Дело №2-9444/2016 07 ноября 2016 года
Изготовлено
в окончательной форме
11.11.2016 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе
председательствующего судьи Т.А. Проявкиной
при секретаре Д.А. Леконцевой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Московского района Санкт-Петербурга в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Московского района Санкт-Петербурга обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Прокуратурой Московского района Санкт-Петербурга проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия распространению в телекоммуникационной сети «Интернет» информации в целях защиты прав нравственности, здоровья, прав, законных интересов других лиц. В ходе проверки проведен осмотр Интернет-сайта <данные изъяты> о результатам которого составлен акт от 20.06.2016. Осмотром установлено, что на указанной Интернет-странице дистанционным способом (посредство интернет-магазина) осуществляется продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции. Размещенная на интернет-сайте информация создает угрозу нравственности, правам и законным интересам граждан. Посещение данных сайтов свободно для всех без исключения граждан, сайты не содержат ограничений к их доступу по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста. В соответствии п. 5 «Правил продажи товаров дистанционным способом», утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а так же товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Представитель заявителя Москальцова Н.С. в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений по существу заявленных требований суду не представил, об отложении разбирательства по делу не просил, уважительных причин неявки суду не сообщил, учитывая изложенное, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе прокурорской проверки проведен осмотр Интернет-сайта <данные изъяты> По результатам осмотра интернет сайта <данные изъяты> и вложений к нему составлен акт от 20.06.2016. Осмотром установлено, что на указанной Интернет-странице дистанционным способом (посредство интернет-магазина) осуществляется продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции. Размещенная на интернет-сайте информация создает угрозу нравственности, правам и законным интересам граждан. Посещение данных сайтов свободно для всех без исключения граждан, сайты не содержат ограничений к их доступу по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста. Вместе с тем, в нарушение норм законодательства на указанном интернет-сайте осуществляется продажа алкогольной (спиртосодержащей) продукции без лицензий. В ходе проведенной проверки установить юридическое (физическое) лицо, которому принадлежит Интернет-сайт не представилось возможным.
Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той сфере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
В силу п. 5 «Правил продажи товаров дистанционным способом», утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 10.2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171 -ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота (товарно-транспортная накладная и др.).
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее Закон № 171-ФЗ) осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции подлежит лицензированию.
Согласно ч. 1 ст. 16 Закона №171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции осуществляются только организациями при наличии соответствующих лицензий.
В силу ч. 1 ст. 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в том числе, розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований ст. 16 Закона № 171-ФЗ, а также производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.
Положения ч. 1 ст. 9, ч.ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149), гарантируя свободу распространения информации, предусматривают возможность установления ограничения доступа к информации федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, в том числе запрещая распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Как следует из ст. 15.1 Федерального закона № 149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, предусмотрено создание реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов (далее - Реестр), ведение которого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 возложено на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации. Основанием для включения в реестр указанных сведений (доменные имена, указатели страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевые адреса) является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» в Российской Федерации, запрещенной. Таким образом, законодательством предусмотрена возможность ограничения информации через сеть «Интернет» в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, в том числе путем признания ее судом запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Вынесение соответствующего судебного акта в соответствии с вышеуказанным положением закона влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации Обязанности по включению адресов соответствующих сайтов в Реестр.
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь вышеуказанными нормами закона, исходит из того, что, распространённая на указанных Интернет-сайтах информация влечет нарушение прав и законных интересов граждан, получающих доступ к ней. Доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, и муниципальных образований.
Таким образом, требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению. Информация, распространяемая на Интернет-сайтах по сетевому адресу: http://duty-free-v-spb.ru/ может быть признана информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации для последующего включения указанных сетевых адресов в Единый Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░-░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░