Решение по делу № 5-297/2020 от 25.05.2020

           Дело № 5-297/2020

64MS0116-01-2020-002028-82

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

26 июня 2020 года г. Саратов<АДРЕС>

           

Мировой судья судебного участка № 1 Фрунзенского района г.Саратова Павлова Ю.В.,

при секретаре Рябовой И.М.,

с участием представителя контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» Юльцовой И.В.,

рассмотрев по адресу: г. Саратов, ул. Емлютина, д. 39/45, каб. 407 - материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера муниципального казённого учреждения «<АДРЕС>» Старковой <ОБЕЗЛИЧЕНО>, <ДАТА2> рождения, уроженки д<АДРЕС>, зарегистрированной по адресу: г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, д<АДРЕС>,

УСТАНОВИЛ:

22 мая 2020 года в отношении главного бухгалтера муниципального казённого учреждения «<АДРЕС>» Старковой Н.Н. составлен протокол № 9/20 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), согласно которому в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности, в том числе использования бюджетных средств, а также соблюдения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом за 2018-2019 годы, установлено, что в годовой бюджетной отчетности муниципального казенного учреждения «<АДРЕС>», расположенного по адресу: г. <АДРЕС>, (далее ? Учреждение) допущено значительное искажение показателей Баланса главного распорядителя, распорядителя получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) по состоянию на 01 января 2020 года, выразившееся в следующем. В ходе проверки эффективности и целевого использования муниципального имущества Учреждения установлено, что легковой автомобиль Chevrolet Niva (ВАЗ 21320), государственный регистрационный знак <НОМЕР>, приобретенный Учреждением в 2018 году по цене 681,6 тыс. руб., находится в непригодном для эксплуатации состоянии после участия в дорожно-транспортном происшествии (далее - ДТП), имевшем место 18 сентября 2019 года. Согласно выводам экспертизы, проведенной ИП Суслов А.М., от 28 ноября 2019 года в результате данного ДТП наступила полная гибель вышеуказанного транспортного средства. В нарушение п. 8 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 года № 257н (далее ? Федеральный стандарт № 257н) объект основных средств Chevrolet Niva (ВАЗ 21320), государственный регистрационный знак А430УУ164, первоначальной стоимостью 681,6 тыс. руб., после признания его непригодным к эксплуатации и восстановлению согласно экспертному заключению по причине полной гибели в результате ДТП, не был учтен на забалансовых счетах Учреждения, а продолжал числиться на балансе ? на счете 010100000 «Основные средства». Данное нарушение привело к искажению показателей бюджетной отчетности за 2019 год, а именно: Баланса главного распорядителя, распорядителя получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130), по состоянию на 01 января 2020 года по строке 010 «Основные средства» (010100000) в части завышения показателя на конец отчетного периода на сумму 681,6 тыс. руб.

Главный бухгалтер муниципального казённого учреждения «<АДРЕС>» Старкова Н.Н. в судебное заседание не явилась, будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, в связи с чем мировой судья полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие Старковой Н.Н., что согласуется с требованиями ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» Юльцова И.В. в судебном заседании просила привлечь Старкову Н.Н. к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Выслушав лицо, участвующее в деле, исследовав материалы дела, мировой судья приходит к выводу о виновности Старковой Н.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.6 КоАП РФ, по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 15.15.6 КоАП РФ административным правонарушением является нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей значительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлекшее значительное искажение показателей этой отчетности.

В соответствии с примечанием к ст. 15.15.6 КоАП РФ (п.п. 3, 5) под значительным искажением показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается:

1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:

не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую сто тысяч рублей, но не превышающую одного миллиона рублей;

не более чем на 1 процент и на сумму, превышающую один миллион рублей;

2) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую сто тысяч рублей, но не превышающую одного миллиона рублей, вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Предусмотренная настоящей статьей административная ответственность за искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности не применяется к лицу, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, и лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, в случае, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

В силу п. 6 примечания к ст. 15.15.6 КоАП РФ должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в следующих случаях:

1) представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) суммы налога (сбора, страхового взноса), не уплаченной вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации;

2) представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей уточненные (исправленные) показатели (в том числе вследствие исправления выявленных ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности):

до принятия бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств, органом, осуществляющим в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - субъект консолидированной отчетности);

после принятия бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;

после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, проверки бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, по результатам которой не были обнаружены исправленные ошибки в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Статьей 264.1 Бюджетного кодекса РФ определено, что бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Приказом Минфина России от 31 декабря 2016 года № 257н утвержден федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», который разработан в целях обеспечения единства системы требований к ведению бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, бюджетному учету активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства (далее ? бухгалтерский учет), формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности (далее ? бухгалтерская (финансовая) отчетность) (п. 1).

Данный Стандарт устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету активов, классифицируемых как основные средства, а также требования к информации об основных средствах (результатах операций с ними), раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 2).

В соответствии с п. 8 Федерального № 257н объекты основных средств, не приносящие субъекту учета экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, учитываются на забалансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта учета, утвержденного субъектом учета в рамках его учетной политики (далее ? забалансовые счета). Информация о таких объектах основных средств подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Согласно Методическим рекомендациям по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (письмо Минфина России № 02-07-07/84237 от 15 декабря 2017 года) объекты основных средств, по которым комиссией по поступлению и выбытию активов субъекта учета установлена неэффективность дальнейшей эксплуатации, ремонта, восстановления (несоответствие критериям актива), подлежат отражению на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до дальнейшего определения функционального назначения указанного имущества (вовлечения в хозяйственный оборот, продажи или списания).

Как следует из материалов дела, в ходе проверки эффективности и целевого использования муниципального имущества Учреждения «<АДРЕС>» установлено, что легковой автомобиль Chevrolet Niva (ВАЗ 21320), государственный регистрационный знак А430УУ164, приобретенный Учреждением в 2018 году по цене 681,6 тыс. руб., находится в непригодном для эксплуатации состоянии после участия в ДТП, имевшем место 18 сентября 2019 года. Согласно выводам экспертизы от 28 ноября 2019 года, проведенной ИП Суслов А.М. на основании договора от 20 ноября 2019 года № 54/19, в результате данного ДТП наступила полная гибель вышеуказанного транспортного средства. Восстанавливать данное автомоторное транспортное средство экономически нецелесообразно.

В нарушение п. 8 Федерального стандарта <НОМЕР> объект основных средств Chevrolet Niva (ВАЗ 21320), государственный регистрационный знак <НОМЕР>, первоначальной стоимостью 681,6 тыс. руб., после признания его непригодным к эксплуатации и восстановлению согласно экспертному заключению по причине полной гибели в результате ДТП, не был учтен на забалансовых счетах Учреждения, а продолжал числиться на балансе ? на счете 010100000 «Основные средства».

Данное нарушение привело к искажению показателей бюджетной отчетности за 2019 год, а именно: Баланса главного распорядителя, распорядителя получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130), по состоянию на 01 января 2020 года по строке 010 «Основные средства» (010100000) в части завышения показателя на конец отчетного периода на сумму 681,6 тыс. руб.

Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя, бюджетных средств, главного администратора, администратора доходов бюджета включен в состав бюджетной отчетности.

Согласно пункту 6 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2010 года № 191н, бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером субъекта бюджетной отчетности.

На основании ст. 7 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта, либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Как следует из материалов дела, директор Учреждения возложил обязанности по ведению бухгалтерского учета на главного бухгалтера, в соответствии с трудовым договором от 12 апреля 2010 года № 138 (с учетом изменений). Приказом по учреждению от 06 июля 2011 года № 108-к на должность главного бухгалтера назначена Старкова Н.Н.

Трудовым договором от 12 апреля 2010 года № 138 предусмотрено исполнение работником должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией.

Согласно разделу II должностной инструкции главного бухгалтера, утвержденной директором Учреждения, главный бухгалтер:

- осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности учреждения и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранение собственности учреждения (п. 1);

- обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджетных средств, другой статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы (п. 9).

В соответствии с разделом IV должностной инструкции главный бухгалтер несет ответственность за:

- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации (п. 1).

Отчетность Учреждения на 01 января 2020 года сформирована и подписана директором Учреждения и главным бухгалтером Старковой Н.Н.

Таким образом, главный бухгалтер составила бюджетную отчетность Учреждения по состоянию на 01 января 2020 года, содержащую недостоверные показатели, выразившиеся в завышении параметров Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя, бюджетных средств, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130), что привело к искажению показателей бюджетной отчетности за 2019 год, а именно: Баланса главного распорядителя, распорядителя получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130), по строке 010 «Основные средства» (010100000) в части завышения показателя на конец отчетного периода на сумму 681,6 тыс. руб., что составляет 2% от суммы основных средств, и является грубым нарушением порядка составления бюджетной отчетности (681,6тыс. рублей * 100% / 26076,9* тыс. руб. = 2,6%).

Данное искажение показателей Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя, бюджетных средств, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130) привело к предоставлению бюджетной отчетности, содержащей значительное искажение показателей.

В соответствии с п. 1 примечания к ст. 15.15.6 КоАП РФ предусмотренная данной статьей административная ответственность возлагается на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности.

Вина Старковой Н.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.6 КоАП РФ, подтверждается письменными доказательствами, не вызывающими сомнений у суда, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 22 мая 2020 года № 9/20; копией баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя, бюджетных средств, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130) по состоянию на 01 января 2020 года; копией приказа о приеме на работу Старковой Н.Н. от 12 апреля 2010 года № 59-к; копией трудового договора, заключенного со Старковой Н.Н. от 12 апреля 2010 года № 138; копией приказа о переводе Старковой Н.Н. на другую работу от 06 июля 2011 года № 108-к; копией дополнительного соглашения к трудовому договору от 06 июля 2011 года; копией должностной инструкции главного бухгалтера Старковой Н.Н. и другими материалами дела.

Оценив в совокупности все представленные доказательства, мировой судья приходит к выводу о том, что в действиях Старковой Н.Н. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Назначая Старковой Н.Н. наказание, мировой судья учитывает характер совершенного им административного правонарушения, личность виновной, обстоятельства смягчающие административную ответственность, в качестве которых мировой судья учитывает признание вины. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по делу не установлено. Обстоятельств для освобождения Старковой Н.Н. от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренных п. 6 примечания к ст. 15.15.6 КоАП РФ, не имеется.

Учитывая вышеизложенное, мировой судья полагает возможным назначить Старковой Н.Н. административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере санкции ч. 3 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 15.15.6, 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья,

ПОСТАНОВИЛ:

           

главного бухгалтера муниципального казённого учреждения «<АДРЕС>» Старкову <ОБЕЗЛИЧЕНО> признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (пять тысяч) руб.

Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, перечислив на следующие реквизиты: УФК по Саратовской области (контрольно-счетная палата муниципального образования «Город Саратов» л/с 04603943010), Банк получателя ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Саратовской области, Отделение Саратов г. Саратов, БИК 04631101, ИНН 6450056090, р/сч 40101810300000010010, ОКТМО 63701000, КПП 645501001, КБК 12411601154010000 140, дело № 5-297/2020, квитанцию об оплате штрафа, представить на судебный участок № 1 Фрунзенского района г. Саратова.

Постановление может быть обжаловано во Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение 10 дней со дня его получения.

Мировой судья                                                                                                         Ю.В. Павлова