой судья приходит к следующим выводам. Статья 20.25 ч.1 КоАП РФ, предусматривает административную ответственность за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом РФ об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 32.2 ч.1 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки. При рассмотрении дела мировым судьей установлено, что 12.09.2019 года начальником Волжского ГО СП № 1 УФССП России по Волгоградской области Борисовым А.П. вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 9950/19/34003-АП о признании СНТ «Дары природы» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.14 КоАП РФ, к наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 руб. Копия указанного постановления была получена Диденко Е.Н. 12.09.2019 года, состоящей до 23.09.2019 года в должности председателя СНТ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. В материалах дела не содержится сведений об обжаловании указанного постановления. Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении № 9950/19/34003-АП от 12.09.2019 года вступило в законную силу 24.09.2019 года, штраф в размере 30000 руб. должен был быть оплачен СНТ «Дары природы» в добровольном порядке в срок по 22.11.2019 года. Как следует из протокола об административном правонарушении № 10229-19/34003-АП от 25.11.2019 года СНТ «Дары природы» не уплатило административный штраф, назначенный постановлением № 9948/19/34003-АП от 06.09.2019 года в размере 4000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.14 КоАП РФ, в установленный законом срок до 00 часов 00 минут 11.11.2019 года.На основании ст. 26.11 КоАП РФ судья, … осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всесторонне, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ порядок производства по делам об административных правонарушениях установлен этим Кодексом, основанным на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Выяснение указанных в названной статье обстоятельств является обязанностью судьи.
В соответствии с положениями ч.ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Из смысла ст. 28.2 КоАП РФ, видно, что подробное описание существа совершенного правонарушения в протоколе заключается в определении его юридической квалификации в точном соответствии с нормами Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ, иного нормативного акта, которым предусмотрена административная ответственность за совершение противоправного деяния.
Из описания в протоколе об административном правонарушении в отношении СНТ «Дары природы» по ст. 20.25 ч.1 КоАП РФ сведений, связанных с фактом противоправного деяния, наступление события правонарушения, предусмотренного диспозицией ст. 20.25 ч.1 КоАП РФ - 11 ноября 2019 года не усматривается.
В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения.
Кроме того, кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлен порядок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для наложения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
По смыслу положений, содержащихся в ст. 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии привлекаемого к ответственности физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, которым разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Вместе с тем, в соответствии ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении извещаются или вызываются в орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 25.15 КоАП РФ. В частности, извещения, адресованные юридическим лицам, направляются по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, которое определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
Системный анализ положений ст. 25.1 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ. При этом закон не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Указанные нормы призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, так как без их предоставления дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.
Таким образом, протокол об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом административного органа, постановление о возбуждении производства об административном правонарушении прокурором (заместителем прокурора) составляются при непосредственном участии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Основным условием правомерности составления протокола по делу об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, равно как и рассмотрения дела в его отсутствие, является надлежащее и заблаговременное извещение этого лица о времени и месте совершения указанных процессуальных действий, а также предоставление ему возможности реализовать свои права, установленные статьями 25.1 и 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При этом следует учитывать, что под надлежащим извещением необходимо понимать такое извещение, которое позволяет лицу заблаговременно в разумный срок узнать о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Выполнение указанных требований при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит ограничений относительно использования различных средств связи для извещения лиц, участвующих в деле, однако, исходя из требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, во всех случаях извещение должно быть произведено способом, позволяющим субъекту административной юрисдикции контролировать получение информации лицом, которому оно направлено.
Приведенные выше требования Кодекса РФ об административных правонарушениях должностным лицом - судебным приставом-исполнителем Волжского ГО СП №1 УФССП России по Волгоградской области по делу об административном правонарушении в отношении СНТ «Дары природы» не были приняты во внимание. При вынесении постановления об административном правонарушении судебным приставом-исполнителем допущены нарушения процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, протокол вынесен в отсутствие лица (его представителя), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при этом, согласно материалам дела СНТ «Дары природы» не извещалось на 25.11.2019 года о месте и времени вынесения протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют. Согласно материалам дела, 14.11.2019 года в адрес СНТ «Дары природы» направлено извещение на 22.11.2019 года в 10 час. 00 мин. для рассмотрения вопроса о возможном вынесении в отношении СНТ протокола об административном правонарушении по ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ. Таким образом, на основании исследованных материалов дела об административном правонарушении и дополнительно истребованных и полученных доказательств в ходе судебного разбирательства установлено, что фактически о времени и месте составления 25.11.2019 года протокола об административном правонарушении СНТ «Дары природы» извещено не было, в материалах дела отсутствуют данные об этом, что свидетельствует о том, что при вынесении протокола об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. СНТ «Дары природы» было лишено возможности участвовать в решении вопроса о составлении протокола об административном правонарушении, представлять объяснения по факту вменяемого ему правонарушения, а также представлять соответствующие доказательства в обосновании имеющихся возражений; в материалах дела и протоколе отсутствуют данные о разъяснении судебным приставом-исполнителем прав, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ. Доказательств вручения, получения или отказа СНТ «Дары природы» от получения уведомления при рассмотрении дела не представлено. При таких обстоятельствах протокол об административном правонарушении № 10229/19/34003-АП от 25.11.2019 года в отношении СНТ «Дары природы», в силутребований ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, следует признать недопустимым доказательством, поскольку его составление при отсутствии данных об извещении СНТ о дате, времени и месте его составления, не создало необходимых условий для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, что является существенным нарушением закона, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая изложенное, мировой судья считает необходимым производство по делу прекратить.
Руководствуясь ст. 24.5, 29.9-29.10 КоАП РФ, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
производство по делу в отношении СНТ «Дары природы» по ст. 20.25 ч.1 КоАП РФ прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Волжский городской суд Волгоградской области через мирового судью в течение 10-ти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья