Дело № 5-27/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
28 января 2021 года село Карпогоры
Мировой судья судебного участка №1 Пинежского судебного района Архангельской области, расположенного в с.Карпогоры, ул.Быстрова, д.19 Пинежского района Архангельской области, Ханзина Л.Е., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.12 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - администрации муниципального образования «Веркольское» Пинежского муниципального района Архангельской области (ИНН 2919005947, ОГРН 1052903023051, КПП 291901001), расположенного в <ОБЕЗЛИЧЕНО>,
у с т а н о в и л:
главным государственным инспектором <ОБЕЗЛИЧЕНО> Архангельской области по пожарному надзору в рамках проведения проверок составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица - администрации муниципального образования «Веркольское» Пинежского муниципального района Архангельской области (далее - администрация МО «Веркольское»), не исполнившей в установленный срок предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, т.е. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Законный представитель юридического лица - <ОБЕЗЛИЧЕНО> администрации МО «Веркольское» Ставрова Г.Н. в ходе рассмотрения дела показала, что из восемнадцати пунктов выявленных нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписании, в срок до 30.11.2020 устранены семнадцать пунктов. Не устранено нарушение, указанное в п.9 предписания, оно касается устройства на территории д.Веркола определенного количества пожарных водоемов. Ставрова Г.Н. показала, что по требования закона на территории д.Веркола устроено 12 пожарных водоемов, необходимо еще 5. Чтобы открыть остальные пожарные водоемы требуются финансовые вложения, предоставила документы в подтверждение проведенной работы по изысканию денежных средств на исполнение указанного пункта предписания.
Заслушав законного представителя юридического лица, изучив материалы дела об административном правонарушении, мировой судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.12 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Установлено, что администрация МО «Веркольское» не выполнило в срок до 30.11.2020 предписание №10/1/1 об устранении нарушений пожарной безопасности в д.Веркола, ул.Советская, д.7, д.Смутово, пос.Новый Путь, входящие в состав МО «Веркольское», вынесенное должностным лицом отделения надзорной деятельности <ОБЕЗЛИЧЕНО> Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области.
Предписание получено законным представителем юридического лица 30.03.2020.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении, предписанием по устранению требований пожарной безопасности №10/1/1 от 30.03.2020 со сроком исполнения до 30.11.2020, распоряжением от 15.12.2020 о проведении внеплановой выездной проверки, актом проверки №82 от 20.11.2021 исполнения требований предписания.
По результатам проведения внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица от 20.01.2021 должностным лицом отдела надзорной деятельности и профилактической работы <ОБЕЗЛИЧЕНО> УНДиПР Главного управления МЧС России по Архангельской области установлено неисполнение в срок до 30.11.2020 одного из восемнадцати пунктов предписания от 30.03.2020.
- п.9 Предписания - на территории населенного пункта д.Веркола не созданы в целях пожаротушения условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения. В д.Веркола не обеспечено наличие нормативного запаса воды для целей пожаротушения и необходимое количество источников наружного противопожарного водоснабжения на территории населенного пункта с числом жителей более 50, из расчета не менее двух источников наружного противопожарного водоснабжения с запасом воды не менее 50 % на пожаротушение одного пожара при требуемом расходе в течение 3 часов, и расположение их в радиусе не более чем в 200 метров от обслуживаемых ими зданий, т.е. нарушены п.75 Правил противопожарного режима РФ, ст.19 ФЗ от 21.12.1994 г.№69-ФЗ «О пожарной безопасности», ч.4 ст.4, ст. ст. 6, 62, 63, 68 ФЗ от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 10.2, 10.3, 10.4 10.8, 10.10 СП8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»;
В соответствии со ст. 37 Федерального закона №69-ФЗ от 24.12.1994 года «О пожарной безопасности» (далее - Закон) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Часть 1 ст.38 Закона предусматривает то, что ответственность за нарушения требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
Согласно п.75 Правил противопожарного режима РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (ред. от 16.09.2020) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
В силу ч.4 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - ФЗ №123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 62 Федерального закона № 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (п. 3).
В соответствии со ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (ч. ч. 2, 3 ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ).
Из смысла приведенных правовых норм следует, что при установке (присоединении) пожарных гидрантов на водопроводных сетях, наряду с обеспечением потребителей коммунальной инфраструктуры качественным водоснабжением, назначением последних охватывается, в том числе необходимость бесперебойной подачи водных ресурсов для обеспечения противопожарной безопасности муниципального образования.
Статьей 63 указанного Федерального закона установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности.
Таким образом, мероприятия по обеспечению территории МО «Веркольское» запасом воды для целей пожаротушения и достаточным количеством противопожарного водоснабжения путем подключения к наружным водопроводным сетям либо путем устройства противопожарных водоемов или резервуаров возлагаются на орган местного самоуправления - администрацию МО «Веркольское».
При таких обстоятельствах, предписание, вынесенное в адрес юридического лица, является законным и обоснованным.
Между тем в нарушение указанных правовых норм юридическим лицом не устранены в полном объеме нарушения требований пожарной безопасности, один из восемнадцати пунктов предписания.
В то же время <ОБЕЗЛИЧЕНО> администрации МО «Веркольское» Ставровой Г.Н. представлены в ходе рассмотрении дела доказательства в подтверждение предпринятых юридическим лицом мер по устранению нарушения.
Из представленного реестра пожарных водоемов, расположенных на территории МО «Веркольское» в д.Веркола имеется 12 пожарных водоемов,два из которых открыты в 2020 году, требуется обустроить ещё пять пожарных водоемов.
Так, 26.11.2020 в Совет Депутатов МО «Веркольское» для включения в бюджет расходов на строительство пяти водоемов на территории д.Веркола направлен расчет стоимости данных водоемов, на сумму 693 500 руб.
Из протокола собрания Совета депутатов Мо «Веркольское» от 21.12.2020 №42 следует то, что в удовлетворении ходатайства главы органа местного самоуправления в выделении указанных денежных средств отказано, в связи с отсутствием таких денежных средств в доходной части бюджета муниципального образования. Депутаты предложили направить ходатайство в администрацию МО «Пинежский муниципальный район» либо изыскать денежные средства за счет продажи муниципального имущества, включенного в прогнозный план приватизации, затем направить денежные средства на строительство пожарных водоемов.
Аналогичное письмо направлено 11.01.2021 в администрацию МО «Пинежский муниципальный район». При условии приобретения металлических емкостей на территории <ОБЕЗЛИЧЕНО> необходима сумма 693 500 руб., такую сумму бюджет МО «Веркольское» самостоятельно не сможет обеспечить, что подтверждается протоколом собрания депутатов МО «Веркольское», а также следует из ведомственной структуры расходов местного бюджета на 2021 год, где 6 011, 1 мн. руб. общая суммам доходов, из них, на культуры - 3 376, 6 млн. р., 381,9 тыс. руб. - уличное освещение, 157, 8 тыс. руб. - национальная оборона, 87, 5 тыс. руб. - административная комиссия, остается 1 919, 8 млн. руб., из них 90 тыс. руб. заложено на пожарную безопасность, остальное это заработная плата, коммунальные, почтовые расходы по содержанию администрации МО «Веркольское».
<ОБЕЗЛИЧЕНО> Ставрова Г.Н. также пояснила, что есть возможность получить необходимые денежные средства или хотя бы их часть на конкурсной основе путем получения субсидии через Администрацию МО «Пинежский район», однако, пока такой конкурс не объявлен, сведений о времени его организации не имеется.
Таким образом, прихожу к выводу о том, что юридическим лицом предпринимаются меры по устранению недостатков, большая часть нарушений устранено, кроме того пожарные водоемы обустраиваются, в том числе, в 2020 году открыто два из них.
На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, и ограничиться устным замечанием.
В п.21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
Применение ст.2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния и при отсутствии наступления тяжких последствий от совершенного правонарушения.
Как следует из материалов дела, администрацией МО «Веркольское» предпринимаются меры по устранению нарушения, указанного в предписании, почти все пункты предписания за исключением одного устранены, юридическое лицо не бездействует, в связи с чем прихожу к выводу о применении к администрации муниципального образования «Веркольское» Пинежский муниципальный район Архангельской области ст.2.9 КоАП РФ и освобождению от административной ответственности, ограничившись объявлением устного замечания.
На основании ст.2.9, ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
п о с т а н о в и л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.12 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования «Веркольское» Пинежский муниципальный район Архангельской области прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ, за малозначительностью административного правонарушения, освободить юридическое лицо от административной ответственности с объявлением юридическому лицу устного замечания.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления в Пинежском районном суде Архангельской области через судебный участок №1 Пинежского судебного района Архангельской области или непосредственно в Пинежский районный суд Архангельской области.
Мировой судья Л.Е. Ханзина