Дело № 2- 195 /2013г Решение
Именем Российской Федерации
22 марта 2013 годаг.Белокуриха<АДРЕС>
Мировой судья судебного участка г.Белокурихи, Алтайского края, Трифонова Е.П.,
При секретаре Клепиковой О.В.
С участием помощника прокурора г.Белокурихи, Эммерих Д.И.
Представителя Управления социальной защиты населения по г.Белокурихе, Шеболдиной И.В.
Представителя ЗАО « Теплоцентраль Белокуриха» , Валынкина М.Л.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Белокурихи в интересах Щегловой <ОБЕЗЛИЧЕНО> к Управлению социальной защиты населения по городу Белокуриха, ЗАО « Теплоцентраль Белокуриха» о признании бездействий незаконными и взыскании денежной компенсации льготы,
Установил :
Прокурор г.Белокурихи обратился в суд в интересах Щегловой Г.А. с иском к Управлению социальной защиты населения по городу Белокуриха, ЗАО « Теплоцентраль Белокуриха» о признании незаконными действий по расчету денежного эквивалента льготы по оплате услуг теплоснабжения в размере менее 50 % от фактически понесенных расходов на оплату отопления жилого помещения , за период с ноября <ДАТА> по <ДАТА>. Просит взыскать с Управления социальной защиты населения по городу Белокурихе в пользу Щегловой Г.А.компенсацию не предоставленной льготы по оплате услуг теплоснабжения, в размере 9190, 11 рублей.
Исковые требования прокурора мотивированы тем, что Щеглова Г.А. является <ОБЕЗЛИЧЕНО> и получателем льготы по оплате за жилищно-коммунальные услуги, в том числе по оплате за тепловую энергию. Площадь квартиры, в которой проживает истец, составляет <ОБЕЗЛИЧЕНО> кв.м. Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на <ДАТА2>, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации- ст.22 Федерального закона от 12.01.1995г № 5-ФЗ « О ветеранах».
В соответствии с п.4 ч.1 ст.3 Закона Алтайского края от 04.12.2004г 61-ЗС « О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг ( водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия- в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).
Таким образом, льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии должна предоставляться ветеранам труда в пределах потребленной услуги.
Решением Белокурихинского городского совета от 06.04.2006г № 18 установлены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг населения города.
Согласно приложению № 1 к вышеуказанному решению в п.2.1 установлен норматив потребления тепловой энергии для жилых помещений с центральным отоплением, включая отопление мест общего пользования, в месяц 0, 0204Гкал/ кв м.
Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле , установленной пунктом 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г № 307( с изменениями и дополнениями), при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных ( общедомовых), общих( квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяетсяпо формуле :
P= S* N* T, где S - общая площадь квартиры( кв.м) ; N- норматив потребленной тепловой энергии на отопление( Гкал/кВ.м) ; T- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации ( руб./Гкал).
Отопление жилого дома, в котором проживает истец, осуществляет ЗАО « Теплоцентраль Белокуриха». В соответствии с выпиской из лицевого счета, за период с <ДАТА> по <ДАТА>, истцу компенсация льготы за услуги теплоснабжения производилась в размере менее 50 % от фактических понесенных расходов на оплату отопления жилого помещения.
За указанный период полная сумма оплаты Щегловой Г.А. за услуги теплоснабжения составила : 46110,17 рублей, размер выплаченной компенсации - 13684, 97 рублей.
Таким образом, Управление социальной защиты населения по городу Белокурихе не обеспечило предоставление Щегловой Г.А. льготы по оплате тепловой энергии за период с <ДАТА> по <ДАТА>, в результате чего истцом не дополучена компенсация в размере 9190, 11 рублей.
Ресурсоснабжающей организацией расчет денежной компенсации по оплате за тепло производился в нарушение требований действующего законодательства, что привело к необоснованному уменьшению денежной компенсации по оплате за теплоснабжение.
В суд истец Щеглова Г.А. не явилась, просила дело рассмотреть без ее участия.
В судебном заседании помощник прокурора г.Белокурихи, Эммерих Д.И. исковые требования уточнил, просил взыскать в пользу истца сумму компенсации за период с <ДАТА> по <ДАТА> в размере 4780, 78 рублей, пояснив, что он соглашается с расчетом компенсации льготы, который произведен представителями Главалтайсоцзащиты.
В судебном заседании представитель управления по социальной защите населения по г.Белокурихе, Шеболдина И.В. с иском не согласилась, считает, что управление является ненадлежащим ответчиком по делу , поскольку организации поставщики коммунальных услуг являются ответственными за правильность расчетов компенсации льготы. Против расчета компенсации льготы, представленного Главалтайсоцзащитой, Шеболдина И.В., не возражала.
Представитель ЗАО « Теплоцентраль Белокуриха» Валынкин М.Л., иск прокурора не признал, считает заявленные требования необоснованными.
Представители третьего лица- Главалтайсоцзащиты в суд не явились, просили рассмотреть дело без их участия, до судебного заседания предоставили письменные возражения, с приложением расчета компенсации льготы за период с <ДАТА> по <ДАТА>. С исковыми требованиями представители Главалтайсоцзащиты не согласны, ходатайствовали о применении общего срока исковой давности, полагают, что судебной защите подлежит право на меры социальной поддержки за период с марта 2010 года по <ДАТА>.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд установил, что истец Щеглова Г.А. является <ОБЕЗЛИЧЕНО> <АДРЕС> края, что подтверждается удостоверением установленного образца, проживает в квартире 57 дома 7 по <АДРЕС> в <АДРЕС>, принадлежащей ей на праве собственности, общая площадь квартиры составляет <ОБЕЗЛИЧЕНО> кв.м. До <ДАТА7> состав семьи Щегловой Г.А. составлял 2 человека, с ней в квартире проживал Константинов В.А.
Все совместно проживающие граждане потребляют коммунальные услуги и согласно жилищному законодательству несут затраты по их оплате, льгота предоставляется на стоимость доли объема потребленной услуги, приходящейся на льготополучателя. Доля определяется исходя из количества зарегистрированных в жилом помещении граждан.
Таким образом, в период с <ДАТА8> по <ДАТА9> компенсация расходов на оплату услуг по отоплению истцу Щегловой Г.А. должна быть рассчитана на ? доли площади жилого помещения, приходящуюся непосредственно на нее, то есть 23.3 кв.м. ( <ОБЕЗЛИЧЕНО> кв.м./2). Согласно информации Главалтайсоцзащиты , Константинов В.В. сам является получателем компенсации , являясь инвалидом.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна те обстоятельства , на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Анализируя добытые в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии с п.4 ч.1 ст.3 Закона Алтайского края « О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», который в период с <ДАТА> по <ДАТА>, являлся действующим нормативным актом, ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставлялись следующие меры социальной поддержки : компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг( водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).
Согласно п.19 Постановления Администрации Алтайского края от 01.08.2006г № 327 « Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов» , меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в соответствии с законом Алтайского края от 27.12.2007 года № 156-ЗС « О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» предоставляютсяв денежной форме в виде компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12.01.1995г № 5-ФЗ « О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов и граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.10 ФЗ № 5-ФЗ « О ветеранах» меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Начиная, с 1 января 2005года меры социальной поддержки ветеранов труда, финансируемые за счет субъектов Российской Федерации, устанавливаются субъектами Российской Федерации самостоятельно.
Во исполнение приведенных положений федерального законодательства был принят закон Алтайского края № 61 от 01.12.2004г-ЗС « О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», пунктом 4 ч.1 ст.3 которого установлены меры социальной поддержки ветеранов труда виде компенсации 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг, в частности на оплату электрической и тепловой энергии- в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.
Таким образом, льготу по оплате коммунальной услуги в виде теплоснабжения, оказываемой ответчиком ЗАО « Теплоцентраль Белокуриха», необходимо было предоставлять ветеранам труда в пределах нормативов потребления данной услуги.
Норматив потребления коммунальных услуг, согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006г, - это месячный объем( количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих( квартирных) приборов учета, а такжев иных случаях, указанных в настоящих Правилах.
В соответствии с пунктом 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г № 307( с изменениями и дополнениями), при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных ( общедомовых), общих( квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платыза отопление определяется по формуле :
P= S* N* T, где S - общая площадь квартиры( кв.м) ; N- норматив потребленной тепловой энергии на отопление( Гкал/кВ.м) ; T- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации ( руб./Гкал).
Таким образом, при расчете тепловой энергии учитывается общая площадь квартиры.
Как установлено в судебном заседании, расчет льготы истца за тепловое снабжение производился ЗАО « Теплоцентраль Белокуриха» за период с <ДАТА> по <ДАТА>, исходя из стандартной социальной нормы площади жилья, предусмотренной Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 02.09.1997г № 251 « Об установлениикраевого стандарта социальной нормы площади жилья. Так краевой стандарт социальной нормы площади жилья в размере 18 кв.м. общей площади жилья предусмотрен на одного члена семьи из трех и более человек, проживающих в городах, 20 кв.м общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек, проживающих в рабочих поселках и сельских населенных пунктах, 42 кв.м на семью из двух человек, 33 кв.м на одинокого проживающего человека. В настоящее время вышеуказанное Постановление утратило силу.
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 04.06.2012г № 239 « О краевых стандартах нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки» установлены стандарты нормативной площади жилого помещения, используемые при предоставлении мер социальной поддержки.
На территории муниципального образования « город Белокуриха» решением Белокурихинского городского Совета от 06.04.2006г № 18 установлены нормативы потребленияжилищно-коммунальных услуг населением города. В настоящее время данные нормативы не изменены.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд установил, что размер недополученной Щегловой Г.А. компенсации льготы, за период с <ДАТА> по <ДАТА> составляет 4780,78 рублей. Суд, проверив расчет, произведенный представителями Главалтайсоцзащиты, соглашается с данным расчетом. Иного расчета ответчиком , ЗАО « Теплоцентраль Белокуриха» и прокурором г.Белокурихи, не предоставлено.
Применение ответчиком, ЗАО « Теплоцентраль Белокуриха» при расчете денежного эквивалента социальной нормы площади помещения, в <ДАТА> годах, суд считает не соответствующим законодательству, действующему в спорный период.
Предоставление мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, в том числе отопления, не было ограничено социальной нормой площади жилья и нормативами потребления коммунальных услуг. В свою очередь норматив потребления не зависел от социальной нормы.
Учитывая изложенное, суд действия ЗАО « Теплоцентраль Белокуриха» по расчету Щегловой Г.А. денежного эквивалента по оплате услуг теплоснабжения в размере 50% от норматива потребления, а не от фактически понесенных расходов на оплату отопления жилого помещения, признает незаконными.
В соответствии с ч.7 ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007г № 156-ЗС, пунктом 16 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008г № 126 « О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», размеркомпенсации определяется как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки( льгот) по каждой потребляемой гражданином жилищно- коммунальной услуге, определенных в размере 50 процентов оплаты, внесенной гражданином за месяц, предшествующий начислению компенсации.
Денежные эквиваленты рассчитывают организации-поставщики услуг и передают суммы денежных эквивалентом органам социальной защиты населения в срок до 12 числа текущего месяца.
Согласно части 8 статьи 4 этого же Закона денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ( организации -поставщики услуг).
Порядок формирования реестра получателей компенсации, порядок исчисления размера компенсации и ее выплаты , порядок взаимодействия с организациями -поставщиками услуг устанавливаются Администрацией Алтайского края.
В соответствии с п.16 Правил( утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 01.04. 2008г № 126) определения размераи выплаты расчетов денежных эквивалентов, денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Согласно пункту 37 Правил ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов , учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг.
Суд приходит к убеждению, что недоплата денежного эквивалента Щегловой Г.А. произведена не по вине Управления по социальной защите населения, а по вине организации -поставщика услуги, ЗАО « Теплоцентраль Белокуриха».
Именно ответчик , ЗАО « Теплоцентраль Белокуриха» несет ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов , учитываемых при расчете компенсации.
Суд также находит подлежащими удовлетворению исковые требования заявленные прокурором к Управлению социальной защиты населения по г.Белокуриха.
В соответствии с Правилами определения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденными Постановлением администрации Алтайского края от 01.04.2008г № 126, финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского краяв сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного орган( п.31 Правил).
Финансирование осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый период( п.32).
Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения согласно предоставленным заявкам( п.33 Правил).
Контроль за целевым расходованием средств осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти Алтайского края в сфере финансов и социальной защиты населения( п.39 Правил).
Учитывая, что социальные права Щегловой Г.А. как ветерана труда нарушены, суд считает необходимым, взыскать в ее пользу с Управления социальной защиты населения по городу Белокурихе компенсацию по льготе на оплату потребленной тепловой энергии за период с <ДАТА> по <ДАТА> в сумме 4780,78 рублей, за счет средств краевого бюджета, через Управление Главалтайсоцзащиты.
Суд не поставил на обсуждение сторон, заявленное письменное ходатайство Главалтайсоцзащиты о применении общего срока исковой давности, предусмотренный ст.196 ГК РФ, в отношении требований прокурора за период с <ДАТА17> по <ДАТА18>
В судебном заседании помощником Эммерих Д.И. был уточнен период взыскания компенсации льготы, с <ДАТА> по <ДАТА>.
Кроме того, суд учитывает, что судебная практика исходит из того, что срок исковой давности применяется только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Форма заявления стороны в споре о пропуске срока исковой давности законодательством не предусмотрена, поэтому суды принимают и рассматривают заявление стороны по спору, сделанному как в письменной, так и в устной форме с обязательным занесением информации в протокол судебного заседания. Аналогичное ходатайство, поступившее от третьего лица по делу, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом к рассмотрению не принимается. В пункте 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о применении срока исковой давности может быть подано только стороной спора, поэтому заявление о пропуске срока исковой давности, сделанное третьим лицом, не является основанием для применения срока исковой давности.
Кроме того, в соответствии с ч.3 ст.7 Закона Алтайского края от 27.12.2007г № 156-ЗС « О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае»суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации- поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничений.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина , от уплаты которых прокурор освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет.
Управление социальной защиты населения по г.Белокуриха, в силу закона от уплаты государственной пошлины освобождены. Таким образом, судебные расходы , понесенные судом в связи с рассмотрением дела, в сумме 400 рублей 00 копеек , подлежат взысканию с ответчика, юридического лица, ЗАО «Теплоцентраль Белокуриха», в пользу бюджета муниципального образования « город Белокуриха»
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, мировой судья
Решил:
Признать действия ЗАО « Теплоцентраль Белокуриха» по расчету Щегловой <ОБЕЗЛИЧЕНО> денежного эквивалента по оплате услуг теплоснабжения за период с <ДАТА> по <ДАТА>, в размере 50%, от норматива потребления, а не от фактически понесенных расходов на оплату отопления жилого помещения, не законными.
Взыскать с Управления социальной защиты населения по городу Белокурихе в пользу Щегловой <ОБЕЗЛИЧЕНО>, проживающей в <АДРЕС>, компенсацию по льготе на оплату потребленной тепловой энергии, за период с <ДАТА> по <ДАТА> в размере 4780 рублей 78 копеек, за счет средств краевого бюджета, через Главалтайсоцзащиту.
Взыскать с ЗАО « Теплоцентраль Белокуриха» в пользу бюджета муниципального образования « город Белокуриха» государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в Белокурихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения, путем подачи апелляционной жалобы через мирового судью.
Мировой судья Е.П.Трифонова
Копия верна
Мировой судья Е.П.Трифонова