Дело № 2а-4892/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Гатчина 08 октября 2019 года
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Гиренко М. В.,
с участием прокурора Рятте С. А.,
представителя административного ответчика Федоровой А. В. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица УИК № 369 Емельяновой И. В. на основании решения ТИК Гатчинского муниципального района Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица УИК № 370 Себекиной С. В. на основании решения ТИК Гатчинского муниципального района Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Цирулеве С. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Грачевой Татьяны Николаевны к Избирательной комиссии Муниципального Округа «Город Гатчина», заинтересованные лица: Участковая избирательная комиссия № 369, Участковая избирательная комиссия № 370, о признании нарушением избирательного законодательства несоблюдения принципа гласности при процедуре подсчета голосов комиссией, о произведении пересчета голосов избирателей, проголосовавших в УИК № 369, УИК № 370 08 сентября 2019г. и обязании ответчика принять решение о признании итогов голосования на УИК № 369, УИК № 370 недействительными, об отмене решения УИК № 369 и УИК № 370 об итогах голосования на выборах в Совет депутатов МО «Город Гатчина» четвертого созыва, отмене решения Избирательной комиссии МО «Город Гатчина» о результатах выборов в Совет депутатов МО «Город Гатчина» четвертого созыва по Изотовскому трехмандатному избирательному округу № 5,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с административным иском к Избирательной комиссии Муниципального Округа «Город Гатчина» о признании нарушением избирательного законодательства несоблюдения принципа гласности при процедуре подсчета голосов комиссией, произведении пересчета голосов избирателей, проголосовавших в УИК № 369, УИК № 370 08 сентября 2019г. и обязании принять решение о признании итогов голосования на УИК № 369, УИК № 370 недействительными, указав в обосновании своих требований, что решением № 10/122 Избирательной комиссии муниципального образования «Город Гатчина» Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее –ИКМО МО «Город Гатчина» ГМР ЛО) от 24.07.2019г. она была зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Муниципального образования «Город Гатчина» (далее – МО «Город Гатчина») четвертого созыва по Изотовскому трехмандатному избирательному округу № 5. При проведении выборов и подсчете голосов были нарушены нормы Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а именно, освещение в местах для тайного голосования оборудовано не было на УИК № 369, УИК № 370. На УИК № 370 информационный стенд был размещен в неосвещенном коридоре на высоте около 170 см от пола по нижнему краю стенда. Подсчет голосов не производился открыто и гласно, увеличенная форма протокола не заполнялась. На УИК № 369 подсчет неиспользованных бюллетеней не производился, гашение производилось одновременно несколькими членами комиссии, число погашенных бюллетеней в увеличенную форму протокола не вносилось в установленной законом последовательности. Списки избирателей каждым членом комиссии не суммировались, не оглашались и не сообщались. На УИК № 369 после оглашения итоговых данных по списку избирателей они не были внесены в увеличенную форму протокола (далее – УФП). Члены комиссии препятствовали ознакомлению наблюдателей и членам комиссии с правом совещательного голоса со списком избирателей для удостоверения в подсчете данных по списку избирателей. Также, с целью экономии времени председатель предлагала сначала распломбировать и извлечь из ящиков использованные бюллетени, а потом осуществлять гашение неиспользованных бюллетеней. Кроме того, периодически нельзя было уследить за всеми членами комиссии, которые производили параллельно действия по подсчету голосов и постоянно препятствовали наблюдателям и членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса, которые пытались подойти на расстояние, позволяющие рассмотреть отметки в бюллетенях. На УИК № 369 при подсчете голосов не осуществлялось представление каждого бюллетеня для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Отметки в оглашенном бюллетени не видел никто, кроме оглашавшего, в связи с чем невозможно было удостовериться в соответствии воли избирателя и оглашенных сведений. Также, данные, содержащиеся в каждом бюллетене, заносили в отдельные таблицы, каждая из которых содержала фамилию только одного из кандидатов, никакой возможности визуального контроля содержания данных таблиц не было представлено ни в процессе их заполнения, ни после окончания подсчета голосов. Также, комиссия препятствовала в процессе голосования ознакомлению со списками избирателей наблюдателям и членам комиссии с правом совещательного голоса без законных оснований.
При подготовке дела к судебному разбирательству, а также в предварительном судебном заседании административному истцу судом было предложено уточнить заявленные исковые требования, в том числе, по кругу лиц, участвующих в деле, а именно, процессуальное положение сторон.
В судебное заседание административным истцом был представлен уточненный административный иск, в котором она просила отменить решения УИК № 369 и УИК № 370 об итогах голосования на выборах в Совет депутатов МО «Город Гатчина» четвертого созыва, отменить решение Избирательной комиссии МО «Город Гатчина» о результатах выборов в Совет депутатов МО «Город Гатчина» четвертого созыва по Изотовскому трехмандатному избирательному округу № 5, принять решение о проведении пересчета голосов избирателей на УИК № 369, УИК № 370, указав в обосновании своих требований, что для лиц преклонного возраста с естественным ослаблением зрения прочтение напечатанного некрупным шрифтом содержания бюллетеня затруднительно при отсутствии освещения, в связи с чем препятствует возможности таких лиц сделать осмысленный выбор, поскольку именно для такого контингента избирателей требование оснащение мест для голосования освещением предусмотрено в законе. Истец не считает, что информация, сообщенная о нем в бюллетене в комплексе со всей агитационной компанией по информированию населения о своей кандидатуре, не влияет на выбор указанного выше контингента, в том числе на основании указанной в бюллетене информации (дата и место рождения, род занятий, образование). Нарушение требований закона, повлекшие затруднение восприятия такой информации при процедуре голосования, напрямую создают угрозу нарушения прав истца в виде недополученных голосов. Неразмещение образцов заполнения бюллетеня привело к тому, что многие избиратели голосовали, не зная о том, что они могли поставить отметку за трех кандидатов, в результате чего любой из бюллетеней, содержащих единственную отметку, мог бы содержать и отметку за истца, если бы избиратель не заблуждался относительно доступных ему голосов по причине отсутствия образца заполнения бюллетеней. Отсутствие подсчета перед гашением бюллетеней позволяет манипулировать результатами описанным выше способом, дает возможность указать в увеличенной форме протокола (далее – УФП) любое количество погашенных бюллетеней, проверить которое будет невозможно, так как упаковка с погашенными бюллетенями уже вынесена из помещения для голосования и опечатана. Внесение в УФ произвольного количества погашенных бюллетеней позволяет часть неиспользованных бюллетеней намеренно не погасить и использовать для вброса. По тем же причинам возможности для сокрытия манипулирования с голосами дает несвоевременное соответствие с требованиями ст. 68 Закона № 67-ФЗ заполнения УФП. Отсутствие визуального контроля за подсчетом итогов по спискам избирателей позволяет манипулировать показателем количества выданных бюллетеней: завысив число избирателей, расписавшихся в списках за использованные бюллетени, комиссия получает возможность использовать намеренно непогашенную часть неиспользованных бюллетеней для фабрикации бюллетеней с желаемым набором отметок, что в условиях тайного голосования приведет к невозможности определения реального волеизъявления избирателей и может повлиять на позиции истца в итогах голосования. Препятствование полноценному визуальному контролю позволяет комиссии скрыть манипуляции с голосами избирателей, что может существенно сказаться на позиции истца в итогах голосования и никакими способами это проверить невозможно после оглашения, кроме повторного пересчета при условии, что содержимое упаковок с бюллетенями не подменено.
Административный истец, явившись в судебное заседание, требования настоящего иска с учетом уточнений поддержала, по изложенным в административном исковом заявлении и в уточненном административном исковом заявлении основаниям, на вопросы суда пояснив, что процессуальное положение сторон просит оставить таким, каким она его указала в административном иске и в уточненном административном иске, а именно, требования, изложенные в иске с учетом уточнений она предъявила к ИК МО «Город Гатчина» ГМР ЛО, указав УИКи в качестве заинтересованных лиц. Также, представила правовую позицию, из содержания которой следует, что она полагает, что установить действительную волю избирателей возможно только путем пересчета отметок в бюллетенях в соответствии с установленной Законом № 67-ФЗ процедурой.
Представитель административного ответчика, явившись в судебное заседание, требования настоящего иска не признала по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление о том, что председатели УИК № 369, УИК № 370 пояснили, что подсчет голосов на избирательных участках был произведен в соответствии со ст. 68 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участием в референдуме граждан в Российской Федерации». На избирательных участках присутствовали кандидаты в депутаты, наблюдатели. Гласность при проведении выборов всех этапов работы комиссии в день голосования была со стороны комиссий соблюдена. Нарушений не установлено. Выборы в местные органы власти по Гатчинскому муниципальному району признаны состоявшимися. Итоги голосования установлены, протоколы подписаны, результаты выборов опубликованы 10.09.2019г. Таким образом, волеизъявление избирателей по Гатчинскому муниципальному району, в том числе и по МО «Город Гатчина», было высказано. 08.09.2019г. в момент проведения голосования, при подсчете голосов замечаний в УИК № 369, УИК № 370, в избирательную комиссию по МО «Город Гатчина» не поступало. Исходя из того, что зарегистрированный кандидат в депутаты Грачева Т. Н. по результатам голосования избрана не была, с жалобами об итогах подсчета голосов не обращалась, каких-либо нарушений не замечала, то указанные заявителем нарушения избирательного законодательства не могут служить основанием для признания недействительными результатов выборов, так как действительная воля избирателей состоялась. Протоколы об итогах голосования не признаны недействительными и позволяют выявить действительную волю избирателей. При рассмотрении данного дела существенных нарушений законодательства, допущенных при определении результатов выборов, не позволяющих установить действительную волю избирателей, не установлено. Административный истец не приводит доказательств как указанные им нарушения могли повлиять на волю избирателей. Каких-либо нарушений законодательства РФ о выборах, которые с очевидностью повлияли на итоги голосования и не позволили с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей не приведено.
Представители заинтересованных лиц УИК № 369, УИК № 370 требования настоящего административного иска с учетом его уточнений не поддержали, просили отказать в его удовлетворении, поддержав позицию административного ответчика, указав на отсутствие нарушений со стороны УИК в процессе подсчета голосов и организации выборного процесса.
Суд, выслушав пояснения сторон, показания свидетелей со стороны административного истца ФИО13, ФИО15., исследовав записи с камер видеонаблюдения на УИК № 369, УИК № 370, в том числе во временные отметки, указанные административным истцом, фотоматериалы с УИК № 370, приходит к следующим выводам.
Согласно материалов дела Грачева Т. Н. была зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов МО «Город Гатчина» четвертого созыва по Изотовскому трехмандатному избирательному округу № 5, что подтверждается удостоверением № 9 от 13.07.2019г. (л. д. 23) и решением ИКМО «Город Гатчина» ГМР ЛО Изотовского трехмандатного избирательного округа № 5 № 10/22 от 24.07.2019г. (л. д. 50).
Решением Совета депутатов МО «Город Гатчина» ГМР ЛО № 60 от 16.12.2015г. была сформирована избирательная комиссии МО «Город Гатчина» ГМР ЛО (л. д. 45-46).
Решением Территориальной избирательной комиссии Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее – ТИК ГМР ЛО) № 146/1847 от 05.06.2019г. были сформированы участковые избирательные комиссии № 369 и № 370 (л. д. 51).
Решением Территориальной избирательной комиссии Гатчинского муниципального района Ленинградской области № 146/1848 от 05.06.2019г. были назначены в качестве председателя участковой избирательной комиссии № 369 (далее – УИК № 369) Емельянова Ирина Викторовна, в качестве председателя Участковой избирательной комиссии № 370 (далее – УИК № 370) Себекина Светлана Владимировна (л. д. 52-55).
Решением ИКМО «Город Гатчина» ГМР ЛО № 5/9 от 17.06.2019г. на период подготовки и проведения выборов депутатов Совета депутатов МО «Город Гатчина» четвертого созыва на ИКМО «Город Гатчина» были возложены полномочия окружной избирательной комиссии Изотовского трехмандатного избирательного округа № 5 (л. д. 47-48).
По итогам голосования по избирательному участку № 369 08 сентября 2019г. в 23 часа 24 минуты был составлен протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 369 по выборам депутатов Совета депутатов МО «Город Гатчина» Гатчинского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва 08 сентября 2019г.
По итогам голосования по избирательному участку № 370 09 сентября 2019г. в 00 часа 27 минут был составлен протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 370, Ленинградская область, ул. Изотова, 17 по выборам депутатов Совета депутатов МО «Город Гатчина» Гатчинского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва 08 сентября 2019г.
Особенности производства по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации определены главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации).
Так, в соответствии с ч. 15 ст. 239 КАС Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума может обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, а также иные субъекты данных правоотношений, перечисленные в указанной норме права.
Грачева Т. Н. зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов МО «Город Гатчина» четвертого созыва по Изотовскому трехмандатному избирательному округу № 5, выдвинутым в порядке самовыдвижения (л. д. 50).
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
В соответствии с пунктом 1.2. статьи 77 Закона суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Как следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 11 июня 2002 года N 10-П и в Постановлении от 15 января 2002 года N 1-П по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования. При этом суд, решая вопрос об отмене итогов голосования, результатов выборов, в силу статей 3 (части 1, 2 и 3), 32 (части 1 и 2) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации не вправе ограничиваться формальным определением достоверности результатов волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании, а должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования, результатах выборов. В противном случае не обеспечивается эффективная судебная защита избирательных прав граждан и реализация конституционного принципа свободных и равных выборов.
Согласно п. 1 ст. 67 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закона об основных гарантиях избирательных прав) участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
Итоги голосования по избирательным участкам оформлены вышеназванными протоколами участковых избирательных комиссий N № 396 и 397 об итогах голосования на данных участках.
Решением Избирательной комиссии МО «Город Гатчина» N 22/264 от 09 сентября 2019 года признаны результаты выборов депутатов Совета депутатов МО «Город Гатчина по Изотовскому трехмандатному избирательному округу N 5 действительными, установлены итоги голосования, признаны избранными депутатами Совета депутатов МО «Город Гатчина» Белокоскова Ю. А., Калинина Л. П., Поздняк М. М.
Протоколы участковых избирательных комиссий об итогах голосования имеют дату, время их подписания, а также подписи председателя, заместителя председателя УИК, секретаря и членов избирательной комиссии, печать соответствующей участковой избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 217 Санкт-Петербург - Юго-Восточный одномандатный избирательный округ по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. Строки протоколов заполнены членами УИК в последовательности, установленной п. "д" ч. 2 ст. 67 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на основании подсчета: числа избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования; числа бюллетеней, полученных участковой комиссией; числа бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 - в помещении территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии); числа бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования; числа бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования; числа погашенных бюллетеней; числа бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования; числа бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования; числа недействительных бюллетеней; числа действительных бюллетеней; числа голосов избирателей по каждой из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях; числа открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией; числа открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования; числа избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке; числа погашенных на избирательном участке открепительных удостоверений; числа открепительных удостоверений, выданных территориальной комиссией (избирательной комиссией муниципального образования, окружной избирательной комиссией) избирателям; числа утраченных открепительных удостоверений, а потому суд приходит к выводу о том, что протоколы об итогах голосования соответствуют требованиям ст. 67 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не содержит неточных и неясных сведений.
Доводы административного истца о нарушении требований к процедуре погашения неиспользованных избирательных бюллетеней и нарушений порядка подсчета неиспользованных бюллетеней, невнесения этих сведений в необходимой последовательности опровергаются исследованной судом записью с камер видеонаблюдения за период 08 сентября 2019 года и 09 сентября 2019 года, установленных на избирательных участках № 396 и № 397; объяснениями представителей УИК N N 396, 397; показаниями свидетелей ФИО14 и ФИО16.
На основании перечисленных доказательств суд установил, что подсчет неиспользованных бюллетеней произведен, в том числе членами УИК N 369.
Поскольку п. 3 ст. 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не установлена обязанность членов избирательной комиссии проводить подсчет неиспользованных бюллетеней путем перекладывания из одной стопки в другую, то использование членами УИК других способов подсчета, не является нарушением законодательства Российской Федерации и прав административного истца. Также, суд отмечает, что указанная норма статьи не возлагает обязанность по гашению бюллетеней на одного члена избирательной комиссии.
Также, судом было установлено, что внесение всех данных в УФП было произведено по окончании подсчета голосов избирателей, подсчета неиспользованных бюллетеней и их гашения, что не отрицали и представители УИК № № 369, 370, однако, по мнению суда, это не является тем существенным нарушением избирательного законодательства Российской Федерации, которое не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в п. 2 ст. 61 определяет, что голосование должно происходить в помещении для голосования, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями.
Судом при рассмотрении настоящего дела с учетом представленных видеоматериалов с камер видеонаблюдения в УИК № 369 и УИК № 370 было установлено, что в помещении, где располагались кабинки для голосования достаточно освещения, доводы в этой части административного истца носят надуманный характер и не могут быть приняты судом во внимание.
Частью 3 ст. 61 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ определено, что в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень.
Частью 12 вышеназванной статьи установлено, что при оборудовании помещения для голосования должны обеспечиваться предусмотренные законодательством Российской Федерации условия для беспрепятственного доступа к данному помещению избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, и голосования в нем. При проведении голосования осуществляется оказание помощи таким лицам в целях реализации ими активного избирательного права с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
При рассмотрении настоящего дела было установлено, что информационный стенд был размещен на 370 избирательном участке, затем он был перевешен на другую стену по просьбе наблюдателей для предоставления им возможности разместиться с удобством у стены, где первоначально размещался стенд. Указанные доказательства подтверждаются фотоматериалами, представленными представителем УИК № 370. Каких-либо доказательств, подтверждающих нарушение прав избирателей, являющихся инвалидами, административным истцом представлено не было. Данных о поступлении жалоб от избирателей, являющихся инвалидами, ни в УИК № 369, ни в УИК № 370, ни в ИК МО «Город Гатчина» не поступало.
Доводы административного истца о нарушении требований п. 8 ст. 61 Закона, выразившегося в неразмещении образцов избирательных бюллетеней, в которых должны были быть приведены варианты заполнения бюллетеня на информационных стендах, не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку в самом бланке избирательного бюллетеня в графе "Разъяснение о порядке заполнения избирательного бюллетеня" указано: Поставьте любые знаки (знак) в пустых квадратах (квадрате) справа от фамилии не более чем трех зарегистрированных кандидатов, в пользу которых сделан выбор. Избирательный бюллетень, в котором любой знак (знаки) проставлен (проставлены) более чем в трех квадратах, либо не проставлен ни в одном из них, считается недействительным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 68 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
В судебном заседании было установлено, что протокол об итогах голосования на избирательном участке N 369 в увеличенной форме был оформлен с указанием результатов выполненных действий членами участковой комиссии с правом решающего голоса по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, какие-либо доказательства нарушения своих избирательных прав в указанной части Грачевой Т.Н. представлены не были.
Пункт 12 статьи 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предписывает, что в первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования.
Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявлений избирателей, участников референдума, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования.
Материалы дела не содержат сведений о том, что указанный порядок подсчета бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, не был соблюден.
Каких-либо документальных данных, свидетельствующих о наличии нарушений избирательного законодательства при подсчете голосов избирателей, когда эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, административным истцом представлено не было.
Порядок сортировки избирательных бюллетеней, извлеченных из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам избирателей за каждого кандидата (список кандидатов) установлен п. 14 ст. 68 Закона.
В соответствии с п. 14 данной статьи члены участковой комиссии сортируют бюллетени, одновременно отделяя бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При этом члены участковой комиссии с правом решающего голоса поочередно оглашают содержащиеся в каждом из бюллетеней отметки избирателя, участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов.
Согласно пункту 15 данной статьи сортировка бюллетеней, поданных за каждого из кандидатов, при проведении выборов по многомандатным избирательным округам не производится. Отметки избирателя поочередно оглашаются с представлением бюллетеня для визуального контроля. После оглашения данные, содержащиеся в бюллетене, заносятся в специальную таблицу, содержащую фамилии всех кандидатов, внесенных в бюллетень, и суммируются.
На основании исследованных доказательств, показаний допрошенных свидетелей суд установил, что в процессе оглашения данных о результатах голосования, бюллетени раскладывались в отдельную пачку лицевой стороной вниз, при этом, на УИК № 370 каждый оглашенный бюллетень демонстрировался кандидатам в депутаты и наблюдателям.
Так, на избирательном участке N 370 напротив члена УИК, оглашавшего результаты голосования в каждом бюллетене и демонстрировавшего его, находился наблюдатель от кандидата в депутаты Грачевой Т. Н. ФИО17 На УИК № 369 присутствовала сама кандидат Грачева Т. Н. и наблюдатель от нее ФИО18, которые следили за процедурой подсчета голосов и оглашением отметок, которые были поставлены избирателями в бюллетенях. С их стороны жалоб на нарушения работы избирательной комиссии и процедуры подсчета голосов не поступало.
То обстоятельство, что члены УИК N 369, 370 в нарушение ч. 18 ст. 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" оглашая голоса избирателей, перекладывая бюллетени по одному из пачки в пачку, переворачивали их лицевой стороной вниз, в связи с чем лица, присутствующие при подсчете голосов, не могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене (УИК № 369), а также то обстоятельство, что члены избирательной комиссии одновременно производили подсчет в отношении каждый одного кандидата, путем заполнения таблицы для оперативного подсчета голосов, по мнению суда, не является тем существенным нарушением избирательного законодательства Российской Федерации, которое не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
В соответствии с подп. "д" ч. 23 ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям.
В связи с этим, то обстоятельство, что члены перечисленных УИК, перекладывая бюллетени по одной штуке из пачки в пачку лицевой стороной вниз, при отсутствии доказательств ошибочности в определении результата распределения голосов избирателей, само по себе не свидетельствует о невозможности с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Председателю УИК № 370 от наблюдателей и кандидатов было передано особое мнение, в котором указано, что нарушений законодательства при подсчете голосов не было (л. д. 49).
В ходе рассмотрения дела установлено, что решением избирательной комиссии муниципального образования «Город Гатчина» от 09 сентября 2019 года N 22/273 выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования «Город Гатчина» по Академическому трехмандатному избирательному округу № 4, по Изотовскому трехмандатному избирательному округу № 5, по Политехническому трехмандатному избирательному округу № 6, по Чкаловскому трехмандатному избирательному округу № 7, по Гагаринскому трехмандатному избирательному округу № 8, по Чеховскому трехмандатному избирательному округу № 9, по Городскому трехмандатному избирательному округу № 10, по Ленинскому трехмандатному избирательному округу № 11, по Школьному трехмандатному избирательному округу № 12, по Молодежному трехмандатному избирательному округу № 13, по Аэродромному трехмандатному избирательному округу № 14 признаны состоявшимися и действительными. Списочный состав Совета депутатов муниципального образования «Город Гатчина» утвержден и официально опубликован. Кандидат в депутаты Грачева Т. Н. по результатам голосования депутатом Совета депутатов муниципального образования «Город Гатчина» избрана не была.
В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Закона участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
Совокупность приведенных доказательств в их взаимосвязи с учетом доводов административного иска позволяет сделать вывод, что требования Грачевой Т. Н. основаны на предположении, что имели место нарушения, не позволяющие определить действительную волю избирателей.
При этом суд учитывает, что административный истец являлся зарегистрированным кандидатом и имел объективную возможность контроля выборного процесса, лично находился на избирательном участке № 369 совместно со своим наблюдателем, на УИК № 370 находился наблюдатель от кандидата.
Последующее несогласие Грачевой Т. Н. с действиями избирательной комиссии связано исключительно с неудовлетворенностью итогами голосования на данных избирательных участках и результатами выборов на соответствующем избирательном округе.
Суд, исходя из принципа недопустимости отмены итогов голосования только по формальным основаниям, приходит к выводу, что нарушения избирательного законодательства, на которые ссылался административный истец своего подтверждения не нашли, не привели к искажению воли избирателей, а равно не создали условий невозможности установления действительной воли избирателей.
При этом в смысле принципов, на основе которых осуществляется избирательный процесс, отмена результатов выборов судом является крайней мерой, применение которой в каждом конкретном случае должно быть, безусловно, обоснованным и следовать из обстоятельств дела.
В процессе разрешения возникшего спора судом не установлены обстоятельства, перечисленные в п. п. "б", "в", "д" п. 1.2 ст. 77 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", влекущие отмену решения комиссии об итогах голосования.
Протоколы участковых избирательных комиссий N 369 и № 370 об итогах голосования 08 сентября 2019 года по выборам в депутаты Совета депутатов МО «Город Гатчина» недействительным не признаны.
В рассмотренном случае, поскольку действительная воля избирателей установлена верно, оснований ставить ее под сомнение судом не выявлено, суд полагает возможным в удовлетворении заявленных исковых требованиях отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Грачевой Татьяны Николаевны к Избирательной комиссии Муниципального Округа «Город Гатчина» о признании нарушением избирательного законодательства несоблюдения принципа гласности при процедуре подсчета голосов комиссией, о произведении пересчета голосов избирателей, проголосовавших в УИК № 369, УИК № 370 08 сентября 2019г. и обязании ответчика принять решение о признании итогов голосования на УИК № 369, УИК № 370 недействительными, об отмене решения УИК № 369 и УИК № 370 об итогах голосования на выборах в Совет депутатов МО «Город Гатчина» четвертого созыва, отмене решения Избирательной комиссии МО «Город Гатчина» о результатах выборов в Совет депутатов МО «Город Гатчина» четвертого созыва по Изотовскому трехмандатному избирательному округу № 5, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы (представления) через канцелярию Гатчинского городского суда.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено 22 октября 2019г.
Подлинный документ находится в материалах дела № 2а-4892/2019 УИД № Гатчинского городского суда Ленинградской области |