№ 5-582/2017-10
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
г. Северодвинск 16 ноября 2017 годаМировой судья судебного участка №10 Северодвинского судебного района Архангельской области Кордюкова А.М. (Архангельская область, г. Северодвинск, ул. Пионерская, д. 12), рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.4 ч.1 КоАП РФ в отношении
Цуркан Ю.В., <ОБЕЗЛИЧЕНО>не привлекавшейся к административной ответственности,
установил:
16 октября 2017 года мировому судье судебного участка № 10 Северодвинского судебного района Архангельской области поступил протокол об административном правонарушении и иные материалы по обвинению Цуркан Ю.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, для рассмотрения по существу. Согласно материалам дела, Цуркан Ю.В. обвиняется в том, что допустила неисполнение (неповиновение) требования должностного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Архангельской области и НАО (далее - МИФНС №9), расположенной по адресу: г. Северодвинск, ул. Торцева, д.4, а именно: не явилась 31 августа 2017 года на заседание комиссии по легализации налоговой базы для дачи пояснений. В судебное заседание Цуркан Ю.В. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Учитывая то обстоятельство, что соблюдение установленных КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях является необходимым условием осуществления правосудия, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, суд полагает возможным рассмотреть дела в отсутствие Цуркан Ю.В. Исследовав материалы дела, прихожу к следующему. В соответствии с пп.4 п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах. Уведомлением 06 июля 2017 года №2.14-10/1/8268 Цуркан Ю.В. вызывалась в МИФНС №9 по Архангельской области и НАО 31 августа 2017 года на заседание комиссии по легализации налоговой базы для дачи пояснений по вопросу непредоставления декларации по налогу на доходы физических лиц за 2015 год, в связи с получением дохода, с которого не удержан налог налоговым агентом (работодателем или иным лицом, выплатившим доход). Уведомление №2.14-10/1/8268 от 06 июля 2017 года было направлено посредством телекоммуникационного канала связи на имя Крючковой А.Л.. В связи с неявкой Цуркан Ю.В. 06 июля 2017 года на заседание комиссии по легализации налоговой базы уведомлением № 2.14-10/1/4073 от 01 сентября 2017 года Цуркан Ю.В. вызывалась 10 октября 2017 с 11 часов 00 минут до 16 часов 00 минут в МИФНС №9 по Архангельской области и НАО для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.4 ч.1 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. В силу ст. 25.1 ч. 1 и ч. 2 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии КоАП РФ. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В соответствии с частями 3 и 4 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе; физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В силу части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Анализ положений статьи 25.1 и статьи 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) лицо, привлекаемое к административной ответственности о факте, времени и месте составления протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ. Согласно ч.2 ст. 25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу. Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие надлежащее извещение Цуркан Ю.В. для составления протокола об административном правонарушении. Извещение Цуркан Ю.В. о явке для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.4 ч.1 КоАП РФ, по месту жительства Цуркан Ю.В. не направлялось. Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении было направлено посредством телекоммуникационного канала связи на имя Крючковой А.Л.. Согласно представленной в материалы дела выписки Крючкова А.Л. является уполномоченным представителем Цуркан Ю.В., однако доказательств, свидетельствующих о полномочиях указанного представителя являться стороной по делу по делу об административном правонарушении, равно как и о полномочиях, свидетельствующих о праве представления интересов Цуркан Ю.В. при составлении протокола об административном правонарушении, в материалы дела не представлены, равно как и заявлений от Цуркан Ю.В. об уведомлении его по иному адресу при производстве по делу об административном правонарушении. Таким образом, доказательств, подтверждающих извещение Цуркан Ю.В. о составлении протокола об административном правонарушении в материалах дела не имеется. Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. Составление протокола по делу об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, без извещения этого лица в порядке, установленном ст. 25.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которое не может быть восполнено в ходе рассмотрения дела. Несоблюдение требований закона об извещении о времени и месте рассмотрения протокола, составление протокола без участия Цуркан Ю.В. при отсутствии сведений о том, что она надлежащим образом извещена о времени и месте составления протокола, повлекло нарушение у Цуркан Ю.В. права на защиту, посколькуей не разъяснены права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ, статьей 51 Конституции РФ.
Данные существенные нарушения процессуального закона влекут признание протокола недопустимым доказательством.
Согласно ч. 1.1 ст. 29.2 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, поэтому производство по делу подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10, п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ,
постановил:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.4 ч.1 КоАП РФ, в отношении Цуркан Ю.В. прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения, на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Северодвинский городской суд Архангельской области в течение10 дней, через мирового судью его постановившего.
Мировой судья |
подпись |
А.М. Кордюкова |