Дело № 2а-4673/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 22 ноября 2016 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Корпачевой Л.В. при секретаре Пархоменко М.В. с участием представителя истца Кутько А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Кузнецовой М. П. к начальнику Службы государственного строительного надзора Республики Крым, Службе государственного строительного надзора Республики Крым о признании незаконным приказа об отмене регистрации декларации,
у с т а н о в и л :
Кузнецова М.П. обратилась в суд с иском к начальнику Службы государственного строительного надзора Республики Крым о признании незаконным приказа от 4 марта 2016 года № 12 «ОД» «Об отмене регистрации декларации» № от 23 июля 2014 года о готовности объекта к эксплуатации «Реконструкция квартиры № по адресу: <адрес>».
Исковые требования мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежит квартира по адресу: <адрес>. На основании декларации о начале выполнения строительных работ, зарегистрированной в Инспекции Государственно-архитектурной инспекции в Автономной Республике Крым 8 января 2014 года №, истец приступила к реконструкции данной квартиры. На основании декларации от 23 июля 2014 года № о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной Архитектурно-строительной инспекцией, истец зарегистрировала право собственности на реконструированную квартиру, о чем ей выдано соответствующее свидетельство. Начальник службы государственного строительного надзора Республики Крым приказом от 4 марта 2016 года №12 «ОД» отменил декларацию от 23 июля 2014 года № о готовности объекта к эксплуатации с исключением записи о регистрации декларации из Единого реестра и направлении информации о принятом решении в Муниципальное унитарное предприятие «бюро технической инвентаризации г. Ялты и Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. Указанный приказ был вынесен на основании служебной записки консультанта Южного отдела строительного надзора государственного строительного надзора Республики Крым ФИО 2 от 8 февраля 2016 года №8 о выявлении им недостоверных сведений. Вместе с тем начальник службы государственного строительного надзора Республики Крым был введен в заблуждение, вследствие чего была незаконно отменена регистрация декларации о готовности реконструированной истцом квартиры к эксплуатации, чем существенно нарушены права и законные интересы истца.
В ходе судебного разбирательства судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Служба государственного строительного надзора Республики Крым.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям, просила их удовлетворить, отменить оспариваемый приказ.
Истец, ответчик Тимошенко С.Д., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили.
Ответчик Служба государственного строительного надзора Республики Крым, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направила, о причинах его неявки не сообщила.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из иска следует, что о вынесении оспариваемого приказа истцу стало известно в 3 июня 2016 года.
Исковое заявление подано в суд 29 августа 2016 года, то есть в пределах установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ срока.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих об осведомленности истца о принятом Службой государственного строительного надзора Республики Крым приказе истцу до указанной ею даты, ответчиками не представлено, в связи с чем суд считает, что срок на обращение в суд не пропущен.
На основании Постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым от 17 марта 2014 года «О независимости Крыма» Крым провозглашен независимым суверенным государством – Республикой Крым, в которой г. Севастополь имеет особый статус.
Согласно ч. 1 ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.
Ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Ч. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ установлено, что до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Решением Президиума Государственного Совета Республики Крым от 21 марта 2014 года N 1772-6/14 было утверждено Временное положение об Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым, которым определено, что Архитектурно-строительная инспекция Республики Крым (далее - Инспекция) является органом со специальным статусом в системе органов исполнительной власти Республики Крым, подотчетным, подконтрольным и ответственным перед Государственным Советом Республики Крым и Советом министров Республики Крым.
Основными задачами Инспекции являются:
осуществление архитектурно-строительного контроля за соблюдением требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, государственных строительных норм, стандартов и правил во время выполнения подготовительных и строительных работ, принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов;
выполнение разрешительных и регистрационных функций в строительстве, лицензирование хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры (п. 3 Временного положения).
В соответствии с п. 4 Временного положения к полномочиям Инспекции в соответствии с возложенными на нее задачами, в том числе было отнесено решение вопросов по принятию в эксплуатацию законченных строительством объектов; аннулирование (отмена) ранее выданных (зарегистрированных) документов в сфере деятельности Инспекции, определенной настоящим Положением.
Постановлением Государственного Совета Республики Крымот 11 апреля 2014 года N 2039-6/14 был утвержден Порядок принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов (далее - Порядок) (в редакции до внесения в него изменений Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 24 декабря 2014 года N 386-1/14).
П. 2 Порядка было установлено, что принятие в эксплуатацию объектов, относящихся к I - III категории сложности, и объектов, строительство которых осуществлено на основании строительного паспорта, проводится путем регистрации Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым поданной заказчиком декларации о готовности объекта к эксплуатации (далее - декларация).
Декларация принимается в разрешительном центре.
Регистрацию декларации осуществляет Инспекция на безвозмездной основе (п. 17 Порядка).
Заказчик (его уполномоченное лицо) подает лично или направляет заказным письмом с описью вложения в Инспекцию два экземпляра декларации по форме согласно Приложению 1 (п. 18 Порядка).
Из материалов дела следует, что на основании договора дарения от 13 декабря 2012 года Кузнецовой М.П. на праве собственности принадлежит квартира по адресу: <адрес>
8 января 2014 года Инспекцией Государственного архитектурно-строительного контроля в Автономной Республике Крым была зарегистрирована поданная Кузнецовой М.П. декларация № о начале выполнения строительных работ указанной квартиры.
16 июля 2014 года в Архитектурно-строительную инспекцию Республики Крым поступила поданная Кузнецовой М.П. декларация о готовности объекта к эксплуатации, а именно: «Реконструкция квартиры № по адресу: <адрес>, II категории сложности.
Согласно п. 19 Порядка заказчик в соответствии с законом отвечает за полноту и достоверность данных, указанных в поданной им декларации.
Инспекция проверяет в течение десяти рабочих дней с даты подачи (поступления) декларации полноту данных, указанных в ней, и регистрирует декларацию (п. 20 Порядка).
Судом установлено, что Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым 23 июля 2014 года была зарегистрирована за № поданная Кузнецовой М.П. декларация о готовности объекта к эксплуатации.
В декларации заказчиком указано, что ответственным лицом является инженер по техническому надзору ФИО 1, реконструкция квартиры осуществлена на основании декларации о начале выполнения строительных работ, зарегистрированной Инспекцией Государственного архитектурно-строительного контроля в Автономной Республике Крым от 8 января 2014 года № на объекте выполнены все предусмотренные проектной документацией согласно с государственными строительными нормами, стандартами и правилами работы. Объект готов к сдаче в эксплуатацию.
В соответствии с п. 11 Порядка зарегистрированная декларация является основанием для заключения договоров о поставках на принятый в эксплуатацию объект необходимых для его функционирования ресурсов - воды, газа, тепла, электроэнергии, включения данных о таком объекте в статистическую отчетность и оформления права собственности на него.
На основании договора дарения от 13 декабря 2012 года и данной декларации о готовности объекта к эксплуатации 17 июня 2015 года Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществлена государственная регистрация истца на квартиру по адресу: <адрес> общей площадью 236 кв. м., о чем истцу выдано свидетельство.
Указом Главы Республики Крым от 16 июня 2014 года № 51-У было принято решение об утверждении структуры исполнительных органов власти Республики Крым, которым в том числе образована Служба государственного строительного надзора Республики Крым. П. 4 Указа установлено, что в связи с утверждением структуры исполнительных органов государственной власти Республики Крым ликвидируются органы исполнительной власти Республики Крым согласно приложению, в том числе Архитектурно-строительная инспекция Республики Крым.
Приказом от 4 марта 2016 года №12 «ОД» начальником Службы государственного строительного надзора Республики Крым Тимощенко СД. отменена регистрация декларации истца, зарегистрированная 23 июля 2014 года с исключением записи о регистрации декларации из Единого реестра и направлении информации о принятом решении в Муниципальное унитарное предприятие «Бюро технической инвентаризации» г. Ялты и Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Основанием для вынесения приказа от 4 марта 2016 года послужило обращение Главы администрации г. Ялта Республики Крым от 24 февраля 2016 года и служебная записка консультанта Южного отдела строительного надзора государственного строительного надзора Республики Крым Шарко С.В. от 8 февраля 2016 года №8 о выявлении недостоверных сведений в части информации о готовности объекта к эксплуатации и информации об инженере по техническому надзору, внесенных в декларацию о готовности объекта к эксплуатации.
Постановлением начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым Тимощенко С.Д. от 26 мая 2016 года Кузнецова М.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 3.14 Закона Республики Крым «Об административных правонарушениях в Республике Крым» от 25 июня 2015 года №, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Совершение указанного административного правонарушения выразилось во внесении недостоверных сведений в декларацию о готовности объекта к эксплуатации, объект строительства – «Реконструкция квартиры № по адресу: <адрес>
Вместе с тем вступившим в законную силу решением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 июля 2016 года указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием в действиях Кузнецовой М.П. состава административного правонарушения.
Данным решением установлено, что при выявлении недостоверности указанных в декларации сведений осмотр объекта строительства осуществлялся не по адресу местонахождения принадлежащей Кузнецовой М.П. квартиры – <адрес> а по иным адресам, в связи с чем, факт внесения Кузнецовой М.П. недостоверных данных относительно объекта строительства, расположенного в <адрес> опровергнут. Кроме того, установлена достоверность указанных в декларации сведений об инженере по техническому надзору, что ответа инженера по техническому надзору.
В силу ч. 3 ст. 64 КАС РФ вступившее в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено постановления суда, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с п. 24 Порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, в случае выявления недостоверных данных, указанных заказчиком в зарегистрированной декларации, Служба вправе отменить регистрацию такой декларации. Служба отменяет регистрацию декларации, в которой выявлены указанные заказчиком недостоверные данные, путем издания соответствующего приказа и исключает запись о регистрации из Единого реестра в течение пяти рабочих дней со дня выявления факта предоставления недостоверных данных, указанных в декларации.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Вместе с тем судом установлено, что декларация о готовности объекта к эксплуатации содержала достоверные сведения об инженере по техническому надзору, оспариваемый приказ вынесен по результатам проверки с осмотром объекта реконструкции не по адресу места нахождения квартиры истца.
Таким образом, оспариваемый истцом приказ вынесен с нарушением Порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденного постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года N 2039-6/14 и нарушает права истца отменой разрешительного документа в административном порядке.
С учетом изложенного, исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
иск Кузнецовой М. П. о признании незаконным приказа об отмене регистрации декларации удовлетворить.
Признать незаконным приказ начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 4 марта 2016 года №12 "ОД" об отмене регистрации декларации от 23 июля 2014 года № заказчика Кузнецовой М. П. о готовности объекта к эксплуатации «Реконструкция квартиры № по адресу<адрес>».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Л.В. Корпачева