Дело № 2-545 (14)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 ноября 2014 года город Цимлянск
Цимлянский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Краснобаева С.В.
с участием
представителя истца помощника прокурора Цимлянского района Ростовской области Олисаева В.С.,
ответчика - представителя Администрации Цимлянского района Кривенко Е.В., согласно доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - представителя Цимлянского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области Мишкиной М.Л., согласно доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Главы Администрации Лозновского сельского поселения Цимлянского района Чумак М.Н., согласно удостоверению,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - представителя Административной инспекции Ростовской области Сидорова О.П., согласно доверенности № от 12.03.2014г.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в Цимлянском, Волгодонском, Семикаракорском, Константиновском районах Гордеева В.А., согласно доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,
при секретаре Поповой Т.П.,
УСТАНОВИЛ:
Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка информации Волгодонского МРО административной инспекции Ростовской области о систематическом нарушении администрацией Лозновского сельского поселения Цимлянского района правил благоустройства. Ростовский межрайонный прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Администрации Цимлянского района Ростовской области, третьи лица Административная инспекция Ростовской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку. Указав в исковом заявлении, что в ходе проверки выявлены нарушения ФЗ от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЗ от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» допущенные администрацией Цимлянского района. В соответствии со статьей 42 Конституции РФ, статьей 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду обитания. Факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Статьей 10 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами органов МСУ. В силу части 1 статьи 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению. Условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. В нарушение норм законодательства РФ в пределах Цимлянского района <адрес> выявлена свалка (несанкционированное размещение) твердых бытовых отходов, в числе которых пластиковые, стеклянные бутылки, полиэтиленовая, бумажная, картонная упаковочная тара, бытовой мусор, растительно-древесные отходы, резиносодержащие отходы, строительные отходы. Отходы размещены очагами от 10 кв.м. до 25 кв.м., на протяжении 10 км. Установить собственника данных отходов не представилось возможным. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникшим из экологических правоотношений. Просит суд обязать Администрацию Цимлянского района в течении 3 (трёх) месяцев после вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых и строительных отходов, расположенную на северо-восточной окраине х. <адрес>
В судебном заседании помощник прокурора Цимлянского района Олисаев В.С. просил удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика - Администрации Цимлянского района по доверенности Кривенко Е.В. в судебном заседании не признала исковые требования, пояснила, что несанкционированная свалка ТБО находится на территории Лозновского сельского поселения Цимлянского района, и в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по сбору и вывозу мусора относится к компетенции Лозновского сельского поселения, а к полномочиям Администрации Цимлянского района относится переработка и утилизация ТБО. Полагает, что копии документов, предоставленные Главой Лозновского сельского поселения Чумак М.Н. не являются основанием для удовлетворения исковых требований и не являются документами, подтверждающими право собственности на несанкционированную свалку.
Представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельных требований - Административной инспекции Ростовской области Сидоров О.П. - просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельных требований - Цимлянского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области Мишкиной М.Л. - не возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельных требований - Глава Администрации Лозновского сельского поселения Чумак М.Н. - не возражал против удовлетворения исковых требований, согласно предоставленным в судебное заседание документам пояснил, что в Постановлении №11 от 25.01.2001 года (л.д. 73) Главы Администрации Лозновского сельского совета - Администрация Лозновского сельского совета просит Главу Администрацию Цимлянского района принять бесхозную свалку х. Лозной на баланс Администрации Цимлянского района, так же Постановлением Администрации Цимлянского района №78 от 29.01.2007 года утвержден план границ земельного участка в районе хутора Лозной, в целях размещения свалки ТБО, контроль за исполнением настоящего Постановления возложен на заведующего отделом имущественных и земельных отношений Администрации района Недорезову Л.Ф. (л.д. 74). Далее, согласно письму заместителя Главы Администрации Цимлянского района Г.Н. Ковалева №1029 от 12.04.2014 года, адресованного Главе Администрации Лозновского сельского поселения, указано, что при формировании бюджета района на 2015 год Администрацией района будут запланированы расходы на проведение работ по содержанию санкционированной свалки на территории Лозновского сельского поселения.
Представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельных требований - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в Цимлянском районе, Волгодонском, Семикаракорском Константиновском районах Гордеев В.А. - не возражал против удовлетворения исковых требований.
Из материалов дела следует, что в пределах границ Цимлянского района на северо-восточной <данные изъяты> свалка (несанкционированное размещение) ТБО. В числе которых пластиковые, стеклянные бутылки, полиэтиленовая, бумажная, картонная упаковочная тара, бытовой мусор, растительно-древесные отходы, резиносодержащие отходы, строительные отходы. Отходы размещены очагами от 10 кв.м. до 25 кв.м., на протяжении 10 км., что противоречит требованиям Земельного кодекса, ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Нормы действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Статьей 10 Федерального Закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 22 Федерального Закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению. Условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с частью 1 ст. 21 ФЗ от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Факт существования несанкционированной свалки доказан и не оспаривается в судебном заседании. Согласно информации Цимлянского отдела Управления Росреестра (л.д.84) в ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированных правах, ограничениях (обременениях) на указанный земельный участок, где расположена несанкционированная свалка. Указанный земельный участок не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам, ограждение отсутствует, складирование отходов устроено беспорядочно. Указанный земельный участок не является полигоном для захоронения твердых бытовых отходов. До настоящего времени указанная свалка не ликвидирована. Таким образом, бездействие Администрации Цимлянского района по ликвидации несанкционированной свалки ведет к нарушению законных интересов прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Указанная свалка не относится к категории специализированных полигонов и не соответствует требованиям санитарных правил СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2001 № 16.
Кроме этого, свалка не является площадкой для временного размещения отходов производства и потребления, так как не отвечает требованиям п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80.
В силу п.п. 3.1, 3.2 требований СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Промышленные, неутилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
Положениями ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ч. 3 ст. 13 указанного Федерального закона).
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Установить собственника данных отходов не представилось возможным.
В силу примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, введенному Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст, в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, учитывая фактические обстоятельства дела, суд считает исковые требования Ростовского природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации Цимлянского района, третьи лица Административная инспекция Ростовской области, Администрация Лозновского сельского поселения Цимлянского района, Цимлянский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в Цимлянском, Волгодонском, Семикаракорском, Константиновском районах об обязании ликвидировать несанкционированную свалку - удовлетворить.
Обязать Администрацию Цимлянского района в течении 3 (трёх) месяцев после вступления решения суда в законную силу, ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых и строительных отходов, <адрес>
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Цимлянский районный суд в течение 1 (одного) месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 14.11.2014 года.
Председательствующий судья С.В. Краснобаев