РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г.Самара 21 октября 2016г.
Судья Промышленного районного суда г.Самары Афанасьева С.Н.,
с участием представителей ГБУЗ СО «Самарская психиатрическая больница» ФИО2, ФИО3,
рассмотрев жалобу ГБУЗ СО «Самарская психиатрическая больница» на постановление заместителя главного государственного инспектора г.о.Самара по пожарному надзору – заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г.о.Самара по пожарному надзору – заместитель начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ СО «Самарская психиатрическая больница» подвергнуты административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, ГБУЗ СО «Самарская психиатрическая больница» обратились в Промышленный суд г.Самары с жалобой, в которой просит постановление инспектора в отношении нее отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.
В судебном заседании представители ГБУЗ СО «Самарская психиатрическая больница» жалобу поддержали, по основаниям, изложенным в ней. Считают, что в действиях ГБУЗ СО «Самарской психиатрической больницы» нет состава административного правонарушения, поддержали доводы, изложенные в письменном отзыве.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя правонарушителя, суд полагает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, при проведении 04.08.2016г. инспектором ОНД и профилактической работы г.о.Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области ФИО5 внеочередной проверки соблюдения требований пожарной безопасности в помещениях ГБУЗ СО «Самарская психиатрическая больница» были выявлены нарушения: провода и кабели СОУЭ проложены в пластиковых коробах; системы пожарной сигнализации не обеспечивают дублирование сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольные устройства на пульт подразделения охраны без участия работников объекта; 10, 18, 3, 4, 19, 14, 14A, 8, 9, 11, 13 отделения и поликлиника не оборудованы систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях 3 типа
По результатам проверки в отношении ГБУЗ СО «Самарская психиатрическая больница» составлен протокол об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, где указаны следующие нарушения: провода и кабели СОУЭ проложены в пластиковых коробах; системы пожарной сигнализации не обеспечивают дублирование сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольные устройства на пульт подразделения охраны без участия работников объекта; 10, 18, 3, 4, 19, 14, 14А, 8, 9, 11, 13 отделения и поликлиника не оборудованы систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях 3 типа.
ДД.ММ.ГГГГ, заместителем главного государственного инспектора г.о.Самара по пожарному надзору – заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области ФИО4 вынесено постановление № о назначении в отношении ГБУЗ СО «Самарская психиатрическая больница» административного наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей за нарушение требований пожарной безопасности.
В соответствии с действующим законодательством, отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
Согласно ч.2 ст.37 Федерального закона "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года (в редакции Федерального закона от 12.03.2014 года N 27-ФЗ, действующего на момент совершения административных правонарушений) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии с ч.1 ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.
Частью 3 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ предусмотрено, что лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Частью 2 статьи 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон "О некоммерческих организациях") установлено, что типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные. Пунктом 3 части 2 статьи 15 Закона "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что учредителем бюджетного или казенного учреждения является муниципальное образование - в отношении муниципального бюджетного или казенного учреждения.
В соответствии с п.1.3. устава ГБУЗ «Самарская психиатрическая больница», ГБУЗ «Самарская психиатрическая больница» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения услуг в целях обеспечения реализации полномочий Министерства здравоохранения Самарской области, предусмотренных законодательством РФ. По организационно правовой форме является государственным бюджетным учреждением (п. 1.2. устава).
Согласно статье 9.2 Закона "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).
Согласно представленным материалам, ГБУЗ «Самарская психиатрическая больница» ДД.ММ.ГГГГ направляет заявки в Министерство здравоохранения Самарской области с просьбами о включении в проекты областной целевой программы «Обеспечение пожарной безопасности Самарской области» на текущие года.
Учреждению выделяются средства на выполнение противопожарных мероприятий, однако выделенных средств недостаточно для устранения всех нарушений единовременно. Для исполнения вышеуказанного предписания, учреждению необходимы значительные денежные средства, что подтверждается заявкам, которые необходимы для проектирования, экспертизы проектно-сметной документации и работ по реконструкции, которые в организации так же отсутствуют.
Из дела видно, что решением Промышленного районного суда Самары от ДД.ММ.ГГГГ было отменено предписание № об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное ГУ МСЧ РФ по Самарской области в отношении ГБУЗ «Самарская психиатрическая больница». Решение вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данного решения, отменено предписание. Определяющее необходимость проведения работ и мероприятий, идентичных тем, что указаны в обжалуемом постановлении.
Установлено, что СПБ обращалось к министру здравоохранения Самарской области о необходимости выделения данному лечебному учреждению денежных средств на проведение мероприятий по проектированию, устройству систем пожарной сигнализации, оповещения, управления эвакуацией людей при пожаре, в том числе системы раннего обнаружения пожаров в зданиях с круглосуточным и некруглосуточным пребыванием людей, а так же мероприятий, необходимых для выполнения требовании пожарной безопасности. При этом было подтверждено софинансирование в размере 25-30%.
Приказом министра № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено предоставлении субсидии СПБ в размере 9 585 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ между СПБ (заказчик) и ООО «Технический центр СТРЕЛЕЦ» (исполнитель) заключен контракт, согласно которому подрядчик обязуется выполнить работы по проектированию АПС и системы управления эвакуации людей при пожаре типа «Стрелец-Интеграл» в соответствии с условиями Контракта и сметы. Работы оплачены из средств СПБ.
Как следует из протокола подведения итогов электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ определен победитель – ООО «АМТ групп», предложивший цену контракта 7 163 212,89 рублей за выполнение работ по монтажу систем пожарной сигнализации и оповещения и управления эвакуации людей при пожаре для нужд бюджетного учреждения здравоохранения «самарская психиатрическая больница» -- при начальной максимальной цене контракта 8 484 158,88 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ СПБ с одной стороны (заказчик) и ООО «АМТ групп» с другой (подрядчик) заключен контракт № на выполнение работ по монтажу систем пожарной сигнализации и оповещения и управления эвакуации людей при пожаре для нужд СПБ. Срок исполнения контракта – ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, юридическое лицо, привлеченное к ответственности, на момент составления протокола по делу об административном правонарушении, вынесения обжалуемого постановления, не имело возможности выполнить требования должностного лица контролирующего государственного органа, указанные в данных процессуальных документах.
Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах постановление заместителя главного государственного инспектора г.о.Самара по пожарному надзору – заместитель начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава правонарушения.
Руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.3 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление должностного лица Главного управления МЧС России по Самарской области, которым ГБУЗ «Самарская психиатрическая больница» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей – отменить, производство по делу об административном правонарушении – прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Жалобу ГБУЗ «Самарская психиатрическая больница» – удовлетворить.
. Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г.Самары в течении 10 дней.
Судья <данные изъяты> А.С.Афанасьева
<данные изъяты>
<данные изъяты>