ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
об административном правонарушении
г. <АДРЕС> <ДАТА1>
резолютивная часть постановления
объявлена <ДАТА2>
Мировой судья судебного участка <НОМЕР> Ломоносовского судебного района г. <АДРЕС> <ФИО1>, расположенного по адресу г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, д. 3, рассмотрев материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.4.1 КоАП РФ, в отношении федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <АДРЕС> области», расположенного по адресу: г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, д. 20, ИНН <НОМЕР>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Старшим государственным инспектором отдела пограничного и внутреннего ветеринарного контроля и надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике <АДРЕС> области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление Россельхознадзора) составлен протокол об административном правонарушении о том, что федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <АДРЕС> области» (далее - ФКУ СИЗО-4), осуществляющее свою деятельность в г. <АДРЕС>, по ул. <АДРЕС>, д. 20, <ДАТА3> в 11 часов 00 мин. воспрепятствовало законной деятельности должностного лица отдела пограничного и внутреннего ветеринарного контроля и надзора Управления Россельхознадзора по проведению плановой выездной проверки, целью проведения которой являлось соблюдение ФКУ СИЗО-4 ветеринарного законодательства Российской Федерации и требований при обращении лекарственных средств для ветеринарного применения, отказав должностному лицу в доступе на территорию ФКУ СИЗО-4 и не представив необходимые документы, мотивируя отказ созданием в ФКУ СИЗО-4 своей ветеринарной службы.
Защитники ФКУ СИЗО-4 <ФИО2> (действующий на основании доверенности) и <ФИО3> (действующая на основании доверенности) в судебном заседании с протоколом об административном правонарушении не согласились, полагали, что производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указали, что в Закон РФ «О ветеринарии» в 2015 году были внесены изменения, согласно которым ветеринарные службы в сфере исполнения наказаний входят в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации и вправе самостоятельно осуществлять государственный ветеринарный надзор. До внесения изменений, в том числе и в 2015 году, должностные лица Управления Россельхознадзора беспрепятственно посещали Учреждение с целью осуществления ветеринарного надзора. После принятия Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России) решения о создании ветеринарной службы внесены изменения в штатные расписания и структуры территориальных органов ФСИН, в том числе в Управлении ФСИН России по <АДРЕС> области, введены должности начальника службы и главных ветеринарных врачей, проведены необходимые организационные мероприятия, утверждено Положение о ветеринарной службе УФСИН России по <АДРЕС> области. Вместе с тем ФСИН России руководствуется Положением о ветеринарно-санитарном надзоре в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от <ДАТА4> <НОМЕР>. В период с 11 по <ДАТА5> УФСИН России по <АДРЕС> области в соответствии с Законом «О ветеринарии» провело в отношении ФКУ СИЗО-4 плановую проверку соблюдения законодательства о ветеринарии, по результатам которой составлены соответствующие акты. В силу Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора проведение в отношении одного юридического лица несколькими органами государственного контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований является недопустимым и влечет нарушение прав юридического лица. Кроме того, защитники указали, что в силу статей 1, 5, 7, 21 Закона «О ветеринарии» ветеринарный надзор на объектах органов исполнительной власти в сфере исполнения наказаний находится в исключительной компетенции ветеринарной службы ФСИН России. В силу ст. 38 Закона РФ от <ДАТА6> <НОМЕР> «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» Россельхознадзор не относится к числу органов, имеющих право беспрепятственного доступа на объекты уголовно-исполнительной системы. Непосредственный контроль над деятельностью Учреждения осуществляют ФСИН России и УФСИН России по <АДРЕС> области. ФСИН России не занимается деятельностью, связанной с оборотом лекарственных средств.
Выслушав объяснения защитников <ФИО2> и <ФИО3>, исследовав письменные материалы дела, мировой судья приходит к следующему.
За воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст.19.4.1 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусматривает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено, что <ДАТА7> заместителем руководителя Управления Россельхознадзора было издано распоряжение <НОМЕР> о проведении плановой выездной проверки ФКУ СИЗО-4 с целью надзора за соблюдением ветеринарного законодательства Российской Федерации и требований при обращении лекарственных средств для ветеринарного применения в соответствии с Планом проведения плановых проверок на 2016 год, утверждённым руководителем Управления Россельхознадзора. В распоряжении указан перечень документов, которые требовалось представить для проведения проверки (учредительные документы, документы, связанные с ветеринарной деятельностью и движением лекарственных средств для ветеринарного применения). ФКУ СИЗО-4 предложено обеспечить присутствие своего представителя для проведения проверки <ДАТА3> в 11 часов 00 минут по адресу осуществления деятельности г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, д. 20.
Уведомление о проведении проверки и распоряжение о проведении проверки получены ФКУ СИЗО-4.
В связи с отказом <ДАТА3> должностному лицу органа государственного контроля (надзора) в доступе на территорию ФКУ СИЗО-4, и предоставлении документов старшим государственным инспектором отдела пограничного и внутреннего ветеринарного контроля и надзора Управления Россельхознадзора по Республике <АДРЕС> области и Ненецкому автономному округу в отношении ФКУ СИЗО-4 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.4.1 КоАП РФ.
Согласно ст.1 Закона РФ от <ДАТА8> <НОМЕР> «О ветеринарии» (далее - Закон о ветеринарии), одними из основных задач ветеринарии в Российской Федерации являются реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных и осуществление государственного ветеринарного надзора.
Под государственным ветеринарным надзором понимается, в частности, деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных в области ветеринарии, посредством организации и проведения проверок (п.1 ст.8 Закона о ветеринарии).
Статьей 7 Закона РФ от <ДАТА8> N 4979-1 "О ветеринарии" установлено, что федеральными органами исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности создаются ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы, организационная структура, порядок осуществления деятельности и финансовое обеспечение которых определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности осуществляют свою деятельность на объектах, подведомственных указанным органам, в соответствии с положениями об этих службах, утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации, исключительно на объектах, подведомственных указанным органам, под методическим руководствам федерального органа исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
Таким образом ветеринарная служба федерального органа исполнительной власти в сфере исполнения наказаний входит в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации и вправе в силу ст.1, п.2 ст.5, ст.7, пунктов 1 и 2 ст.8 Закона о ветеринарии осуществлять федеральный государственный ветеринарный надзор.
В пунктах 1 и 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от <ДАТА9> <НОМЕР>, определено, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных является Федеральная служба исполнения наказаний. ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, и учреждения, исполняющие наказания.
Приказом директора ФСИН России от <ДАТА10> <НОМЕР> внесены изменения в штатные расписания её территориальных органов. В частности, в структуру Управления ФСИН по <АДРЕС> области включено подразделение «Ветеринарная служба». <ДАТА11> начальником ветеринарной службы УФСИН России по <АДРЕС> области назначен <ФИО2>
В соответствии с Федеральным законом от <ДАТА12> <НОМЕР> "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от <ДАТА13> «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» издан совместный приказ МВД России и Минюста России от <ДАТА14> «О мерах по реализации нормативных правовых актов по реформированию уголовно-исполнительной системы». Пунктом 12 данного Приказа постановлено применять в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Минюста России нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, регламентировавшие функционирование этой системы в составе МВД России, до принятия соответствующих нормативных правовых актов Минюста России.
В этой связи ФСИН России принято решение руководствоваться Положением о ветеринарно-санитарном надзоре в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от <ДАТА4> года <НОМЕР>.
<ДАТА16> утверждено Положение о ветеринарной службе УФСИН России по <АДРЕС> области, в соответствии с пунктами 1, 12, 13 которого ветеринарная служба УФСИН России по <АДРЕС> области входит в систему ветеринарной службы уголовно-исполнительной системы, является самостоятельным структурным подразделением УФСИН, создаётся в целях организации и осуществления государственного ветеринарно-санитарного контроля на объектах, подведомственных УФСИН, с целью предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений законодательства в области ветеринарии.
Данный нормативный правовой акт территориального органа ФСИН России является действующим и устанавливает статус, задачи и полномочия ветеринарной службы УФСИН России по <АДРЕС> области.
Из пункта 15 Положения об УФСИН России по <АДРЕС> области, утверждённого приказом ФСИН России Приказ ФСИН РФ от <ДАТА17> <НОМЕР>, следует, что УФСИН России по <АДРЕС> области осуществляет, помимо прочего, плановые и иные ревизии (проверки) деятельности подведомственных учреждений, а также осуществляет иные полномочия, возлагаемые на Управление в соответствии с законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, актами Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний.
Законом о ветеринарии предусмотрено осуществление ветеринарной службой ФСИН России государственного ветеринарного надзора.
На основании распоряжения начальника УФСИН России по <АДРЕС> области от <ДАТА18> согласно утвержденному на 2016 год плану проведения ветеринарной службой плановых проверок подконтрольных объектов в части соблюдения законодательства в сфере ветеринарии, качества и безопасности пищевой продукции, технического регулирования в период с 11 по <ДАТА5> плановая выездная проверка проведена в отношении ФКУ СИЗО-4.
Осуществление Управлением Россельхознадзора государственного ветеринарного надзора в ФКУ СИЗО-4 приведет к проведению в отношении последнего несколькими органами государственного надзора проверок исполнения одних и тех же обязательных требований, что является недопустимым на основании п.5 ст.3 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от <ДАТА19> <НОМЕР>.
Из распоряжения заместителя руководителя Управления Россельхознадзора о проведении плановой выездной проверки от <ДАТА7> следует, что целью проверки являлось не только соблюдение ветеринарного законодательства, но и требований при обращении лекарственных средств для ветеринарного применения.
В соответствии с п. 3 ст.5 Федерального закона от <ДАТА20> N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" к полномочиям федеральных органов исполнительной власти при обращении лекарственных средств относится осуществление государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств.
Приведенному положению корреспондирует постановление Правительства РФ от <ДАТА21> N 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе но ветеринарному я фитосанитарному надзору», в соответствии с пунктами 5.1.1 и 5.1.5 которого Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет надзор за обращением лекарственных средств ветеринарного применения.
Таким образом, государственный надзор за обращением лекарственных средств ветеринарного применения является самостоятельным видом надзора, который осуществляет Управление Роесельхознадзора и его территориальные органы.
Управление по Республике <АДРЕС> области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Роесельхознадзор) совместило проведение данной проверки с проверкой соблюдения ветеринарного законодательства Российской Федерации.
Статьей 5 Закона РФ от <ДАТА6> <НОМЕР> «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлен перечень лиц, осуществляющих контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы.
Старший государственный инспектор отдела пограничного и внутреннего ветеринарного контроля и надзора Управления по Республике <АДРЕС> области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Роесельхознадзор) не входит в указанный перечень.
В силу ч.5 ст.38 названного Закона для посещения учреждений и органов уголовно-исполнительной системы требуется специальное разрешение руководства этих учреждений.
Сведений о том, что старший государственный инспектор отдела пограничного и внутреннего ветеринарного контроля и надзора такое разрешение получил, в материалах дела не имеется.
В статье 9 Закона РФ от <ДАТА8> <НОМЕР> "О ветеринарии" и пункте 7 Положения о государственном ветеринарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА22> N 476, приведен перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора.
Доказательств того, что старший государственный инспектор отдела пограничного и внутреннего ветеринарного контроля и надзора одновременно по должности либо в соответствии с регламентом является государственным ветеринарным инспектором, не представлено.
Поскольку законных оснований для проведения плановой выездной проверки, не имелось, отказ в допуске на территорию ФКУ СИЗО-4 и непредоставление документов нельзя признать воспрепятствованием законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок.
Противоправных и виновных действий со стороны ФКУ СИЗО-4 не имеется, поэтому в действиях указанного юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.4.1 KoAП РФ.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В силу положений ст. 29.9 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении прекращается в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст.24.5 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении в отношении федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <АДРЕС> области» подлежит прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.9 ч.1 п.2, 29.10, 30.2 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.4.1 КоАП РФ, в отношении федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <АДРЕС> области» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в <АДРЕС> районный суд г. <АДРЕС> через мирового судью судебного участка <НОМЕР> Ломоносовского судебного района г. <АДРЕС> в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья <ФИО1>