Дело № 5-281/2012г.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
27 июня 2012 года г. Шарья Мировой судья судебного участка № 46 Поназыревского района Костромской области Удалов Р.В., исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № 25 г. Шарьи и Шарьинского районаКостромской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении,
в отношении *** МОУ Гимназия № ** городского округа *** Прокофьевой Н.Ю., <ДАТА2> рождения, место рождения: <АДРЕС>, проживающей по адресу: <АДРЕС>,
УСТАНОВИЛ:
Согласно материалов дела, в отношении должностного лица *** МОУ Гимназия № ** Прокофьевой Н.Ю. территориальным отделением надзорной деятельности Шарьинского района составлен протокол об административном правонарушении № 1 по ч. 1 ст. 20.6. КоАП РФ, согласно которого нарушены требования по защите населений и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а именно: не созданы резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
Дело рассматривается в отсутствие Прокофьевой Н.Ю. При этом суд исходит из следующего, согласно ч. 2 ст. 25.1. КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Прокофьева Н.Ю. о месте и времени рассмотрения дела извещена, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представленные материалы административного дела позволяют всесторонне, объективно и полно изучить указанное дело, оценить ситуацию с учетом всех обстоятельств, поэтому суд считает возможным рассмотреть дело без ее участия.
Исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 20.6. КоАП РФ, административной ответственности подлежат должностные и юридические лица за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Федеральным законом от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлены полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 № 1340 утвержден «Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера», согласно которого для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются: федеральный резерв материальных ресурсов в составе государственного материального резерва решением Правительства Российской Федерации; резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти решением федеральных органов исполнительной власти; резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления; объектовые резервы материальных ресурсов решением администраций предприятий, учреждений и организаций. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.
Как установлено из материалов дела, МОУ Гимназия № ** является муниципальным учреждением, созданным Администрацией городского округа **. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций для данного учреждения создавшим его органом не определены. Резерв материальных ресурсов для муниципального образования городской округ *** устанавливается постановлением Администрации муниципального образования.
Прогнозируемым в учреждении видом ЧС является пожар. Для ликвидации данной ЧС учреждение укомплектовано средствами пожаротушения. Создание иных резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций для данного учреждения не предусмотрено.
«Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденный Приказом МЧС от 09.08.2010 года № 382 определяет последовательность и сроки действий (административные процедуры) по осуществлению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пункт 4 указанного регламента определяет, какие объекты являются объектами надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Объектами надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются: федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, имеющие потенциально опасные объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, объекты экономики, обеспечивающие жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения), а также объекты, к которым установлены требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что МОУ Гимназия № ** не является организацией, имеющей потенциально опасные объекты на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, объекты экономики, обеспечивающие жизнедеятельность населения, а также не является объектом, к которым установлены требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Соответственно МОУ Гимназия № ** согласно административного регламента не является объектом надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечания к ст. 2.4. КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
На основании ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1).
В соответствии со ст. 24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1. КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются протокол об административном правонарушении, иные протокола, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а так же показания специальных технических средств, вещественные доказательства. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Исходя из смысла закона, наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.
В судебном заседании установлено, что МОУ Гимназия № ** не относится к объектам надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Должностное лицо - *** МОУ Гимназия № ** за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, не может быть привлечено к административной ответственности, так как обеспечение соблюдения этих правил не входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.
Таким образом, в действиях (бездействии) должностного лица *** МОУ Гимназия № ** Прокофьевой Н.Ю. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 20.6. КоАП РФ.
В соответствии ч. 1 п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 24.5., 29.9., 29.10. КоАП РФ суд
П О С Т А Н О В И Л:
Производствопо делу об административном правонарушении в отношении *** МОУ Гимназия № ** городского округа г. <АДРЕС> Прокофьевой Н.Ю. по ч. 1 ст. 20.6. КоАП РФ прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Копию постановления направить в территориальное отделение надзорной деятельности Шарьинского района Костромской области МЧС России.
Постановление может быть обжаловано в Шарьинский районный суд Костромской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Мировой судья: Р.В. Удалов
Постановление вступило в законную силу 10 июля 2012 года.